№ 10 (2017)
ЯЗЫКОЗНАНИЕ 
9-25 193
Аннотация
Статья посвящена вопросам взаимодействия глобального западно-ориентированного и локального японского англоязычного лингводидактического дискурса в образовательном пространстве Японии. Проблема взаимодействия данных дискурсов рассматривается автором на материале терминов, относящихся к базисной категории лингводидактики, а именно к категории «Ученик». Предполагается, что тщательный анализ терминов данной категории позволит определить общие сферы и различия интересов авторов дискурсов - носителей и неносителей английского языка, а следовательно, выявить ключевые положения и проблемы в современном языковом образовании Японии. Актуальность исследования, а также обращение к лингводидактическому дискурсу Японии обусловлены рядом факторов. Во-первых, именно на примере японской образовательной среды взаимовлияние лингводидактического дискурса и социокультурного контекста можно описать наиболее полно. Во-вторых, исследование англоязычного лингводидактического дискурса Японии вызвано общностью образовательного контекста России и Японии, схожими образовательными реформами и противоречиями, возникающими в процессе преобразований. Новизна исследования видится в том, что в данной работе анализ дискурса впервые осуществляется на базе трехаспектного анализа лингводидактического термина. Подобный метод анализа позволяет провести междисциплинарное исследование, затрагивающее сферы анализа дискурса, терминоведения и межкультурной коммуникации.
26-40 281
Аннотация
Статья посвящена дискурсивному конструированию межгосударственных отношений во внешнеполитическом дискурсе. На материале сайта МИД РФ автор определяет стратегии положительно-оценочной репрезентации российско-итальянских отношений и выделяет языковые средства, реализующие эти стратегии. В число стратегий входят следующие: стратегия положительной оценки, стратегия оправдания отрицательных характеристик актора-партнера, стратегия положительного прогноза, стратегия демонстрации вовлечённости, стратегия демонстрация схожести проблем или похожих взглядов, стратегия указания на легитимность отношений и осуществляемых действий, а также стратегия положительной эмоционализации. Автор показывает, что стратегии, конструирующие актора-партнера, реализуются в разных жанрах внешнеполитического дискурса, и это позволяет создавать непротиворечивую картину российско-итальянских отношений. Автор утверждает, что наличие значительного количества выявленных положительно-оценочных репрезентаций свидетельствует о востребованности во внешнеполитических практиках не только стратегий, реализующих агональную (конфликтную) функцию внешнеполитического дискурса, но и стратегий, направленных на гармонизацию отношений, конструирование партнерства и групп взаимодействующих акторов в межгосударственных отношениях.
41-56 224
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению динамики изменения способов и языковых средств репрезентации мнения автора в немецких научных текстах XVII-XIX веков. Актуальность исследования обусловлена ростом интереса к эволюции как речевой деятельности в целом, так и отдельных сфер коммуникации, таких как научная коммуникация, в частности. Автор статьи отмечает также, что дискурсивные практики обладают свойством «социальной индексальности», обусловливающим взаимосвязь языкового содержания текста с его экстралингвистическим контекстом. В работе рассматриваются два основных вида авторского мнения: мнение-полагание, выражающее оценку вероятности пропозиции, и мнение-оценка, соотносящееся с общеаксиологическими и эмоциональными установками автора научного текста. Выполнен анализ корпуса источников, включающих научные сочинения немецких авторов и разделенных на три группы с учетом времени создания (тексты XVII века, XVIII века и первой половины XIX века соответственно) Сделан вывод о существовании определенных тенденций в эволюции способов выражения авторского мнения. Так, отмечается последовательное расширение группы языковых средств выражения и частотность употребления мнения-полагания. Показано, что мнение-оценка обнаруживает тенденцию к изменению семантики от общей эмотивной оценки к когнитивно-ориентированной. Автор статьи выдвигает предположение, что выявленные тенденции можно интерпретировать как проявление принципа отражения в коммуникативно-дискурсивных практиках социально-исторического контекста: эти тенденции явились результатом становления науки как социального института и формирования профессионального сообщества.
