Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Лекция-беседа в методическом инструментарии преподавателя русского языка как иностранного

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-406-418

Полный текст:

Аннотация

В статье обоснована актуальность разработки лекций-бесед при предъявлении теоретического материала учебных дисциплин иностранцам. Обращается внимание на трудности иностранных студентов при аудировании лекции в ее традиционном понимании как монолога преподавателя. Подчеркивается важность методического осмысления представления теоретического материала в вопросно-ответной форме. Научная новизна и практическая значимость результатов исследования видится в том, что вопросы охарактеризованы с точки зрения цели их постановки перед обучающимся, положительного эффекта вопроса, недостатков вопроса. Предполагается, что в рамках данной формы занятия можно представить новый материал, систематизировать изученную студентами теоретическую информацию, закрепить знания студентов в предметной области, максимально учесть коммуникативные и личностные аспекты адаптации иностранных студентов в российской образовательной среде. На оригинальном авторском материале лекции-беседы по теоретической грамматике продемонстрированы виды вопросов, которые целесообразно использовать в диалоге с иностранными обучающимися. Предлагается методический тренинг для преподавателя по формулировке различных видов вопросов. Сделан вывод о том, что систематическое использование лекции-беседы в педагогической практике будет способствовать преодолению коммуникативных и психологических трудностей иностранных студентов, слушающих лекции на иностранном (русском) языке, что соответствует современным направлениям поликультурного образования.

Об авторах

Т. Г. Аркадьева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия


М. И. Васильева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия


С. С. Владимирова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия


Н. С. Федотова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия


Т. Г. Шарри
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия


Список литературы

1. НСМТиП - Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электронный ресурс] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Режим доступа : https://methodological_terms.academic.ru/.

2. ОДК - Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://spiritual_culture.academic.ru/.

3. ПС - Педагогический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://enc-dic.com/pedagogics/Lekcija-918/.

4. Егорова Л. А. Опыт построения модели смыслового восприятия иноязычной речи как основы интенсификации подготовки научно-технических переводчиков / Л. А. Егорова // Вестник РУДН. Серия, Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2005. - № 1. - С. 133-140.

5. Жеребцова Ж. И. Модель обучения иностранных студентов аудированию и конспектированию русскоязычного аудиотекста / Ж. И. Жеребцова // Вестник ТГУ. -2013. - № 4 (120). - С. 252-259.

6. Загвязинский В. И. Вузовская лекция в структуре современного учебного процесса / В. И. Загвязинский // Образование и наука. - 2014. - № 2 (111). - С. 34-46.

7. Вузовская лекция / В. Г. Изатулин [и др] // Сибирский медицинский журнал. - 2016. - № 8. - С. 68-71.

8. Кругликов В. Н. Лекция в эпоху информационного общества и ее перспективы в будущем / В. Н. Кругликов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2017. - № 1. - С. 142-151.

9. Лехциер В. Л. О судьбе лекции в цифровую эпоху : теоретический обзор, эмпирический анализ / В. Л. Лехциер // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия, Философия. Филология. - 2016. - № 2 (20). - С. 62-77.

10. Мишонкова Н. А. Подготовка иностранных студентов к восприятию и пониманию лекторской речи / Н. А. Мишонкова // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2004. - № 4 (8). - С. 79-81.

11. Пашкова М. Н. Проблемы обучения иностранных студентов технических вузов России аудированию и конспектированию лекций по профилю будущей специальности / М. Н. Пашкова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 7. - С. 58-61.

12. Полицинский Е. В. Активизация познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях / Е. В. Полицинский, Е. А. Румбешта // Вестник ТГПУ. - 2011. - № 6. - С. 37-40.

13. Руцкая Е. А. Формирование метапредметной компетенции студентов неязыкового вуза на примере обучения аудированию и конспектированию лекций / Е. А. Руцкая, Е. В. Аликина // Вестник НГПУ. - 2016. - № 4 (32). - С. 85-91.

14. Рыжук В. Д. Лекция-беседа как форма и метод проведения занятий / В. Д. Рыжук, С. В. Чичин // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1997. - № 2 (6). - С. 76-77.

15. Сальная Л. К. Обучение аудированию научной речи / Л. К. Сальная // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2013. - № 10. - С. 126-131.

16. Степанов П. А. Образовательный диалог как условие развития субъекта образования / П. А. Степанов, О. П. Сухаринова // Научный диалог. - 2016. -№ 3 (51). - С. 341-353.

17. Chilwant K. S. Comparison of two teaching methods, structured interactive lectures and conventional lectures [Electronic resource] / K. S. Chilwant // Biomedical Research. - 2012. - 23 (3). - P. 363-366. - Access mode : http://www.biomedres.info/biomedical-research/comparison-of-two-teaching-methods-structured-interactive-lectures-and-conventional-lectures.pdf.


Рецензия

Для цитирования:


Аркадьева Т.Г., Васильева М.И., Владимирова С.С., Федотова Н.С., Шарри Т.Г. Лекция-беседа в методическом инструментарии преподавателя русского языка как иностранного. Научный диалог. 2017;(12):406-418. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-406-418

For citation:


Arkadyeva T.G., Vasilyeva M.I., Vladimirova S.S., Fedotova N.S., Sharri T.G. Lecture-Conversation in Methodological Instrumentation of Russian as a Foreign Language Teacher. Nauchnyi dialog. 2017;(12):406-418. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-406-418

Просмотров: 264


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)