№ 12 (2017)
ЯЗЫКОЗНАНИЕ 
9-20 208
Аннотация
Исследуются обозначения «групп» и «сообществ» как объединений коммуникантов в сети Интернет. Автор считает, что названия таких объединений имеют определенные прагматические задачи, поскольку ориентированы на привлечение внимания интернет-пользователей и расширение состава групп. Доказывается, что решение таких задач обусловило наличие социальных сем в названиях объединений. Автор исходит из того, что ономастический языковой материал (имена собственные) тоже является частью социальной лексики. Под социальной лексикой понимается множество слов и выражений, служащих обозначениями объектов и явлений жизни социума, а также человека с позиции его социальных характеристик - статусов, ролей и др. Актуальность исследования обосновывается тем, что идеографическое описание социальной лексики в русском языке в настоящее время отсутствует, как и концепция такого описания. Анализ состава наименований интернет-объединений позволяет сделать некоторые выводы относительно особенностей групповой интернет-коммуникации. Показано, что названия интернет-сообществ являются их визитной карточкой, которая свидетельствует о круге интересов участников виртуального общения в каждой группе и о восприятии ими социальных реалий. Представлена классификация номинаций в зависимости от способа образования. Делается вывод о том, что многие названия включают в себя лексемы, характеризующие человека с точки зрения его социальных функций.
21-34 427
Аннотация
Статья посвящена проблеме понимания термина деривационный потенциал слова , или словообразовательные возможности лексической единицы . Актуальность исследования обусловлена тем, что авторы современных работ по дериватологии не всегда акцентируют внимание читателя на разнице между такими понятиями, как деривационный потенциал и реализованный деривационный потенциал , особенно в случаях описания ограничений на осуществление деривационного потенциала. С целью выявления вариантов интерпретации термина в статье выполняется обзор исследований, авторы которых уделяют внимание словообразовательным возможностям слова и проблемам реализации этих способностей. Результаты анализа научных работ свидетельствуют о том, что трактовок термина словообразовательные возможности может быть несколько. Одни исследователи понимают под деривационным потенциалом способности конкретного слова образовывать лексические единицы, другие - набор словообразующих возможностей, которыми характеризуется определенный класс слов. Предполагается, что причина разного понимания деривационного потенциала состоит в том, что существует два способа интерпретировать состав словообразовательных парадигм лексических единиц при определении словообразующих возможностей производящего. Автор статьи, опираясь на предыдущий опыт исследователей, формулирует уточненную дефиницию понятия деривационный потенциал .
35-46 270
Аннотация
Излагаются результаты лексико-семантической экспликации универсального концепта СМЕРТЬ в якутской языковой картине мира. Актуальность работы обусловлена тем, что изучение концептов, занимающих значительное место в якутской лингвокультуре, в настоящее время не завершено. Отмечается также, что лингвисты всегда проявляли интерес к содержанию концепта СМЕРТЬ и особенностям его лексической репрезентации средствами разных языков, поскольку он принадлежит к числу универсальных концептов. Подчеркивается эвфемистичность обозначений смерти. В качестве материала исследования выступили устойчивые словесные комплексы якутского языка, обозначающие смерть. Предлагаются подготовленные авторами буквальные переводы речевых оборотов. Например, приводятся выражения, которые дословно могут быть переведены следующим образом: «исчезнуть из мира белого солнца», «залезть в яму», «выйти на косогор», «душа его охладела» и др. К анализу привлекаются фразеологизмы с другими значениями: ‘лишать жизни, убивать’, ‘пойти на смертельный риск’ и др. Они подтверждают и уточняют метафоры, выявленные на основном материале. Лексика анализируются с учетом этнографического фона - сведений о традициях якутских захоронений, об отношении к самоубийцам и др. На якутском материале выделены следующие модели представления о смерти: «смерть - переселение в иной мир», «смерть - конец», «смерть - тьма», «смерть - сон» и др.
47-59 310
Аннотация
Статья посвящена селективному компоненту, который находится в составе синтагматического компонента лексического значения слова и имеет свое предназначение - избирать и ограничивать сочетаемость слов, учитывая предметно-логические связи внеязыковой действительности; избирать и ограничивать сочетаемость слов, выражающих чувства человека, а также предписывать требования определенного функционального стиля. Показано, что селективный компонент значения оказывает воздействие на целый ряд важных семантических функций: во-первых, он способствует разграничению лексико-семантических вариантов полисемичных слов; во-вторых, он позволяет отождествлять вариации и оттенки одного значения, объединять их в единое значение в том случае, если слово демонстрирует сходные употребления; в-третьих, он способствует отражению тех типовых представлений об объектах и явлениях, которые существуют в реальной действительности. Отмечается, что селективный компонент имеет в значении слова указание на правила употребления знака в речевой цепи и выводит значение слова в синтагматику; кроме того, он может быть обусловлен денотатом, коннотацией или стилистической принадлежностью сочетающихся слов. Указывается, что данное исследование проводится в рамках комбинаторной семасиологии, изучающей соотношение семантики слова и его сочетаемости.