57-68 354
Аннотация
Статья посвящена поискам этимологической интерпретации некоторых слов с семантикой вранья и обмана. Материалом для работы послужили русские диалектные лексемы, имеющие употребление в основном на Русском Севере (в вологодских, архангельских и новгородских говорах). В ряде случаев автор обращается к неопубликованным полевым материалам картотеки Словаря говоров Русского Севера, хранящейся на кафедре русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации Уральского федерального университета. Интерпретируемые слова ранее не рассматривались в этимологической литературе или имеют спорное толкование, что обеспечивает актуальность и новизну исследования. Среди анализируемых лексем - влг. колы́жить ‘врать’, арх., влг., петерб. древúть ‘говорить вздор, пустяки, болтать, лгать’, влг. обрязáнить ‘обмануть, надуть’, новг. чмурúть ‘притворяться, обманывать’, влг. гнездúть ‘врать’, диал. шир. распр. отурúть ‘обмануть’, каждой из которых в статье посвящен отдельный этюд. Перечисленные слова рассматриваются в составе включающих их этимолого-словообразовательных гнезд. К анализу привлекаются типологические семантические и словообразовательные параллели, автор также обращается к мотивационным моделям номинации, что способствует достоверности полученных результатов.
69-80 430
Аннотация
Исследование выполнено в русле актуального направления современной науки - гендерной лингвистики. Статья посвящена вопросу о коммуникативном имидже телеведущих политического ток-шоу Владимира Соловьева и Ольги Скабеевой. Представлены результаты сопоставительного анализа компонентов публичного образа каждой медиаперсоны: внешнего вида, коммуникативного поведения, речевой манеры. Показано, что Соловьев и Скабеева обладают ярким, запоминающимся, убеждающим имиджем, а их сходные черты - позиция лидера, деловой стиль в одежде, система жестов, категоричность - обусловлены форматом передачи. Доказывается, что в то же время коммуникативные образы телеведущих имеют специфические гендерные черты: имидж Владимира Соловьева соответствует стереотипным представлениям о настоящем мужчине, тогда как имидж Ольги Скабеевой соединяет в себе как типично женские (скромность, элегантность, паритетность), так и мужские признаки (рациональность, категоричность, жесткость). Особое внимание уделено речевому поведению, обнаруживающему индивидуальные особенности каждой медиаперсоны. Речевая манера Владимира Соловьева характеризуется как напористая, полистилевая, управленческая. Авторы статьи утверждают, что доминирующей для этого ведущего является стратегия самопредставления, а главную интенцию можно определить как удержание коммуникативного лидерства. Общую речевую манеру Ольги Скабеевой можно охарактеризовать как агрессивную, но при этом ведущая использует сугубо женские приемы смягчения конфликта. Доказано, что формирование коммуникативного стиля телеведущего не свободно от гендерных особенностей личности.
81-97 353
Аннотация
Рассматривается вопрос о переводе русских фразеологических единиц на китайский язык. Отмечается, что фразеологизмы, являясь распространенным средством художественной выразительности, одновременно представляют собой одну из преград для перевода художественного текста с русского языка на китайский язык из-за разности лингвокультур, истории, традиций двух стран. Поднимается вопрос о разграничении китайскими лингвистами и переводчиками понятий «фразеологизм», «пословица», «поговорка»; представлены результаты сопоставительного анализа отдельных русских фразеологизмов и вариантов их переводов на китайский язык, извлеченных из семи изданий романа «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Актуальность исследования обусловлена тем, что фразеологические единицы являются одним из показателей богатства языка автора художественного текста, элементом его идиостиля, поэтому профессиональные переводы должны сохранять эти показатели стиля художественного произведения. Новизна определяется отсутствием исследований переводов А. С. Пушкина как среди русских, так и среди китайских лингвистов. Утверждается, что переводчики по-разному относятся к необходимости прокомментировать для китайского читателя употребление автором устойчивых выражений. Языковой материал настоящей статьи ограничен фразеологизмами, которые прокомментированы в переводных изданиях. Особое внимание уделяется фразеологизмам, некорректный перевод которых может затруднить понимание художественного текста читателем-инофоном.
98-110 320
Аннотация
Предлагается комплексный анализ широко распространенного в русских народных говорах фразеологизма тюха да матюха и различных его вариантов ( тюха, пантюха да колупай с братом; тюха-матюха; тюха-пантюха и др.). Автор выделяет модели фразообразования, описывает семантику фразеологизма и выясняет ономастический статус его именных компонентов. Подчеркивается, что в структурном отношении тюха-матюха и тюха-пантюха являются парными словами (именами). Отмечается, что механизм редупликации задействован и при создании расширенных вариантов фразеологизма. Автор статьи обращает внимание на то, что семантика фразеологизма, помимо прочего, включает в себя указание на количество, которое варьирует в зависимости от интерпретации диалектоносителями его внутренней формы: как рифмованного «прозвища», состоящего из личного имени и оценочно-характеризующего слова, или как сочетания синонимов - апеллятивных характеристик в чем-то схожих друг с другом людей. Доказывается, что с точки зрения этимологии одни фразеонимы, скорее всего, представляют собой онимизированные апеллятивы ( матюха , пантюха ), другие, наоборот, являются личными именами, частично подвергшимися апеллятивизации ( фетюха , ванька с манькой , прошка, ерошка ). Автор указывает, что среди фразеонимов обоих типов могут быть и такие, которые перешли из одного разряда языковых единиц в другой еще до вхождения в состав устойчивого выражения ( пантюха , ванька с манькой , прошка, ерошка ).
