Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Рациональные и эмоциональные коммуникативные стратегии и тактики рекламы в дискурсе российских глянцевых журналов

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-5-205-223

Аннотация

В статье анализируются коммуникативные стратегии и тактики рекламы в дискурсе российских глянцевых журналов как основа оказываемого воздействия и как проявление системы ценностей дискурса глянцевых журналов. Цель работы — выявление и описание стратегий и тактик воздействия и реализации идеалоформирующей функции рекламы в медиатекстах современных российских глянцевых журналов. Методологической базой выступили лингвостилистический, лингвопрагматический и социокоммуникативный подходы. Анализ рекламных текстов позволяет авторам сделать выводы о значимости базовых ценностей дискурса глянцевых журналов в выстраивании стратегий воздействия на читателей. Материалом эмпирического анализа послужили 100 современных рекламных текстов, опубликованных в популярных российских глянцевых журналах за 2023—2024 годы. Установлено количественное преобладание эмоциональных стратегий воздействия над рациональными и комбинированными в рекламе российских глянцевых журналов. Подтверждена идея о том, что языковые средства рекламного текста в соотношении с изобразительными средствами глянцевой рекламы воздействуют на читателя не столько понятийно, сколько образно и эмоционально, формируя при этом образ носителя ценностей глянцевого издания, заложенный адресантом рекламного текста.

Об авторах

С. В. Оленев
Северо-Восточный нефтяной университет
Китай

Оленев Станислав Владимирович,  кандидат филологических наук, доцент

Дацин



Л. С. Тихомирова
Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Россия

Тихомирова Лариса Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент

Пермь



К. В. Пермякова
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Россия

Пермякова Кристина Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, лингвистики и перевода

Пермь



Список литературы

1. Бакалова Е. В. Переключения кодов в дискурсе глянцевых журналов: взаимосвязь структуры и прагматики / Е. В. Бакалова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. — 2023. — № 2. — С. 62—68. — DOI: 10.14529/ling230209.

2. Бахаева Л. М. Конструирование гендерно-маркированных единиц в номинативной системе языка в дискурсе глянцевых журналов (на материале русского языка) / Л. М. Бахаева // Гуманитарные и социальные науки. — 2018. — № 6. — С. 108—114. — DOI: 10.18522/2070-1403-2018-71-6-108-114.

3. Бобырь И. В. Прагмалингвистические аспекты речевой коммуникации: фактор адресата / И. В. Бобырь // Прагматические аспекты языкознания: сб. ст. — Москва: Междунар. независ. экол.-политол. ун-т, 2011. — С. 5—18.

4. Ван Чжо. Стратегический подход к исследованию рекламного текста / Чжо Ван // Вопросы науки и образования. — 2017. — № 3 (4). — С. 64—71.

5. Гоголева Е. Н. Воспроизводство социально-статусной системы российского общества в дискурсе глянцевых журналов: социологический анализ / Е. Н. Гоголева // Вестник Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. — 2024. — № 77. — С. 204—214. — DOI: 10.17223/1998863Х/77/17.

6. Греймас А. Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка / А. Ж. Греймас, Ж. Курте // Семиотика. — Москва: Радуга, 1983. — С. 483—550.

7. Дзараева Н. А. Реализация коммуникативных стратегий и тактик в рекламном дискурсе / Н. А. Дзараева, А. М. Бороздина // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. — 2018. — № 14. — С. 29—35.

8. Зиновьева Е. С. Дискурс русскоязычных глянцевых журналов как объект изучения медиалингвистики / Е. С. Зиновьева // Вестник Череповецкого гос. ун-та. — 2016. — № 4 (73). — С. 88—92.

9. Исхакова О. С. Дискурс моды vs глянцевый журнальный дискурс моды / О. С. Исхакова // European Science. — 2017. — № 3 (25). — С. 28—30.

10. Казыдуб Н. Н. Аксиологическая параметризация как способ конструирования образа будущего в дискурсе глянцевых журналов / Н. Н. Казыдуб, И. Е. Кламер // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. — 2023. — № 4. — С. 36—41. — DOI: 10.51955/23121327_2023_4_116.

