Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Медиакоммуникации как среда для формирования импринтинга

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-7-196-216

Аннотация

Автор статьи утверждает, что медиакоммуникации становятся средой для формирования импринтинга — психофизиологического механизма, в соответствии с которым впечатление или образ запечатлеваются в мозге, превращаясь в устойчивые поведенческие программы. Выявить их позволяет анализ медиатекстов с высоким коэффициентом внимания. Материал исследования составили 200 единиц медиатекстов. Анализ проводился в следующих типологических нишах современной медиасистемы: онлайн-СМИ, social media (ВКонтакте, Одноклассники), блогах, в том числе на платформе «Дзен». Выявлено, что в текстах разных типологических сегментов медиасистемы репрезентируются разные поведенческие программы. В онлайн-СМИ поведенческие программы эксплицируются в когнитивные действия, направленные на осмысление процессов, связанных с экономическим и политическим положением России. В social media ведущей поведенческой программой становится сентенция, навеянная феноменологией случайной удачи. Блог-площадка «Дзен» раскрывает импринтинг через категории «безответственность», «шалость», «хулиганство». В остальных блогах в медиатекстах с высоким индексом внимания импринтинг видится в осмыслении вопросов профессионального характера, связанных с деятельностью в цифровом пространстве. Разные типологические ниши медиасистемы направлены на формирование неоднородных психофизиологических механизмов, трансформирующихся в аксиологический фундамент, формирующий разные поведенческие программы.

Об авторе

Е. С. Радионцева
Омский государственный технический университет
Россия

Радионцева Екатерина Сергеевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра истории, философии и социальных коммуникаций

Омск



Список литературы

1. Аверкиева Е. В. Исследования социокультурных процессов в гражданском обществе / Е. В. Аверкиева // Наука. Культура. Общество. — 2023. — № 1. — С. 38—50. — DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.1.3.

2. Александров Д. С первого взгляда : как работает импринтинг и на что он влияет [Электронный ресурс] / Д. Александров. — Режим доступа : https://trends.rbc.ru/trends/social/61eabf7f9a79479beffccf3e (дата обращения 04.06.2024).

3. Алемасов В. А. Общий культурный код народов Евразии и его социальные факторы / В. А. Алемасов // Культура в евразийском пространстве : традиции и новации. — 2020. — № 1 (4). — С. 11—13. — DOI: 10.32340/2514-772X-2020-1-11-13.

4. Антипов Г. А. Поведенческая экономика : методологический нарратив / Г. А. Антипов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия : гуманитарные и социальные науки. — 2019. — № 2. — С. 76—85. — DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.2.76.

5. Базылев В. Н. От хулилок к трэш-току : эволюция жанра / В. Н. Базылев // Жанры речи. — 2021. — № 4 (32). — С. 259—266. — DOI: 10.18500/2311-0740-2021-4-32-259-266.

6. Бочко В. С. Зеленая экономика — переход от научного знания к молодому осознанию / В. С. Бочко // Экономика. Налоги. Право. — 2023. — Т. 16. — № 3. — С. 6—15. — DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-3-6-15.

7. Делягин М. Г. Технологический социализм. Метод сохранения разума и прогресса в обществе социальных платформ / М. Г. Делягин // Свободная мысль. — 2023. — № 2 (1698). — С. 5—24.

8. Денисов С. Ф. Естественные и технические науки в мире культуры : учебное пособие / С. Ф. Денисов, Л. М. Дмитриева. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 1997. — 448 с.

9. Долголаптева К. Запечатленный навеки : что такое импринтинг и как он влияет на характер и поведение [Электронный ресурс] / К. Долголаптева. — Режим доступа : https://www.forbes.ru/forbeslife/481293-zapecatlennyj-naveki-cto-takoe-imprinting-i-kakon-vliaet-na-harakter-i-povedenie (дата обращения 07.06.2024).

10. Ерофеева И. В. Российский менталитет в дискурсе рыночной журналистики (к вопросу о потребностях и интересах современной аудитории) / И. В. Ерофеева // Гуманитарный вектор. — 2008. — № 3. — С. 50—59.

11. Ершов А. В. Влияние секса на нормальное функционирование предстательной железы / А. В. Ершов, Е. Н. Саверская // Consilium medium. — 2023. — № 25 (1). — С. 63—68. — DOI: 10.26442/20751753.2023.1.202181.

12. Жизненные стратегии молодежи в воспитательном аспекте образовательного пространства вуза на современном этапе / И. А. Ледовских, И. В. Карпова, М. Т. Меретуков, Р. И. Баженов // Современное педагогическое образование. — 2022. — № 7. — С. 20—23.

13. Кабрин В. И. Коммуникативная психосемантика индивидуального образовательного мира личности / В. И. Кабрин, Э. В. Галажинский // Сибирский психологический журнал. — 2023. — № 89. — С. 28—43. — DOI: 10.17223/17267080/89/2.

14. Каминская Т. Л. Яндекс.Дзен : новый медийный и обучающий формат / Т. Л. Каминская, Т. Томмингас // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. — 2020. — № 4 (29). — С. 1—4. — DOI: 10.34680/2411-7951.2020.4(29).1.

15. Каулин К. В. Истоки подверженности человека влиянию пропаганды / К. В. Каулин // Психолог. — 2023. — № 2. — С. 22—43. — DOI: 10.25136/2409-8701.2023.2.40092.

16. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. — Москва : Республика, 1998. — 1493 с.

17. Лукьянов О. В. Социальные аспекты вариативности индивидуальных различий высших психических функций у детей дошкольного возраста / О. В. Лукьянов, М. С. Неровных // СибСкрипт. — 2023. — Т. 25. — № 2. — С. 147—160. — DOI: 10.21603/ sibscript-2023-25-2-147-160.