111-127 317
Аннотация
Рассматриваются вопросы идеографического описания и лексикографирования социальной лексики. Показано, что несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию разных групп социальной лексики, комплексное описание социальных номинаций в настоящее время отсутствует. На примере анализа номинаций, репрезентирующих институциональные отношения, разрабатывается и совершенствуется методика анализа лексики с точки зрения актуализации социальной семантики в языковых единицах. Отмечается, что актуальность работы обусловлена сопоставительным ракурсом исследования, поскольку к анализу привлекается лексика из разных идиомов русского языка: литературного языка, жаргона, городского просторечия и русских народных говоров - с целью установить расхождения и сходства между сознанием носителей русского языка, представляющих разные социальные, территориальные и иные группы. Практическая значимость и перспектива исследования заключаются в создании идеографического описания социальной лексики в виде идеографического словаря. На примере анализа номинации бандеровец обосновывается логика формирования новых значений слов, не зафиксированных ранее словарями, и создания словарных статей для идеографического словаря. Продемонстрировано применение методов семного, классификационного, лингвостатистического, контекстного, дефиниционного анализа, а также частично представлено применение метода идеографической реконструкции номинативных множеств.
10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА 
129-148 267
Аннотация
Рассматривается вопрос о том, как Е. А. Боратынским интерпретируются категории бытия и небытия в книге стихов «Сумерки» (1842). Отмечается, что «Сумерки» стали итоговой книгой в творчестве поэта, в ней отразились его философские искания в 30-е годы XIX века. С другой стороны, как подчеркивает автор данной статьи, выход «Сумерек» ознаменовал закат целой эпохи - эпохи романтизма с его искусством и философией. Утверждается, что Е. А. Боратынский размышляет о бытии как существовании субъекта, о бытии как «юдольном мире», а также о сверхбытии. С помощью анализа мотивов возникновения, созидания и исчезновения, прослеживающихся в творчестве Е. А. Боратынского, раскрываются представления поэта о небытии и об «инобытии». Утверждается, что в «Сумерках» онтологические проблемы оказываются тесно связанными с гносеологическими вопросами. Показано, что, согласно творческой концепции Е. А. Боратынского, к подлинному знанию приводит не чувственный или рациональный способ познания, а «металогический», то есть тайны сверхбытия открываются посредством «металогики». Автор статьи заключает, что индивидуальные искания Боратынского отвечают общим тенденциям развития истории русской мысли.
149-169 279
Аннотация
Обряды и праздники удмуртского календаря, логика содержания которых подчинена идее взаимосвязи продуцирующей энергии природы и человека, рассматриваются в общей системе этнических представлений о времени и половозрастной стратификации общества. Установлено, что мужчины играли важную роль в процессе моления, «женская» тема становилась квинтэссенцией весенних обрядов, главными функциями которых являлись плодородящая и продуцирующая. Особая роль отводилась пожилым женщинам, которые являлись не только своеобразными распорядителями обрядовых действий, но и были инициаторами проведения окказиональных ритуалов. Главными участниками они становились и при необходимости установления контакта с потусторонним миром. Молодежь занимала активную позицию в начале полугодий как равнозначных периодов ( палар ) календарного цикла - весной и осенью. Молодые парни и девушки были главными участниками весенне-летних игрищ-хороводов и осенне-зимних посиделок. Основной задачей обрядов этого цикла было образование пар с перспективой женитьбы-замужества. Канун праздника мог быть соотнесен с пубертатным периодом. Дети участвовали в соответствующих обрядам играх. Выявлены основные образы-персонажи ритуальных сценариев как символы качественных изменений в природном цикле и жизни человека. Акцентируется внимание на функциях персонажей, особенностях их поведенческих стереотипов.
