Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Педагогическая агрессия: современные подходы к изучению и профилактике

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-10-311-323

Аннотация

Представлены результаты анализа современных научных подходов к изучению и профилактике педагогической агрессии. Актуальность работы обусловлена широким распространением агрессивных форм поведения в обществе, в том числе в образовательной среде. Изучив теоретические и эмпирические психолого-педагогические труды отечественных ученых, авторы статьи обнаружили, что большинство исследователей видит причины педагогической агрессии в профессионально обусловленной деформации личности учителя. Отмечается, что она может возникнуть на разных этапах развития специалиста, затрагивает структуру личности, отрицательно сказывается на его деятельности и поведении. В то же время другие исследователи делают акцент на деструктивных проявлениях педагогического дискурса, при этом агрессия учителя является его неотъемлемой частью, проявляется в оценивании, действиях, направленных на изменение субъектности ученика. Авторы статьи в качестве способов профилактики и коррекции педагогической агрессии предлагают реализацию идеи комплексного психологического сопровождения деятельности учителей, целью которого должно быть содействие в преодолении различного рода трудностей личностного и профессионального характера. Указывается, что серьезное значение имеет работа по формированию культуры поведения и речевого этикета учителя и студентов педагогических вузов, по обучению техникам публичной коммуникации и способам эффективного реагирования в конфликтных ситуациях.

Об авторах

О. М. Долидович
Сибирский федеральный университет
Россия


А. А. Машанов
Сибирский федеральный университет
Россия


Н. А. Гончаревич
Сибирский федеральный университет
Россия


А. А. Шарашкина
Сибирский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Банщикова Т. Н. Агрессивность педагога : теория и эксперимент / Т. Н. Банщикова. - Невинномысск : Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2008. - 234 с.

2. Банщикова Т. Н. Анализ личностных и регуляторных особенностей респондентов с высоким уровнем агрессии / Т. Н. Банщикова // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». - 2015. - № 2. - С. 37-40.

3. Банщикова Т. Н. Влияние организационных факторов на формирование агрессивности педагога / Т. Н. Банщикова // Мир образования - образование в мире. - 2009. - № 1. - С. 208-214.

4. Банщикова Т. Н. Влияние предмета труда на уровень агрессивности и формы ее проявления у педагогов / Т. Н. Банщикова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 9. - С. 138-141.

5. Банщикова Т. Н. Личностные трансформации учащихся под влиянием значимого другого (на примере агрессивного педагога) / Т. Н. Банщикова // Образование личности. - 2012. - № 1. - С. 19-26.

6. Банщикова Т. Н. Региональная специфика индивидуально-типологических особенностей взаимодействия саморегуляции и агрессии у педагогов / Т. Н. Банщикова, В. И. Моросанова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2016. - № 1 (52). - С. 114-120.

7. Банщикова Т. Н. Типы педагогов в контексте понятия «агрессивная личность» / Т. Н. Банщикова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2010. - № 4. - С. 134-138.

8. Гулис И. В. Особенности проявления агрессии в школьном педагогическом коллективе / И. В. Гулис, Е. А. Семижон // Веснік БДУ. Серыя 3, Гісторыя. Эканоміка. Права. - 2009. - № 3. - С. 50-54.

9. Дикова В. В. Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности учителя : автореферат диссертации … кандидата психологических наук: 19.00.07 / В. В. Дикова. - Екатеринбург, 2005. - 197 с.

10. Дикова В. В. Педагогическая агрессия как профессионально обусловленная деформация учителя / В. В. Дикова, Э. Ф. Зеер // Образование и наука. - 2005. - № 4 (34). - С. 78-88.

11. Желдоченко Л. Д. Феномен агрессии в педагогической деятельности : деструктивный аспект / Л. Д. Желдоченко // Таврический научный обозреватель. - 2015. - № 1. - С. 79-86.

12. Кобякова Г. Н. Речевая агрессия учителя в современной школе / Г. Н. Кобякова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2012. - № 2. - С. 146-151.

13. Красноперова Е. В. Технология преодоления проявлений агрессии учителей в педагогическом дискурсе : автореферат диссертации … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Е. В. Красноперова. - Ижевск, 2006. - 19 с.

14. Медведева Н. И. Психологическое сопровождение педагога с профессиональными и личностными деструкциями / Н. И. Медведева, И. А. Усачева // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 11. - С. 22-23.

15. Моросанова В. И. Роль осознанной саморегуляции в контроле агрессивности у педагогов / В. И. Моросанова, Т. Н. Банщикова // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 4. - С. 112-123.

16. Невенчанный С. В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии / С. В. Невенчанный // Наука и современность. - 2011. - № 10-1. - С. 300-309.

17. Панова Е. М. Особенности агрессивности учителей в связи со стажем работы и полом / Е. М. Панова // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 112. - С. 286-289.

18. Саморегуляция агрессивного поведения : психологическое сопровождение педагогов / Т. Н. Банщикова, К. В. Литвинова, В. А. Соломонов, Е. А. Фомина. - Невинномысск-Ставрополь : Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2016. - 215 с.

19. Тарасова Л. Е. Агрессия педагога как фактор психологического риска в образовательной среде / Л. Е. Тарасова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2011. - № 2. - С. 41-47.

20. Щербинина Ю. В. Агрессивные компоненты педагогического дискурса / Ю. В. Щербинина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия : Филология. Теория языка. Языковое образование. - 2010. - № 2. - С. 69-73.

21. Щербинина Ю. В. Основные направления гармонизации педагогического дискурса / Ю. В. Щербинина // Преподаватель XXI век. - 2009. - № 1-1. - С. 162-169.


Рецензия

Для цитирования:


Долидович О.М., Машанов А.А., Гончаревич Н.А., Шарашкина А.А. Педагогическая агрессия: современные подходы к изучению и профилактике. Научный диалог. 2017;(10):311-323. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-10-311-323

For citation:


Dolidovich O.M., Mashanov A.A., Goncharevich N.A., Sharashkina A.A. Teacher’s Aggression: Modern Approaches to Studying and Prevention. Nauchnyi dialog. 2017;(10):311-323. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-10-311-323

Просмотров: 700


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)