60-73 271
Аннотация
Представлены результаты сопоставительного анализа средств реализации когезии в документах одного жанра. Материалом исследования служат войсковые грамоты середины и конца XVIII века, хранящиеся в Фонде «Михайловский станичный атаман» Государственного архива Волгоградской области. Установлено, что тексты разных временных срезов имеют схожий состав средств связности: повторы, местоимения, союзы. Выявлено, что тексты середины XVIII столетия характеризуются повторением отдельных фраз и больших отрывков текста, связанных с оценкой описываемого события и обоснованием принятых решений апелляцией к непоколебимому авторитету государя. Утверждается, что отсутствие подобных регламентирующих повторов в текстах конца XVIII века свидетельствует об интеграции Области Войска Донского в правовое пространство Российского государства, а на уровне текста отражает действие тенденций к стандартизации и лаконичности делового дискурса. Тексты конца столетия характеризуются использованием кванторных местоимений с семантикой всеохватной инклюзивности, что не только служит обеспечению внутритекстовых связей, но и показывает общеобязательность постановлений для исполнения. Доказано, что динамика в представлении средств репрезентации когезии обусловлена причинами, связанными с изменением системы управления Войском и развитием официально-делового стиля.
74-87 289
Аннотация
Статья посвящена анализу русских личных местоимений я, мы, ты, вы и лично-притяжательных местоимений мой, наш, твой, ваш как компонентов устойчивых и нечленимых сочетаний фразеологизованного типа в русской речи в плане выражения ими культурно-значимых смыслов. Цель исследования -- описать семантические особенности (в том числе оценочную составляющую семантики) русских фразеологических единиц, включающих в свой состав указанные местоимения, с точки зрения возможностей выражения ими культурной информации. Исследование осуществляется на материале, извлеченном из толковых и фразеологических словарей. Теоретической основой исследования являются методологические положения А. Вежбицкой об описании культуры через посредство естественного языка, идеи лингвокультурологического описания фразеологизмов В. Н. Телия, принципы языковой концептуализации мира и др. В работе использованы методы коммуникативно-прагматического анализа, когнитивного анализа «языка культуры», референциального анализа, концептуального анализа, функционально-стилистического анализа фразеологизмов. Доказано, что анализируемые местоимения в составе фразеологизмов выражают целый комплекс национально-обусловленных культурно-ценностных смыслов, связанных с особой выделенностью мира «своих» (круга «наших») и его противопоставленностью «чужим». Практическая значимость работы связана с использованием ее результатов в преподавании русского языка как иностранного и в практике составления словарей «языка культуры».
88-101 255
Аннотация
Рассматривается вопрос этнолингвокультурной самоидентификации современных этнических немцев, проживающих на территории Республики Татарстан, Республики Удмуртия и Казахстана, а также репатриировавших в Германию. Статья является описанием двухлетней научно-исследовательской работы авторов по сбору эмпирического материала, позволившего представить аналитико-статические данные, полученные в результате проведения лингвистического эксперимента с опорой на метод анкетирования и интервью. Актуальность исследования обусловлена самим феноменом «русские / российские немцы» (они являются представителями двух самобытных этнокультур). Проведено изучение специфики их языковой и этнокультурной самопрезентации и самоидентификации. Изучение этноса русских / российских немцев можно рассматривать как вклад в исследование способности к интеграции. Научная новизна состоит в том, что данное изыскание призвано раскрыть культурно-языковые особенности (с привлечением лингвистической и экстралингвистической информации) русских / российских немцев и дать ответ на главный вопрос исследования: являются ли современные представители этнических немцев «капсульной» или «открытой» диаспорой. Особое внимание в статье авторы также уделяют выявлению отличий русских немцев из Казахстана и таковых из Российской Федерации (на примере двух республик). Кроме того, выявляются так называемые «казахско-немецкие», «русско-немецкие», «татаро-немецкие» культурно-языковые ареалы в сообществах мигрантов по большей части 3-го, 4-го, 5-го и последующих поколений.