170-178 246
Аннотация
Статья посвящена литературоведческому анализу ключевых монологов главного протагониста трагедии Шекспира «Король Лир». Рассматривается вопрос об особенностях лирического колорита в трагедии Шекспира «Король Лир». Уделяется внимание вопросу лирического начала в шекспировской драме. Особое внимание уделяется поэтическому анализу выбранных монологов, которые могут рассматриваться как самостоятельные лирические произведения. Новизна исследования видится в том, что обозначенный аспект - исследование переводческой рецепции именно лирического колорита в драме Шекспира - пока не был предметом изучения в отдельной работе, несмотря на то что в отечественном литературоведении поставлен и серьезно изучен вопрос о русских переводах трагедии «Король Лир». Актуальность исследования обусловлена потребностью сравнительного литературоведения в расширении представлений об особенностях лирического колорита драматического произведения в процессе переводческой рецепции, в определении особенностей лирического дискурса, формирующего русский облик английской трагедии. Выполнен обзор исследовательских позиций относительно проблемы лиризма в шекспировской драме, в частности в трагедии «Король Лир». Представлены результаты сопоставительного анализа монологов короля Лира в двух наиболее признанных переводах: Т. Л. Щепкиной-Куперник и Б. Л. Пастернака.
179-187 289
Аннотация
Анализируется образ пути в ранней лирике А. А. Блока и С. А. Есенина. Комментируется история отношений двух поэтов. Уделяется внимание тому, какое значение имели для Есенина личность и творчество Блока. Показано, что Блок был для С. Есенина этическим и нравственным ориентиром. Представлены результаты сопоставительного анализа стихотворений Блока «Поэт в изгнаньи и сомненьи…», «Весна в реке ломает льдины…» и стихотворения Есенина «Там, где вечно дремлет тайна» . Сделан вывод о том, что идиллический топос блоковской лирики («голубая даль» и «миры иные»), с одной стороны, является одним из истоков есенинского образа «Голубой Руси», а с другой стороны, оказывается типологически однороден этому образу. Актуальность исследования обусловлена тем, что творчество Блока и Есенина анализируется не только в рамках оппозиции символизм - постсимволизм , но как творчество поэтов-модернистов, что позволяет выявить важную систему смыслов, характерную для образа пути в культуре модернизма. Доказано, что логика жизнестроительного пути в творчестве Блока и Есенина совпадает на уровне основных структурных смыслов: трудный путь приобщения к тайне, тайному знанию и тайному видению, преодоление духовной вертикали на пути к преображению и выполнению миссии.
188-199 270
Аннотация
Статья посвящена специфике свадебного обряда села Арзамасцево Каракулинского района Удмуртской Республики (УР), где с первой трети XIX в. проживают русские переселенцы из Тамбовской губернии. Рассмотрена история села - фрагменты документальных источников, преданий, устных рассказов. Проанализированы локально-групповые прозвища «яг у ты», «слепор о ды», «слеп у ши», топоним «Арзамасцево». Охарактеризованы элементы свадебного обряда. Приведены диалектные обозначения обрядовых действий. Выявлены специфические свадебные обычаи - отбивание невестой зори ; катание др у жками курника и постели невесты, кража постели; столование у невесты после венчания; натягивания нитей во дворе невесты во время прибытия жениха за невестой. Представлены результаты сопоставительного анализа свадебных ритуалов села Арзамасцево и других русских диалектных традиций УР. Установлено, что свадебные обряды села Арзамасцево органично коррелируют с русским свадебным фольклором Каракулинского района и других локальных традиций УР. Указано, что вероятной причиной данного факта стало то, что ко времени возникновения села Арзамасцево на территории Среднего Прикамья сложилась устойчивая местная традиция, типологически близкая русской традиционной культуре центральных губерний России. Подчёркивается, что традиционная культура села Арзамасцево Каракулинского района УР - многокомпонентное явление, основой которого является самобытный фольклор переселенцев.
07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ 
201-207 233
Аннотация
Статья посвящена проблеме продовольственной безопасности как составляющей экономической безопасности Китая. Рассматривается решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности Китая в 90-е годы XX века. Вопросы продовольственной безопасности в Китае впервые стали обсуждаться в начале 1990-х годов. В статье уделяется внимание определению продовольственной безопасности в глобальном контексте. Приводятся виды продовольственной безопасности. Отмечается, что в 1990-е годы в Китае возникла реальная угроза продовольственной безопасности страны. Проведенный анализ показывает, что из-за ускорения процесса индустриализации в Китае многочисленные полевые угодья используются для строительства объектов инфраструктуры, и рабочая сила в деревне резко сокращается. Доказано, что причиной нарастающей угрозы является быстрое экономическое развитие как следствие реформ в Китае и его последующее влияние. Особое внимание уделяется эффективным мерам, принятым правительством Китая для обеспечения продовольственной безопасности. Подчеркивается, что государственная сельскохозяйственная политика Китая направлена на расширение производства продовольствия и повышение урожайности с единицы площади. Автор доказывает, что в процессе решения проблем продовольственной безопасности Китая в 90-е годы XX века государство играло значительную роль.
