Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Роль математического образования в формировании готовности к научно-исследовательской деятельности будущих специалистов социально-экономической сферы

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-10-334-354

Полный текст:

Аннотация

Дается оценка роли математического образования в процессе подготовки профессиональных кадров для социально-экономической сферы. Авторы считают, что освоение студентами математики положительно сказывается на их научно-исследовательской деятельности и формировании у них готовности к эффективному осуществлению этой деятельности. Актуальность статьи обусловлена процессами модернизации, протекающими в современном обществе в целом и в высшем образовании, в частности. Проведено сравнительное исследование научных трудов, связанных с подготовкой профессиональных исследователей в соответствующей области. Выделены пять взаимодополняющих методологических подходов, которые представляются наиболее перспективными в контексте подготовки будущих исследователей. Для определения начального уровня готовности к научно-исследовательской работе будущих специалистов установлены критерии сформированности их готовности к научно-исследовательской работе. Выделены и обоснованы три уровня, отражающие степень готовности: низкий, средний и высокий. Новизна исследования заключается в разработке модели формирования готовности к научно-исследовательской работе посредством высшего математического образования. Авторы статьи отмечают, что в соответствии с результатами констатирующего и формирующего этапов проведенного эксперимента модель и педагогические условия формирования готовности студентов к научно-исследовательской работе средствами математического образования можно считать достаточно эффективными. Также подчеркивается, что исследовательская деятельность не должна сводиться к шаблону, готовому алгоритму.

Об авторах

Н. А. Просолупова
Курский государственный университет
Россия


М. Г. Сергеева
Российский университет дружбы народов
Россия


Е. А. Мраченко
Российский университет дружбы народов
Россия


И. С. Самохин
Российский университет дружбы народов
Россия


Список литературы

1. Беленчук Л. Н. Историко-педагогическое знание - часть современной образовательной культуры учителя / Л. Н. Беленчук, Е. Е. Никитина // Учитель и его формирование : исторический опыт передачи образованности и культуры : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции - XXXI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской академии образования. - Тверь : Отрок, - 2016. - С. 56-62.

2. Вербицкий А. А. Человек в контексте речи : формы и методы активного обучения / А. А. Вербицкий. - Москва : Знание, - 1990. - 63 с.

3. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, - 2004. - 84 с.

4. Коржуев А. В. Современная теория обучения : общенаучная интерпретация : учебное пособие для вузов и системы последипломного профессионального образования преподавателей / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - Москва : Академический проект, 2009. - 192 с.

5. Никитина Е. Е. А. М. Новиков и проблемы развития российского профессионального образования (историко-педагогический контекст) / Е. Е. Никитина // Методология профессионального образования : сборник материалов международной научно-практической конференции. - Москва : Институт стратегии развития образования РАО, - 2016. - С. 121-125.

6. Никитина Е. Е. Новинки учебно-методической литературы в системе СПО и НПО по профессиям и специальностям техникума / Е. Е. Никитина, Е. Ю. Провоторова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2013. - № 3 (7). - С. 107-114.

7. Никитина Е. Е. Проектная и образовательная деятельность школы № 1466 им. Ю. Н. Рушевой / Е. Е. Никитина // Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики : монографический сборник. - Москва : Издательство Института эффективных технологий, 2014а. - С. 288-300.

8. Никитина E. E. Социально-ориентированные программы в опыте политехнического музея / Е. Е. Никитина // Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики : монографический сборник. - Москва : Издательство Института эффективных технологий, 2014б. - С. 197-201.

9. Суходимцева А. П. К проблеме конкурентоспособности педагогов на российском рынке труда / А. П. Суходимцева // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - № 5 / 6 - С. 24-26.

10. Суходимцева А. П. Обновление методов обучения в аспекте методологии учебной деятельности / А. П. Суходимцева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2017. - № 6. - С. 39-43.

11. Суходимцева А. П. Проблема метапредметности в образовании в условиях сохранения предметного обучения / А. П. Суходимцева // Материалы международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в образовательной и научной среде» (17 сентября 2016 г., г. Сургут). - Стерлитамак : Агентство международных исследований, - 2016. - 190 с. - С. 127-135.

12. Sukhodimtseva A. P. Network projects as an innovative form of lifelong education / A. P. Sukhodimtseva // Lifelong learning : Continuous education for sustainable development Proceedings of the 12th International Conference : in 2 parts. - Saint-Petersburg : Pushkin Leningrad State University, - 2014. - Pр. 73-75.


Рецензия

Для цитирования:


Просолупова Н.А., Сергеева М.Г., Мраченко Е.А., Самохин И.С. Роль математического образования в формировании готовности к научно-исследовательской деятельности будущих специалистов социально-экономической сферы. Научный диалог. 2017;(10):334-354. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-10-334-354

For citation:


Prosolupova N.A., Sergeyeva M.G., Mrachenko E.A., Samokhin I.S. Role of Mathematics Education in Forming Readiness for Research Work in Future Specialists of Socio-Economic Sphere. Nauchnyi dialog. 2017;(10):334-354. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-10-334-354

Просмотров: 260


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)