102-112 287
Аннотация
Выявляются условия (экстралингвистические и, как следствие, языковые) и способы формирования самобытной этнолингвокультуры «русских / российских» немцев. Авторы считают, что она состоит из отличных друг от друга «культуры принимающей стороны» и «домашней культуры» и возникает посредством культурного обмена и «вхождения» в русскоязычное окружение. Предпосылкой к постановке вопроса является особая оценка двуязычности и бикультурности, не сводимая к расцениванию их в качестве «лингвокультурного ареала» титульной нации, которая поставлена в условия, вынуждающие интегрироваться. Источником информации послужили тексты специальных статей (а также небольшие заметки, замечания) историков, чиновников, ревизоров, публицистов, писателей и т. д. о жизнедеятельности немецких колонистов в России, опубликованные на страницах русского литературного и общественно-политического журнала второй половины XIX века «Русский вестник». Тексты затрагивают такие явления, как быт, образование, манера одеваться, пищевая и рабочая культура, особенности проведения праздников, сохранение изначальных традиций родной страны после переезда. Анализ журнального дискурса имеет целью охарактеризовать степень устойчивости традиций при смене культурно-языковой среды (приобретенный опыт на «старой» Родине и его перенос в «новое» место существования), доминанту этнолингвокультурной комбинации личности и тип диаспор («капсульный» и/или «открытый») «русских немцев» России XIX века.
113-125 310
Аннотация
В статье изложены принципы моделирования концептуального поля «ГРЕХ» в контексте изучения национальной языковой ментальности по данным русского языка. Цель исследования - описание содержательных и структурных особенностей языковой организации концептуального поля как базовой строевой единицы языковой ментальности. Материалом исследования являются языковые и текстовые особенности синтагматических, парадигматических и ассоциативных отношений между словами грех, покаяние и добродетель - репрезентантами концептуального поля «ГРЕХ», выявленные посредством анализа данных, извлеченных из словарей, а также из Национального корпуса русского языка. Теоретические основы исследования базируются на принципах анализа способов языковой концептуализации мира как источника образования феномена «языковой ментальности». В работе использована методика концептуального анализа, разработанная на кафедре преподавания русского языка в других языковых средах Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Авторы доказывают, что исходную базовую структуру концептуального поля «ГРЕХ» формирует многокомпонентная концептуальная связка ГРЕХ - ПОКАЯНИЕ - ДОБРОДЕТЕЛЬ. При этом концептуальное поле «ГРЕХ» структурируется по-разному применительно к религиозному и внерелигиозному, светскому пласту данного концептуального содержания. Практическая значимость исследования состоит в том, что основные результаты работы можно использовать в вузовском преподавании дисциплин лингвокультурологического цикла и в практике составления словарей концептов и лингвокультурных тезаурусов.
126-138 282
Аннотация
В настоящем исследовании вводятся в научный оборот и впервые анализируются с позиций лингвистического источниковедения несколько переводных дипломатических писем китайского императора к русскому царю конца XVII века, записанных кириллической скорописью и являющихся переводом с китайского языка на латинский, а затем с латинского - на русский язык. Целью исследования документов является рассмотрение их жанрово-стилистической специфики и определение языковых особенностей. Это представляется актуальным, поскольку позволяет дополнить и уточнить научные представления относительно развития русского национального языка на периферии Московского государства. Анализ языка памятников свидетельствует о последовательности в намеренной архаизации путем употребления церковнославянских слов и форм писцами, что, вероятно, являлось маркером дипломатических документов. Между тем тексты отражают и живые формы и произносительные варианты русского разговорного узуса того времени, которые могут свидетельствовать о том, что переводчик диктовал текст писцу, переводя устно с латинского языка. Исследование показывает, что переводные листы латинского письма являются интересным лингвистическим источником с точки зрения отраженных в них языковых явлений - фонетической и морфологической систем, словарного состава периода формирования языка русской нации.
139-150 239
Аннотация
Статья посвящена особенностям функционирования частицы как раз в современном русском языке. Актуальность темы обусловлена возросшим в последнее время интересом лингвистов к функционированию служебных и дискурсивных единиц. В теоретической части статьи приводится сопоставление понятий «дискурсивные слова» и «частицы». Делается вывод о пересечении этих двух категорий. Обосновывается выбор термина «дискурсивные частицы» применительно к частицам, выполняющим функции обеспечения связности дискурса. Далее с помощью методов контекстного, лексикографического и трансформационного анализа исследуются употребления частицы как раз преимущественно в художественных текстах (в том числе имитирующих разговорную речь). Анализируя данные словарей, автор уточняет принципы выделения функционально-семантических вариантов исследуемой дискурсивной частицы. В заключение автор приходит к выводу, что прототипической функцией исследуемой частицы является указание на временное совпадение двух событий, что данная частица способна «заполнять» позицию отсутствующего обстоятельства времени, а при наличии обстоятельства времени либо другого компонента высказывания, в состав которого входят анафорические местоимения, частица как раз становится синонимичной частице именно , выделяющей объект из ряда других . Кроме того, данная частица способна выступать в энантиосемичной функции указания на подчеркнутое несовпадение, противоречие.