208-220 297
Аннотация
Рассматривается вопрос создания Коминтерна и формирования коммунистической концепции войны и мира в условиях становления Версальской системы международных отношений. Актуальность темы обусловлена тем, что проблема разрядки международной напряженности сегодня вновь необычайно остра. Автор статьи отмечает, что идет поиск новой модели мирового порядка и мирных путей перехода к нему, что обусловливает актуальность обращения к опыту прошлого. Новизна исследования заключается в том, что освещение проблемы войны и мира в документах Коминтерна в российской историографии только начинает исследоваться, фундаментальных работ по этой теме пока нет. В статье проводится сравнительный анализ демократических и коммунистических взглядов на создание новой системы международных отношений. Большое внимание уделяется работе I конгресса Коминтерна, на котором были заложены основы программных установок международного коммунистического движения. Анализируются расхождения по тактическим вопросам коммунистов с западной социал-демократией и разногласия между «правыми» и «левыми» в самом Коминтерне. Автор приходит к выводу, что, несмотря на революционную риторику, большевистское руководство стремилось заключить мир с великими державами и наладить с ними экономические связи. Указано, что теоретические установки коммунистов корректировались в зависимости от практических интересов Советского государства.
221-235 205
Аннотация
Статья посвящена мало разработанной в отечественной историографии теме, особенно в том, что касается ее регионального аспекта. Исследование проведено на материалах трех архивов: Государственного архива Свердловской области (ГАСО), Российского государственного архива экономики (РГАЭ) и Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) с привлечением научной и публицистической литературы. Актуальность темы обусловлена ее известной значимостью для общественных наук, прежде всего - для истории. Научная новизна работы видится в том, что в оборот вводятся новые материалы, обнаруженные автором в указанном архиве. Целью написания статьи было исследование денежных доходов и расходов одиноких колхозников Свердловской области в 1960 году. Отмечается, что наиболее достоверным источником для исследования являются данные бюджетных обследований. Утверждается, что эти материалы долгое время были закрыты для исследователей и стали доступны для разработки сравнительно недавно. Подчеркивается, что указанные материалы необходимо подвергать всестороннему анализу, в том числе с использованием математического аппарата. Констатируется, что наблюдалась довольно серьезная дифференциация налично-денежных доходов обследуемых колхозников. Заявляется, что сравнительно высокие доходы имели колхозники лишь отдельных хозяйств, по различным причинам находившихся в привилегированном положении. Доказывается, что большую часть расходов колхозников составляли покупки скота и птицы, продуктов сельского хозяйства, а также промышленных товаров (включая продовольственные). Декларируется, что с экономической точки зрения личное подсобное хозяйство (ЛПХ) выполняло две важные функции: во-первых, оно, как правило, формировало рацион питания колхозников, во-вторых, было основным источником поступления денег в крестьянский дом. Делается вывод о том, что с учетом доходов от ЛПХ суммарные доходы колхозников в какой-то мере становились сопоставимыми с доходами городских жителей.
236-248 284
Аннотация
Рассматриваются перспективы использования просопографических данных для изучения монастырских ландшафтов. Приводится авторское определение монастырских ландшафтов, учитывающее специфику исторических исследований. Рассматриваются основные уровни монастырских ландшафтов (локальный, региональный, страновой). Дается характеристика наиболее существенных изменений объектной базы монастырских ландшафтов в результате секуляризационной реформы 1764 года, декрета об отделении церкви от государства 1918 года и возрождения религиозной жизни в России с конца ХХ века. На основе анализа современной историографии российского монашества синодального периода и двух авторских баз данных показаны возможности использования просопографических материалов для исследований ландшафтов. Отмечена перспективность их использования при изучении церковно-организационных и духовных связей между обителями (региональные и страновой монастырские ландшафты), географии неформальных контактов представителей монашеского социума с мирской периферией, культовых практик монашеского социума, социальной и культурной среды формирования и функционирования монастырей (локальные монастырские ландшафты), а также для анализа трансформации монастырских ландшафтов после 1917 года. Для просопографических исследований монашества ландшафтный подход дает возможность увидеть визуализацию ряда социокультурных характеристик коллективной биографии монашеского социума в комплексе природно-культурных объектов.