18. Манскова Е. А. Роль трэш-эстетики в формировании современной концепции телевизионной документалистики [Электронный ресурс] / Е. А. Манскова // Медиаскоп. — 2009. — № 1. — Режим доступа : https://mediascope.ru/роль-трэш-эстетикив-формировании-современной-концепции-телевизионной-документалистики (дата обращения 5.06.2024).

19. Метилирование ДНК: распределение в геноме, механизм регуляции и мишень для терапии / Д. С. Каплун, Д. Н. Калюжный, Е. Б. Прохорчук, С. В. Женило // Acta Nature. — 2022. — Т. 14. — № 4 (55). — С. 4—19. — DOI: 10.32607/actanaturae. 11822.

20. Механизмы формирования системы мотивации молодежи к здоровому образу жизни / Е. С. Садовников, Г. Е. Середина, Н. В. Сведере, Н. В. Серединцева // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2022. — № 12 (214). — С. 497—504. — DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12. p 497-504.

21. Нерсесова Т. Е. Аксиологическая основа медиаконтента как способ формирования субъективного восприятия культурных ценностей общества и их оценки [Электронный ресурс] / Т. Е. Нерсесова // Медиаскоп. — 2011. — № 2. — Режим доступа : https://www.mediascope.ru/node/835 (дата обращения 5.06.2024).

22. Олешков М. Ю. Моделирование коммуникативного процесса : монография / М. Ю. Олешков. — Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2006. — 336 с. — ISBN 5-8299-0082-5.

23. Рапай К. Культурный код : Как мы живем, что покупаем и почему / К. Рапай ; пер. с англ. — Москва : Альпина Бизнес Букс, 2008. — 167 с.

24. Распопова С. Фейковые новости. Информационная мистификация : учеб. пособие / С. Распопова, Е. Богдан. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 112 с. — ISBN 978-5-756-70940-7.

25. Руденко М. О. Негативная медийная информация и ее влияние на человека / М. О. Руденко // Медиаобразование. — 2014. — № 2. — С. 108—112.

26. Самойлова В. С. Англоязычные политические неологизмы : от семантики к прагматике использования / В. С. Самойлова // Вестник НГУ. Серия : лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2023. — Т. 23. — № 1. — С. 145—159. — DOI: 10.25205/1818-7935-2023-21-1-145-159.

27. Сидоров В. А. Самоцензура в журналистике: диалектика искажений профессиональной культуры / В. А. Сидоров // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2023. — № 84. — С. 250—264. — DOI: 10.17223/19986645/84/13.

28. СМИ в системе антинаркотических практик / под общ. ред. Е. В. Шмелевой. Санкт-Петербург : СПбГУ, 2001. — 1 электрон. опт. диск (CD-R) : цв.; 12 см. — ISBN 978-5-8465-1165-1.

29. Смирнов М. Ю. Импринтинг как механизм формирования нравственного поведения человека / М. Ю. Смирнов, М. Ю. Трофимов // Психология и психотехника. — 2017. — № 2. — С. 33—44. — DOI: 10.7256/2454-0722.2017.2.23462.

30. Чешев В. В. Человек как мыслящее существо, или оправдание разума / В. В. Чешев. — Томск : Изд-во Том. Арх-строит. Ун-та, 1999. — 203 с.

31. Что такое импринтинг, и как он влияет на нашу жизнь [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://dzen.ru/a/XLReZP3SagCzNeUS (дата обращения 5.06.2024).

32. Югова О. В. Влияние социально-психологических факторов и семейной среды на психическое развитие ребенка / О. В. Югова // Специальное образование. — 2021. — № 1. — С. 127—139.

33. DePaul P. The temporal pattern of attachment behavior in the context of imprinting / P. DePaul, H. S. Hoffman // Behavioral and Neural Biology. — 1980. — № 28 (1). — Pp. 48—64. — DOI: 10.1016/S0163-1047(80)93146-5.

34. Dhiman, Bh. Enhancing Positivity in Mass Media for Nation Building : A Critical Review : June 15, 2023 : [preprint] : [Electronic resource]. DOI: 10.2139/ssrn.4480810. Access mode : https://ssrn.com/abstract=4480810 (accessed 23.07.2024).

35. Gottlieb G. Developmental age as a baseline for determination of the critical period in imprinting / G. Gottlieb // Journal of Comparative and Physiological Psychology. — 1961. — № 54 (4). — Pp. 422—427. — DOI: https://doi.org/10.1037/h0049127.

36. McCabe B. J. Imprinting / B. J. McCabe // WIREs Cogn Sci. — 2013. — № 4. — Pp. 375—390. — DOI: 10.1002/wcs.1231.

37. Nagy Е. Homo imitans or homo provocans? Human imprinting model of neonatal imitation / E. Nagy, P. Molnar // Infant Behavior and Development. — 2004. — № 27 (1). — Pp. 54—63. — DOI: 10.1016/J.INFBEH.2003.06.004.

38. Bolhuis J. J. Birdsong memory and the brain : In search of the template / J. J. Bolhuis, S. Moorman // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. — 2015. — № 50. — Pp. 41—55. — DOI: 10.1016/j.neubiorev.2014.11.019.


Рецензия

Для цитирования:


Радионцева Е.С. Медиакоммуникации как среда для формирования импринтинга. Научный диалог. 2024;13(7):196-216. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-7-196-216

For citation:


Radiontseva E.S. Media Communications as a Context for Imprinting Formation. Nauchnyi dialog. 2024;13(7):196-216. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-7-196-216

Просмотров: 167


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)