151-163 324
Аннотация
Статья посвящена лингвокультурологическому анализу представленных в русской фразеологии коммуникативных ценностей гармоничного общения, которые рассматриваются на фоне китайской коммуникативной культуры. Актуальность исследования обусловлена повышенной конфликтностью современной коммуникации и необходимостью осмыслить национально-культурные традиции общения. Материалом для исследования послужили устойчивые сочетания со значением «коммуникативное поведение», извлеченные методом сплошной выборки из русских и китайских фразеологических словарей (свыше 300 единиц). Автором выделены языковые средства, характеризующие гармоничную коммуникацию (оценочные прилагательные, сравнения, прямые прескрипции). В опоре на лингвоаксиологическую интерпретацию фразеологизмов автором определены предписательные нормы и ценностные установки гармоничного общения в русской культуре - вежливость, искренность, бесконфликтность. Представлены результаты сопоставительного анализа максим доброжелательности, искренности, толерантности. Показано сходство основных коммуникативных требований в русской и китайской культуре. Автор останавливается на специфике качеств искренности и правдивости, обусловленных русской ментальностью. Особое внимание уделено зафиксированным в национальной фразеологии запретительным коммуникативным действиям, препятствующим процессу общения. Доказано, что гармоничное коммуникативное поведение регулируется правилами речевого этикета, основанного на нормах морали и национально-культурных традициях.
164-175 293
Аннотация
Представлены результаты анализа синтаксических конструкций, строящихся на основе контактного расположения союза да и двухместного союза не... а... . Актуальность исследования определяется активным вниманием современной лингвистики к служебным словам и - шире - средствам связи, функционирующим в разных семантических структурах. Цель исследования заключается в выявлении и описании семантической и синтаксической специфики конструкций, образованных по модели да не ... а ... . Источником материала послужил Национальный корпус русского языка. Научная новизна состоит в том, что на данный момент нет подобного исследования о способности союза да сочетаться с двухместными или многоместными союзами. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты будут использованы при создании словаря служебных слов русского языка, а также в преподавании русского языка как иностранного. В статье рассматриваются некоторые случаи, типичные для конструкций с да не ... а ..., в состав которых входят местоименные слова с постфиксом - нибудь , прилагательное простой и однокоренная частица просто , а также счетно-местоименное прилагательное один . Устанавливается, что с помощью типизированной лексики и семантики компонентов комплекса да не ... а ... в структуре предложения формируются присоединительно-градационно-уточняющие отношения.
176-188 277
Аннотация
Рассматривается вопрос о специфике синтаксических функций фразеологизированных сочетаний на примере функционирования сочетания хочешь не хочешь. Новизна исследования видится в том, что исследуемое сочетание впервые подробно описывается с позиций функционально-семантического подхода. Актуальность исследования определяется происходящим в русском языке активным процессом втягивания знаменательной лексики в состав служебной и, соответственно, обусловлена необходимостью развернутого изучения синтаксических функций фразеологизированных сочетаний как одного из средств оформления синтаксических отношений. Представлено описание исследуемого сочетания в словарях. Дан обзор научных исследований, посвященных вопросам синтаксической фразеологизации. В работе уделяется внимание описанию семантических структур, в которых функционирует сочетание хочешь не хочешь . Показаны результаты анализа специфики окружения сочетания в пределах сферы его действия в тексте. Также комментируются особые синтаксические отношения, для выражения которых служит данное сочетание. Особое внимание уделяется анализу средств экспликации семантической структуры текста. Подчеркивается, что анализируемое сочетание участвует в выражении значений субъективной модальности. Автор устанавливает, что сочетание хочешь не хочешь сигнализирует о наличии двух ситуаций, одна из которых представлена как необходимая, безальтернативная.
189-199 289
Аннотация
Обосновывается возможность рассмотрения речевого жанра в парадигме лингвистической вариантологии. Автор утверждает, что экстраполяция вариантно-инвариантных отношений на область генристики позволяет представить речевой жанр в виде оппозиции «инвариант : вариант». Выдвигается тезис о том, что инвариант речевого жанра представляет собой ментальную схему (прототип), репрезентируемый посредством жанрово-релевантных признаков, интегральных для речевых модификаций этой единицы. Доказывается, что вариантами речевого жанра являются регулярно воспроизводимые модификации одного и того же речевого жанра, которые при сохранении тождества иллокутивно-интенционального, тематического содержания, формально-композиционной структуры различаются серией коммуникативно-прагматических свойств: сферой функционирования, характером взаимодействия автора и адресата, ходом коммуникации (особенностями ее пространственно-временной организации), субстратом (ср. письмо, выполненное на бумажном и электронном носителях). Развиваемые теоретические положения рассматриваются на материале вариативного функционирования речевого жанра «личное письмо» в разных коммуникативных сферах (естественной письменной, электронной, художественной). В ходе исследования устанавливаются инвариантные признаки обозначенного жанра (преимущественное моноавторство, альтерадресация, диалогичность, субъективность повествования, документальность, аутентичность, трехчастность структуры) и его вариантные признаки (электронный субстрат сетевого варианта письма; публичная сфера коммуникации, официальный характер общения, сложная система адресации письма в газету; фикциальность художественного письма).