249-266 266
Аннотация
Статья посвящена делам персонального характера, составлявшим существенную часть документооборота региональных и местных органов ВКП(б)-КПСС. Эти документы рассматриваются как одна из групп источников по истории лагерей Главного управления по делам военнопленных и интернированных (ГУПВИ) НКВД-МВД СССР. В историографическом обзоре автор отмечает слабую степень изученности тех источников по истории лагерей, которые находятся на хранении в региональных государственных архивах. Поясняются причины данного обстоятельства. На материале Государственного архива Кемеровской области характеризуются основные группы дел персонального характера: дела о приеме в члены партии, личные дела номенклатурных работников, персональные дела. Автор статьи уделяет внимание обстоятельствам появления дел. Анализируется видовой состав документов, отложившихся в делах. Рассматривается характер информации о лагерях ГУПВИ в данных документах. Выявлены общие и особенные черты, характерные для выделенных групп дел. Перечислены факторы, осложняющие выявление и использование дел персонального характера, которые содержат сведения о лагерях ГУПВИ. Даны некоторые рекомендации по обеспечению более широкого использования данных дел, упрощению и ускорению их поиска.
267-279 249
Аннотация
Статья посвящена изучению основных направлений деятельности Уфимского отдела Всероссийского общества попечения о беженцах в 1915-1917 годах. Автор указывает, что военные действия в годы Первой мировой войны стали причиной массовой эвакуации населения, пострадавшего от военных действий на прифронтовой территории, в тыловые губернии Российской империи, в числе которых была и Уфимская губерния. На региональных материалах рассмотрен опыт организации епархиальным духовенством помощи пострадавшим от войны, которая была представлена сбором средств, предоставлением жилья, организацией учебного процесса для детей-беженцев и т. д. Инициативой Уфимского отдела Всероссийского Общества попечения о беженцах было открыто три склада в городах Уфе, Белебее и Мензелинске для снабжения беженцев одеждой, а также на их основе были открыты дома трудолюбия, обеспечившие трудоустройство и заработок женщин-беженок. Особое внимание уфимское духовенство уделяло и вопросу удовлетворения духовных нужд беженцев путем организации проповеднической деятельности местным епархиальным духовенством, а также приглашенными для этой цели Отделом эвакуированными в Уфимскую губернию священниками Холмской епархии. Изучение опыта деятельности Уфимского отдела Всероссийского Общества попечения о беженцах позволило сделать вывод о том, что епархиальное духовенство наряду с государственными учреждениями и местными организациями внесло посильный вклад в решение проблем обустройства беженского населения в губернии.
280-299 361
Аннотация
Статья посвящена исследованию деятельности Татарского областного отделения Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) в контексте реализации научно-технической политики государства, направленной на ускорение научно-технического прогресса. Основными источниками работы послужили опубликованные партийно-государственные документы, материалы из фонда Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) Государственного архива Российской Федерации, а также документы из фондов Национального архива Республики Татарстан, впервые вводимые в научный оборот. В исследовании указывается, что характерной особенностью научно-технической политики СССР со второй половины 1950-х годов становится выстраивание централизованной системы управления научно-техническим прогрессом. Мобилизационная модель развития предусматривала создание условий для включения как можно большего числа работников в научно-техническое творчество, поэтому особое место в научно-технической инфраструктуре отводилось научно-техническим объединениям, формально носившим общественный характер, таким как научно-технические общества (НТО), ВОИР и др., общее руководство которыми было возложено на ВЦСПС. Особое внимание в статье уделяется анализу структурных и функциональных особенностей ВОИР. Указывается, что востребованная идея создания массовой организации, направленной на стимулирование изобретательской и рационализаторской активности широких масс работников, не могла быть эффективно реализована в силу ряда обстоятельств, таких как отсутствие самостоятельности в выборе стратегии развития организации, отсутствие эффективной системы коммуникаций между звеньями изобретательского процесса, неимение действенных рычагов управления. Делается вывод, что, несмотря на некоторые положительные моменты в деле активизации изобретательства и рационализаторства в Татарской АССР, областной совет ВОИР не смог справиться с коренными проблемами: слабый обмен опытом, медленное внедрение новаций в производство, многочисленные нарушения законодательства в отношении рационализаторов и изобретателей.
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 
301-310 241
Аннотация
Статья посвящена роли компетентностного подхода в образовательной деятельности вузов системы образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как метода нивелирования проблемных вопросов, возникающих в рамках реализации модели непрерывного образования сотрудников различных служб и подразделений территориальных органов внутренних дел. Материалом для данного исследования послужили монографические исследования, посвященные проблематике непрерывного образования, обучения сотрудников полиции, компетентностному подходу к обучению. В работе показано, что непрерывное воспитательно-обучающее воздействие на сотрудников органов внутренних дел, получающих профессиональное образование в образовательных организациях системы МВД России, наиболее эффективно способствует формированию профессиональных и профессионально-специализированных правоохранительных компетенций. Поднимается вопрос о необходимости полноценного функционирования модели непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел в ведомственных образовательных организациях. Особое внимание уделяется анализу дополнительного правоохранительного профессионального образования. Указано, что такая его составляющая, как повышение квалификации, является для действующего сотрудника полиции обязательной в течение всего периода его правоохранительной службы. Выполнен обзор экономико-юридических и социологических взглядов на проблему непрерывного образования в нашей стране. Автор останавливается на перспективах компетентностного подхода в непрерывном образовательном процессе образовательных организаций системы МВД России.