11. Киуру К. В. Глянцевый журнал о моде в эпоху постлюкса: дискурсивные трансформации / К. В. Киуру, В. А. Исакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2019. — № 4 (34). — С. 122—126. — DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10413.

12. Кротова М. А. Коммуникативно-прагматические стратегии представления рекламного образа в дискурсе журнальной рекламы / М. А. Кротова // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — № 1. — C. 159—163.

13. Лазеева Н. В. Рекламный аспект речевого жанра «Переписка с читателем» в дискурсе глянцевых журналов / Н. В. Лазеева, Л. П. Прохорова // Вестник ЧелГУ. — 2019. — № 4 (426). — С. 130—136. — DOI: 10.24411/1994-2796-2019-10417.

14. Ластовецкая М. А. Основные направления в изучении рекламного текста (обзор) / М. А. Ластовецкая // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6, Языкознание: Реферативный журнал. — 2005. — № 3. — С. 192—206.

15. Лолло А. Р. Дискурс глянцевого журнала: социокоммуникативные аспекты / А. Р. Лолло // Экономическая социология. — 2011. — № 4. — С. 73—92.

16. Маевская А. Ю. Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика): диссертация … кандидата филологических наук: 10.01.10 / А. Ю. Маевская. — Санкт-Петербург, 2015. — 218 с.

17. Овсянникова Е. К. Проблема формирования гендерных стереотипов в дискурсе глянцевых журналов: социологический аспект / Е. К. Овсянникова, М. В. Насонова, Л. В. Овсянникова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 8. — С. 91—94.

18. Полонский А. В. Ключевые особенности дискурса глянцевых журналов / А. В. Полонский, Е. А. Самотуга // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. — 2010. — № 18 (89). — С. 227—235.

19. Рассадина Т. А. Динамика образа современной женщины: дискурсы глянцевого журнала и общественного мнения / Т. А. Рассадина, А. А. Агеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2012. — № 3 (23). — С. 91—102.

20. Саввин А. С. «Глянцевая» реклама как инструмент маркетинга / А. С. Савин // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. — 2010. — № 1. — С. 182—187.

21. Смеюха В. В. Современные тенденции развития женских журналов / В. В. Смеюха // Научная мысль Кавказа. — 2008. — № 3 (55). — С. 137—143.

22. Стрижкова О. В. Сопоставительный анализ реализации коммуникативных стратегий в англо- и русскоязычной рекламе кисломолочной продукции / О. В. Стрижкова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2012. — № 2. — С. 46—50.

23. Тихомирова Л. С. Виды коммуникативных стратегий и тактик в рекламе недвижимости (на материале интернет-сайтов г. Перми) / Л. С. Тихомирова, А. С. Черноусова // Медиалингвистика. — 2024. — № 3. — С. 325—340. — DOI: 10.21638/spbu22.2024.303.

24. Шхумишхова А. Р. Образ современной женщины в рекламных медиатекстах (на материале глянцевых журналов) / А. Р. Шхумишхова, А. А. Калашаова // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 2: Филология и искусствоведение. — 2017. — № 4 (207). — С. 139—143.

25. Якубенко Н. К. Динамика журнальной периодики России / Н. К. Якубенко // СМИ в современном мире. Петербургские чтения: Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет Факультет журналистики, 2004. — С. 381—382.


Рецензия

Для цитирования:


Оленев С.В., Тихомирова Л.С., Пермякова К.В. Рациональные и эмоциональные коммуникативные стратегии и тактики рекламы в дискурсе российских глянцевых журналов. Научный диалог. 2025;14(5):205-223. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-5-205-223

For citation:


Olenev S.V., Tikhomirova L.S., Permyakova K.V. Rational and Emotional Communicative Strategies and Tactics in Advertising Discourse of Russian Glossy Magazines. Nauchnyi dialog. 2025;14(5):205-223. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-5-205-223

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)