200-211 330
Аннотация
Излагаются результаты исследования механизмов реализации коммуникативных стратегий и тактик в российском рекламном дискурсе, языковым репрезентантом которых является автоэтноним русский и соответствующие отэтнонимические дериваты. Интерес к феномену дискурса связан как с необходимостью изучать языковые явления в тесной связи с коммуникативным, когнитивным и социокультурным факторами, так и с потребностью вывести лингвистические исследования за рамки изучения традиционных единиц предложения и текста. Потребность теоретического осмысления специфики рекламного дискурса связана с активным развитием данного типа дискурса и его все более заметным местом в современном коммуникативном пространстве. Новизна исследования заключается в анализе функционирования автоэтнонимической лексики в рекламном дискурсе, которая до данного момента не являлась объектом внимания исследователей в данном аспекте. Материалом служили рекламные слоганы и тексты российского рекламного дискурса. Описывается специфика рекламной коммуникации, анализируются основные позиционирующие коммуникативные стратегии: самопрезентирующая, оценочная, таргетизирующая, митигативная, ценностно-ориентированная. Рассматриваются некоторые оптимизирующие коммуникативные стратегии: стратегия повышения распознавания и стратегия повышения притягательной силы рекламного сообщения. Практическая значимость исследования связана с возможностью применить его результаты в практике создания рекламных сообщений и в судебных и внесудебных лингвистических экспертных исследованиях по делам о ненадлежащей рекламе и об экстремизме.
10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА 
213-224 243
Аннотация
Статья посвящена проблеме взаимоотношения постмодернизма и классической литературы. Вопрос рассматривается на примере произведений викторианского писателя, предвосхитившего многие тенденции развития английской литературы XX века. Уделяется внимание творчеству Томаса Гарди, который одним из первых в английской литературе XIX века стал рефлектировать по поводу традиции, обратился к природному и бессознательному в человеке. Показано, что викторианский писатель создал галерею героев, личные дилеммы которых имеют вполне экзистенциальный характер. Отмечается, что в английской классической традиции Джона Фаулза особенно привлекают «кризисные» авторы, к числу которых относится Гарди. Уделяется особое внимание влиянию «исторического» Гарди на жизнь и творчество Фаулза. Автор останавливается на основных этапах знакомства Фаулза с жизнью и творчеством викторианского писателя. Поднимается вопрос о присутствии гардиевского интертекста в романе «Дэниел Мартин» на сюжетном, мотивном, образном и пространственно-временном уровнях. Автор отмечает, что интертекстуальный диалог с Гарди в творчестве Фаулза - проявление особой интерсубъективности. Делается вывод о том, что среди всех викторианских писателей Гарди стал для Фаулза «безусловно своим», однако автор XX века не приемлет мрачности и безысходности писателя XIX века.
225-236 452
Аннотация
Статья освещает историю теоретических взглядов литературного интернет-сообщества «Сетевая словесность» на собственное творчество. Особое внимание уделено литературоведческим и критическим работам, посвященным сетевой литературе, которые были написаны членами рассматриваемого сообщества. Выполнен обзор части теоретических работ авторов «Сетевой словесности». Рассматривается вопрос описания границ сетературы на основании взглядов авторов «Сетевой словесности». Автор останавливается на анализе крупнейшей дискуссии 1997-1998 годов. Уделяется внимание описанию экспериментов сетевых авторов в сфере мультимедиа. Поднимается вопрос о причинах утраты интереса к «Сетевой словесности» как читателями, так и авторами, и предложено возможное его решение. Показано, что появление и распространение литературных сайтов со свободной публикацией оказало решающее влияние на путь развития литературы в сети Интернет. Новизна исследования видится в рассмотрении критических и научных текстов, в то время как авторы имеющихся на сегодняшний день научных публикаций обращались к анализу литературных произведений сетевых авторов. Актуальность исследования обусловлена возрастающей значимостью интернет-литературы в современном литературном поле.
237-250 271
Аннотация
Статья посвящена анализу историзма есенинской поэмы «Пугачев» (1921) в свете концепции национальной истории А. С. Пушкина, где на первом плане присутствуют его произведения, объединенные «пугачевской» темой. Новизна исследования заключается в том, что впервые делается попытка литературоведческого прочтения полемического диалога Есенина с Пушкиным, отразившегося в замысле поэмы «Пугачев» и определившего идейно-философские конструкты есенинского историзма. Особое внимание в статье уделяется роли предания в историософских позициях Пушкина и Есенина, их связи с христианской аксиологии, а также месту есенинского трактата «Ключи Марии» в становлении художественной философии истории ее автора, явленной в драматической поэме «Пугачев». Делается вывод о том, что историческое событие у Есенина становится вспомогательным материалом для создания нового предания, по своим ценностным значениям внеположного принципам пушкинского историзма. Автор утверждает, что в полемическом диалоге Есенина с Пушкиным, выразившемся в декларативном обращении позднейшего поэта к одной из значимых в этико-художественном отношении тем своего предшественника, следует видеть характерное для Есенина этих лет творческое отстаивание собственных позиций в современной ему литературе.