311-323 405
Аннотация
Представлены результаты анализа современных научных подходов к изучению и профилактике педагогической агрессии. Актуальность работы обусловлена широким распространением агрессивных форм поведения в обществе, в том числе в образовательной среде. Изучив теоретические и эмпирические психолого-педагогические труды отечественных ученых, авторы статьи обнаружили, что большинство исследователей видит причины педагогической агрессии в профессионально обусловленной деформации личности учителя. Отмечается, что она может возникнуть на разных этапах развития специалиста, затрагивает структуру личности, отрицательно сказывается на его деятельности и поведении. В то же время другие исследователи делают акцент на деструктивных проявлениях педагогического дискурса, при этом агрессия учителя является его неотъемлемой частью, проявляется в оценивании, действиях, направленных на изменение субъектности ученика. Авторы статьи в качестве способов профилактики и коррекции педагогической агрессии предлагают реализацию идеи комплексного психологического сопровождения деятельности учителей, целью которого должно быть содействие в преодолении различного рода трудностей личностного и профессионального характера. Указывается, что серьезное значение имеет работа по формированию культуры поведения и речевого этикета учителя и студентов педагогических вузов, по обучению техникам публичной коммуникации и способам эффективного реагирования в конфликтных ситуациях.
324-333 256
Аннотация
Представлена авторская разработка: курс дистанционного обучения на платформе Moodle по немецкому языку как иностранному в высшем учебном заведении (Университет Дуйсбург-Эссен, ФРГ), аспект «письменная коммуникация». Актуальность исследования обусловлена тем, что рост академической мобильности в высшем образовании вызывает необходимость интенсифицировать обучение иностранным языкам, в то же время развитие современных коммуникационных технологий расширяет возможности передачи знаний и формирования компетенций. Описывается опыт организации дистанционного курса, определяются подходы к обучению и их преломление в структуре курса: компетентностный, коммуникативно-деятельностный, межкультурный. Приводится тематический план курса, включающий типы письменных текстов, предусмотренных «Общеевропейскими компетенциями владения иностранными языками». Особое внимание уделяется организации тематических блоков курса в соответствии с концепцией «обратного планирования». Определяются критерии промежуточного и итогового оценивания. Практическая значимость определяется тем, что разработанные стандарты предоставления учебного материала могут быть использованы при создании дистанционных и смешанных курсов по другим аспектам преподавания иностранных языков в системе высшего профессионального образования Российской Федерации.
334-354 260
Аннотация
Дается оценка роли математического образования в процессе подготовки профессиональных кадров для социально-экономической сферы. Авторы считают, что освоение студентами математики положительно сказывается на их научно-исследовательской деятельности и формировании у них готовности к эффективному осуществлению этой деятельности. Актуальность статьи обусловлена процессами модернизации, протекающими в современном обществе в целом и в высшем образовании, в частности. Проведено сравнительное исследование научных трудов, связанных с подготовкой профессиональных исследователей в соответствующей области. Выделены пять взаимодополняющих методологических подходов, которые представляются наиболее перспективными в контексте подготовки будущих исследователей. Для определения начального уровня готовности к научно-исследовательской работе будущих специалистов установлены критерии сформированности их готовности к научно-исследовательской работе. Выделены и обоснованы три уровня, отражающие степень готовности: низкий, средний и высокий. Новизна исследования заключается в разработке модели формирования готовности к научно-исследовательской работе посредством высшего математического образования. Авторы статьи отмечают, что в соответствии с результатами констатирующего и формирующего этапов проведенного эксперимента модель и педагогические условия формирования готовности студентов к научно-исследовательской работе средствами математического образования можно считать достаточно эффективными. Также подчеркивается, что исследовательская деятельность не должна сводиться к шаблону, готовому алгоритму.
