Генетические истоки романа воспитания в литературе соцреализма («роман фигуры» Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-1-237-255
Аннотация
Статья посвящена осмыслению «романа фигуры» как особого подтипа романа воспитания. Гипотеза исследования состоит в расширении и углублении идей М. Бахтина и М. Берга об особой разновидности в соцреалистической литературе романа воспитания, а также Х. Майкснера и В. Пашигорева о жанровой специфике «романа фигуры»: мы полагаем, что в литературе соцреализма традиция романа воспитания трансформировалась в «роман фигуры». Научная новизна статьи состоит в том, что впервые доказывается, что «роман фигуры» на русской почве генетически восходит к «Что делать?» Н.Г. Чернышевского. Цель статьи — выявить генетические истоки «романа фигуры» в русской словесности. В результате было установлено, что, во-первых, в романе Чернышевского сохраняется жанровая доминанта романа воспитания, более того, при наличии моногероя как носителя исключительно типических черт, становлению в романе подвергается идея, сосредоточенная в его образе. Во-вторых, центральное место у Чернышевского, равно как и в соцреалистическом «романе фигуры», занимает процесс идеологизации, причем важнейшие этапы идейного становления героини в романе маркируются включением в хронотоп повествования онейрических эпизодов, способствующих созданию особой нарративной модели. В-третьих, развитие героини изначально задано и устремлено в будущее таким образом, что в результате из носителя идеи она превращается в ее транслятора и в глазах других героев становится тождественной с ней: в финале романа роль протагониста меняется с ученической на наставническую.
Ключевые слова
Об авторах
О. Ю. ОсьмухинаРоссия
Осьмухина Ольга Юрьевна - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы.
Саранск
Е. П. Овсянникова
Россия
Овсянникова Екатерина Павловна - исполнитель проекта, отдел сопровождения научных проектов.
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Чернышевский Н. Г. Что делать? / Н. Г. Чернышевский. — Москва : Издательство АСТ, 2017. — 573 с. — ISBN 978-5-17-105407-6.
2. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Теория романа (1930—1961 гг.) / М. М. Бахтин. — Москва : Языки славянской культуры, 2012. — Т. 3. — 880 с. — ISBN 978-5-9551-0500-0.
3. Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики / С. И. Беглов. — Москва : Высшая школа, 1984. — 366 с.
4. Берг М. А. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе / М. А. Берг. — Москва : Новое литературное обозрение, 2000. — 352 с. — ISBN 5-86793-101-3.
5. Борев Ю. Социалистический реализм: взгляд современника и современный взгляд / Ю. Борев. — Москва : АСТ, Олимп, 2008. — 478 с. — ISBN 978-5-17-052357-3.
6. Володина Е. Н. Романы В. Дудинцева : Типология и эволюция жанра : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Е. Н. Володина. — Екатеринбург, 1998. — 285 с.
7. Диалектова А. В. Воспитательный роман в немецкой литературе эпохи Просвещения / А. В. Диалектова. — Саранск : [б. и.], 1972. — 38 с.
8. Добренко Е. А. Политэкономия соцреализма / Е. А. Добренко. — Москва : Новое лит. обозрение, 2007. — 592 с. — ISBN 5-86793-482-9.
9. Елиферова М. В. Что делать с Чернышевским? Заметки читателя / М. В. Елиферова // Вопросы литературы. — 2007. — № 5. — С. 232—251.
10. Кларк К. Советский роман : история как ритуал / К. Кларк ; пер. с англ. ; под ред. М. А. Литовской. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2002. — 260 с. — ISBN 978-5-7525-1027-4.
11. Краснощекова Е. А. Роман воспитания. Bildungsroman на русской почве : Карамзин, Пушкин, Гончаров, Толстой, Достоевский / Е. А. Краснощекова. — Санкт-Петербург : Изд-во Пушкинского фонда, 2008. — 478 с. — ISBN 978-5-89803-169-5.
12. Крупская Н. К. Что нравилось Ильичу из художественной литературы / Н. К. Крупская // Удар. — 1927. — № 1. — С. 124—128.
13. Лейдерман Н. Л. Современная русская литература : 1950 — 1990-е гг. : в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. — Москва : Издательский центр «Академия», 2003. — Т. 1. — 412 с. — ISBN 978-5-7695-4638-9.
14. Луначарский А. В. Чернышевский как писатель / А. В. Луначарский // Статьи о Чернышевском. — Москва : Гослитиздат, 1958. — С. 54—86.
15. Медушевский А. Н. Государство-Коммуна : Эксперимент рабочей демократии в России 1918 г. и причины его крушения / А. Н. Медушевский // Мир России. — 2019. — № 2. — С. 63—83.
16. Наумова Н. Роман Чернышевского «Что делать?» / Н. Наумова. — Ленинград : Художественна литература, 1978. — 135 с.
17. Осьмухина О. Ю. Особенности репрезентации жанровой традиции романа воспитания в русской прозе конца 1920-х годов / О. Ю. Осьмухина, Е. П. Овсянникова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Philology. Theory & Practice. — 2024. — Т. 17. — Выпуск 6. — С. 2079—2085.
18. Осьмухина О. Ю. Черты фигурализма в поэтике романа В. Каверина «Два капитана» / О. Ю. Осьмухина, Е. П. Овсянникова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2023. — Т. 24. — № 3 (2). — С. 359—369.
19. Паперно И. Семиотика поведения : Николай Чернышевский — человек эпохи реализма / И. Паперно. — Москва : Новое литературное обозрение, 1996. — 207 с. — ISBN 5867930157.
20. Пашигорев В. Н. Роман воспитания в немецкой литературе XVIII—XX веков. Генезис и эволюция : диссертация … доктора филологических наук : 10.01.03 / В. Н. Пашигорев. — Ростов-на-Дону, 2005. — 333 с.
21. Синявский А. Что такое социалистический реализм / А. Синявский. — Париж, 1988. — 64 с.
22. Хоффманн Д. Л. Взращивание масс. Модерное государство и советский социализм. 1914—1939 / Д. Л. Хоффман. — Москва : Новое литературное обозрение, 2018. — 422 с. — ISBN 978-5-4448-0730-9.
23. Gunther H. Education and Conversion : The Road to the New Man in the Totalitarian Bildungsroman / H. Gunther // The Culture of the Stalin Period. Günther H (Ed) ; Studies in Russia and East Europe. — Basingstoke : Macmillan, 1990. — Pp. 193—209.
24. Meixner H. Romantischer Figuralismus : kritische Studien zu Romanen von Arnim, und Hoffmann / H. Meixner. — Frankfurt am Main : Athenäum Verl, 1971. — 266 s.
Рецензия
Для цитирования:
Осьмухина О.Ю., Овсянникова Е.П. Генетические истоки романа воспитания в литературе соцреализма («роман фигуры» Н.Г. Чернышевского «Что делать?»). Научный диалог. 2025;14(1):237-255. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-1-237-255
For citation:
Osmukhina O.Yu., Ovsyannikova E.P. Genetic Origins of Bildungsroman in Socialist Realism Literature: “Figure Novel” of N.G. Chernyshevsky’s “What Is to Be Done?”. Nauchnyi dialog. 2025;14(1):237-255. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-1-237-255