251-262 295
Аннотация
В статье обозначаются узловые проблемы современной генологии, такие как: отсутствие единых критериев определения жанра как эстетической категории, субъективность жанровых отнесений в новых концепциях жанра, отсутствие общепризнанных жанровых классификаций и систем жанров. Обосновывается актуальность исследования единой жанровой модели драматургии XX-XXI веков с категориальной позиции трансформации драматических жанров, синтеза / синкретизма гомогенных и гетерогенных формосодержательных единиц в цельной структуре драматического текста. Обозначаются перспективные направления данного исследования. Выводится дефиниция категории «метажанр». Демонстрируется новый принцип построения жанровых моделей в новейшей отечественной драматургии, выстраивающийся на основе трансгрессивных соединений-сопряжений. Отмечается увеличение доли субъективного начала в художественном моделировании современности. Новейшая русская драматургия рассматривается прежде всего как диалогическая зона эстетического экспериментирования и поддержания устойчивых литературных традиций. При этом подчеркивается цельность онтогенеза драматургического текста в России, преемственность этапов развития и типологические пересечения «новой драмы», «новой волны», «новой новой драмы» с наследием драматургии XIX века. Все отмеченные характерологические особенности рассматриваемого драматургического материала обосновываются реалиями усложнившегося социально-культурного строительства и парадоксами метафизического бытия XX-XXI веков.
263-273 260
Аннотация
Статья посвящена исследованию роли семантической оппозиции «небо - земля» в художественном пространстве романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Актуальность темы обосновывается, во-первых, необходимостью более основательного изучения особенностей художественного пространства литературного текста; во-вторых, важностью исследования влияния философских и религиозных воззрений автора на особенности построения художественного мира произведения, на специфику изображения литературных героев, их образов и характеров, взаимодействий друг с другом. Анализируются контексты, содержащие слова небо, земля , а также другие лексические репрезентанты соответствующих понятий: верх, низ, поле, лес, звезды и др. На основе проведенного анализа автор утверждает, что семантическая оппозиция «небо - земля» является одним из важных смыслообразующих элементов художественного текста романа. Образы неба и земли в романе интерпретируются с целью обнаружить в них христианские и языческие мотивы. Утверждается, что эти образы участвуют в организации вертикального и горизонтального пространства романа. Показано, что земное и небесное в романе находятся в противостоянии, постоянно сталкиваются друг с другом. Автор приходит к выводу, что вместе с тем, несмотря на явную оппозицию этих образов, главный герой романа не стремится выбирать между жизнью небесной и земной - он принимает все стороны бытия.
274-285 292
Аннотация
Рассматривается вопрос о преемственности литературных традиций, а именно о влиянии литературного наследия А. П. Чехова на современную русскую женскую прозу. Термином женская проза в данной статье называется литературное и социальное явление, имеющее некоторые особенности в художественном изображении действительности. В частности, для женской прозы характерна акцентуация на духовных качествах персонажа, его внутреннем мире, чувствах и переживаниях, внутренней борьбе. Отмечается, что в неизменном обращении писательниц к произведениям А. П. Чехова автор статьи усматривает гендерные основания: современным писательницам в творчестве классика близки темы зарождения чувства на фоне житейской суеты, взаимного непонимания героев и, как следствие, их одиночества. Кроме того, именно женщины-писатели часто обращаются к произведениям с запоминающимися женскими персонажами, имеющими черты типического. Материалом для исследования послужили произведения известных современных российских писательниц: Л. Улицкой, Л. Петрушевской, Т. Толстой, В. Токаревой, Д. Рубиной. Автор делает вывод о том, что в их творчестве прослеживаются очевидные интертекстуальные связи с чеховским претекстом, показывает влияние чеховских идей на творчество представительниц российской женской прозы нынешнего времени, и в то же время отмечает, что писательницы своеобразно трактуют вечные темы любви и одиночества.