355-367 297
Аннотация
В статье представлены письменные и устные воспоминания уральцев о детстве в период Великой Отечественной войны. Источниками послужили документы из региональных архивов, публикации в периодических изданиях, воспоминания, написанные «детьми войны», экспедиционные материалы. Особое внимание отводится реалиям повседневного воспитания, связанного с жизнью уральских семей. Приводятся воспоминания о начале войны, стратегиях выживания в тяжелое время, заботе о самых близких людях. Рассматриваются формы трудового участия детей в жизни уральских колхозов и леспромхозов, в которых подростки заменили взрослых. Представлены сюжеты о помощи фронту, госпиталям, эвакуированному населению. Описаны некоторые виды досуга и игр, которыми жили дети в годы войны. Анализ воспоминаний, связанных с одним и тем же периодом истории и трудными обстоятельствами взросления, в которых оказались дети, позволяет выделить некоторые особенности детства в глубоком тылу. Публикуемый материал является частью междисциплинарного комплексного исследования, посвященного истории военного детства на Урале, одной из задач которого является изучение детства на основе личностного восприятия событий.
368-382 327
Аннотация
Предметом данного исследования являются особенности использования музыкальных произведений при обучении английскому языку. Проведен обзор современной научной литературы, посвященной обращению к англоязычным песням в рамках школьного образования. В практической части описывается авторская методика, апробированная в ряде московских вузов, которую, по мнению авторов, можно применять и на более низких ступенях образовательной вертикали. Данная методика выполняет две основные функции: просветительскую, предполагающую ознакомление студентов и школьников с историей создания известных музыкальных произведений и их вербальной составляющей, и гедонистическую, связанную с пробуждением у обучающихся положительных эмоций. Актуальность выбранной темы обусловлена реализацией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего использование инклюзивных («включающих») методов и технологий в процессе обучения и воспитания. Новизна исследования видится в том, что гедонистическая функция образовательной среды признается не только обслуживающей просветительскую (учебно-воспитательную), но и самоценной, имеющей самостоятельное значение. При этом авторы считают, что педагогам следует рассматривать использование песенного материала как вспомогательный метод обучения, не претендующий на ведущую роль даже в рамках отдельного занятия.
383-394 305
Аннотация
Рассматривается проблема развития навыков самоорганизации в практике преподавания иностранного языка, которые в итоге приведут к формированию самостоятельности у обучающегося. Проанализированы различные точки зрения на компоненты самоорганизации. Обобщен опыт использования навыков самообучения при изучении иностранных языков. Статья описывает опыт студентов 1 курса лингвистической специальности, осваивающих навыки самообучения как путь организации самостоятельного изучения иноязычной фонетики за пределами классного обучения с целью улучшения навыков произношения. Новизна исследования состоит в том, что предлагается инновационная методика обучения произношению, позволяющая осваивать иноязычное произношение самостоятельно на аутентичном материале в отличие от традиционного, классического подхода, когда обучение фонетике строилось только на имитационных моделях и заучивании учебных диалогов. Представлена авторская разработка организации самообучения произношению с помощью ведения дневников аудиоактивности, а также самостоятельного прослушивания подкастов на канале BBC, содержащих демонстрацию того, как при помощи постоянного преподавательского руководства внедряются аспекты самоорганизации, а обучающиеся успешным способом развивают свои фонетические навыки. Полученные в результате экспериментальной проверки данные позволяют заключить, что данная методика положительно влияет на освоение студентами особенностей иноязычного произношения.
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ. ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ 
396-401 242
Аннотация
В рецензии на монографию «Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования» Т. Ю. Ломакиной и М. Г. Сергеевой, вышедшую в 2015 году, дается представление о содержании издания, посвященного актуальной теме, затронутой во множестве научных трудов и Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», - непрерывному образованию. Проводится обзор изложенной в книге научной Концепции, аргументирующей необходимость формирования экономической компетенции на различных уровнях профессионального образования, раскрывающей сущность принципа экономической компетентности. Описаны результаты опытно-экспериментальной проверки авторского метода «Учебная фирма».
402-405 228
Аннотация
Представлены итоги теоретико-методологического семинара научной школы профессора, доктора филологических наук Е. П. Иванян (г. Самара). Сообщается, что на семинаре обсуждалась актуальная проблема семантики и прагматики языковых единиц в современном русском дискурсе, рассматривались основные тенденции развития языка и вопросы их изучения в различных исследовательских парадигмах. Освещается содержание научных докладов, прозвучавших в рамках семинара. Приводятся основные результаты исследований авторов докладов.
406-408 250
Аннотация
В рецензии на книгу Т. Ю. Ломакиной и М. Г. Сергеевой «Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования», опубликованную в 2015 году, представлена позитивная оценка разработки авторами теоретических и технолого-методических проблем одного из направлений непрерывного профессионального образования. Указывается на значимость работы авторов для теории и практики развития профессионального образования.
ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)
ISSN 2227-1295 (Online)