07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ 
287-296 274
Аннотация
Статья посвящена вопросам освоения природных ресурсов Якутии в первые десятилетия ХХ века, когда под влиянием политических перемен и растущего кризиса в экономике особую актуальность приобрели вопросы использования местного сырья и материалов для обеспечения потребностей населения. Рассматриваются шаги, предпринятые в начале ХХ века частными предпринимателями, кооперативными органами и государством для организации научных и инженерных изысканий минерально-сырьевых ресурсов Якутии, изучения перспектив их добычи и дальнейшей переработки. В работе показано, что в период после революции 1917 года роль частных предпринимательских инициатив по разработке минерально-сырьевых ресурсов стала существенно снижаться, инициатива в этом направлении перешла в руки земских и кооперативных органов. Отмечается, что с установлением власти большевиков в Якутии в декабре 1919 года все инициативы частного и кооперативного секторов экономики в деле развития кустарных производств из местного сырья были прекращены. Подчеркивается, что государство сконцентрировало в своих руках все мероприятия, в том числе и научные исследования, по поиску и разведке полезных ископаемых, промышленной переработке минерально-сырьевых ресурсов Якутии. Авторы делают вывод о том, что в исследуемый период изучение природных ресурсов все больше приобретало не только чисто научный, но прежде всего практический интерес, что было связано с необходимостью поиска выхода из экономического кризиса, вызванного войнами и революцией 1917 года.
297-308 243
Аннотация
Освещается история создания и развития национально-культурных объединений народов Якутии на рубеже XX-XXI веков. Отмечается, что сохранение стабильности межэтнических отношений в многонациональной республике является важнейшей задачей внутренней политики проводимой местными властями. Приводятся сведения о важнейших, наиболее активных общественных организациях, представляющих различные этнические группы Республики Саха (Якутия). Автором рассматриваются национальные якутские организации «Саха омук» и «Саха кэскилэ», сыгравшие значительную роль в политическом развитии Якутии в 1990-е годы. В статье также освещена деятельность ассоциаций коренных малочисленных народов Севера. Описываются основные общественные объединения русского населения республики, а также диаспоры иных этнических групп. Показано, что, несмотря на разные масштабы и различную степень влияния, национально-культурные объединения народов Якутии сыграли значительную роль в становлении государственности республики. Признание суверенитета Республики Саха (Якутия), а также сохранение межнационального мира и согласия в ней являются результатом активной позиции негосударственных общественно-политических организаций. Отмечено, что национально-культурные общины и ассоциации остаются важным и стабильным участником политических процессов в Республике Саха (Якутия).
309-318 377
Аннотация
Рассматриваются основные аспекты и направления региональной политики Европейского союза в странах Пиренейского полуострова (Испании и Португалии) в начале XXI века. Автор анализирует социально-экономическое развитие территорий, исследует состояние таких сфер, как охрана окружающей среды, поддержка культуры и инноваций, развитие международных связей со странами и регионами Ближнего Востока и Северной Африки в рамках политики добрососедства. Ставится проблема эффективности реализации региональных программ в Испании и Португалии. Охарактеризованы программы «Мадейра - Азоры - Канарские острова», «INTERREG MED», «Юго-Западная Европа», «Программы трансграничного сотрудничества в средиземноморском бассейне». Проводится оценка успешности регионального сотрудничества на данной территории. Перечислены проекты и инициативы, реализуемые Европейским союзом в испанских и португальских регионах: проект развития района Порту-Гондомар, проект «CypFire», проект «MedPAN», проекты «МЕЕТ: Средиземноморский опыт экотуризма» и «СЛОУМЕД: “неторопливая” еда как средство диалога в средиземноморском контексте». Анализируется их влияние на социально-экономическое развитие территории. Делается вывод о том, что испанские и португальские регионы заинтересованы в достижении результатов в рамках реализации региональной политики, а также в укреплении связей в контексте европейской интеграции.
319-331 244
Аннотация
Статья посвящена выявлению и характеристике региональных особенностей социальной трансформации зависимых категорий населения в состояние свободных сельских обывателей в пореформенный период. Основным материалом послужили широкий круг источников в виде законодательных актов и статистических материалов, а также работы как «дореволюционных» (Д. А. Поникаровский, Н. М. Зобнин), так и «советских» (А. П. Бородавкин, А. Т. Топчий) авторов. В работе реконструирован процесс перехода от «обязательных» к «вольнонаемным» трудовым отношениям заводских мастеровых, горнорудных работников и приписных крестьян Кабинета на примере Кузнецкого округа Томской губернии. Доказано, что горнозаводские работники Салаирского края и крестьянство кабинетской деревни фактически получали в результате реформы 1861 года либерализацию и капитализацию трудовых отношений. Автор утверждает, что в первой половине 1860-х годов в кабинетском селе Кузбасского региона были сформированы новые социально-производственные связи, предполагавшие свободу выбора населением своей хозяйственной деятельности. Установлено, что на категорию государственных крестьян Кузбасского региона соответствующая реформа распространилась несколько позднее - законом от 18 января 1866 года: состоялась унификация системы местного крестьянского самоуправления.
332-344 218
Аннотация
Статья посвящена крайне мало разработанной в отечественной историографии теме, особенно в региональном аспекте. Исследование проведено на архивных материалах с привлечением научной и публицистической литературы. Актуальность темы обусловлена ее известной значимостью для общественных наук, прежде всего - для истории и экономики. Целью написания статьи было исследование денежных доходов и расходов одиноких колхозниц Свердловской области в 1965 году. Отмечается, что денежные доходы и расходы упомянутой категории граждан практически не исследовались отечественными обществоведами. Констатируется, советская статистика учитывала в составе денежных доходов не только стоимость продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ), но и полученной путем собирательства, охоты и рыболовства. Подчеркивается, что наблюдалась довольно серьезная дифференциация денежных доходов и расходов обследуемых колхозниц. Заявляется, что колхозники-одиночки находились в более выгодном положении по сравнению с семейными. Доказывается, что ведущими расходами одиноких колхозниц были затраты на питание. Делается вывод, что большинство обследованных могли рассчитывать только на свои силы, так как государственные пенсии и пособия, а также денежные доходы от колхоза в целом были незначительны.
345-356 394
Аннотация
Рассматривается вопрос о статусе династии и империи Цин в Китае после Синьхайской революции. Сообщается, что в соответствии с условиями отказа императора Пу И от престола Китая он сохранил императорский титул, а также исторический центр Пекина - Запретный город - в качестве владения. Отмечается, что Китайская Республика признала за императором Цин статус «иностранного монарха». В статье показано, что документ «Льготные условия», содержащий сведения об особых условиях, предоставленных Китайской Республикой императору Цин, во многом аналогичен «Закону о гарантиях» - документу, изданному итальянским правительством в марте 1871 года после того, как армия Итальянского королевства в сентябре 1870 года заняла Рим и была ликвидирована светская власть Римского Папы. Доказано, что по многим параметрам империя Цин в 1912 году приобрела реальный статус микрогосударства, хотя фактически к этому статусу не стремилась. Авторы утверждают, что империя Цин в 1912-1924 годах фактически оставалась квазигосударственным образованием, так и не реализовавшим политическую возможность трансформации в микрогосударство. В качестве причины указывается нежелание лидеров Цинской монархии отказаться от идеи реставрации монархии в Китае и создать собственное миниатюрное государство. Сделан вывод о том, что по указанным причинам окончательное уничтожение империи Цин в 1924 году стало закономерным итогом ее существования.
357-368 245
Аннотация
Рассматривается история дипломатической борьбы Италии за признание итальянского контроля над Додеканесскими островами. Подчеркивается, что архипелаг, захваченный Италией в ходе Ливийской войны 1911-1912 годов, имел важное стратегическое значение, являясь естественным центром для установления сферы влияния в Восточном Средиземноморье. Отмечается, что Италия, первоначально не стремившаяся к включению архипелага в сферу своих владений, достаточно быстро проявила интерес к установлению своей власти над Додеканесскими островами и отказалась реализовать пункты международных договоров, предусматривавших эвакуацию итальянских оккупационных сил с архипелага. В статье доказано, что сложнейшая дипломатическая борьба, в которой, наряду с Италией, Грецией и Османской империей, принимали участие великие европейские державы - Франция, Великобритания, Германия, Австро-Венгрия, - не привела к возвращению спорных островов Османской империи или к передаче их Греции, требовавшей эти острова на основании этнического принципа. Автор утверждает, что сохранение под различными предлогами итальянской оккупации островов стало в итоге значительной дипломатической победой Италии и позволило впоследствии превратить их в итальянское владение.
369-380 253
Аннотация
Представлены результаты сопоставительного анализа исследований первых русских почвоведов, проведенных в Боровичском уезде Новгородской губернии в конце XIX века, с материалами Генерального межевания конца XVIII века. Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью темы и меняющимися в течение веков параметрами оценки плодородия земли. Автор выявляет особенности почвенных исследований в данном регионе в конце XIX века, акцентирует внимание на характерных чертах их описания с учетом достижений науки того времени. Особое внимание уделяется сопоставлению результатов полевых исследований почвоведов в окрестностях отдельных деревень с составленной автором электронной базой данных, характеризующей грунт земли на дачах Генерального межевания. Доказано, что ранжирование видов почв почвоведами в конце XIX века совпадает со сведениями о грунте земли в материалах Генерального межевания конца XVIII века. Подчеркивается широкое использование почвенных описаний в последующих земских исследованиях. Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые систематизированы, обобщены и сопоставлены результаты полевых исследований первых русских почвоведов и материалов Генерального межевания на примере Боровичского уезда Новгородской губернии.
381-391 285
Аннотация
Рассматривается вопрос о роли Сирии в системе региональной безопасности в 2000-2011 годах. Особое внимание уделяется приходу к власти Б. Асада, ознаменованному попытками смягчить конфронтацию Сирии с региональными и внерегиональными державами при одновременном выстраивании гибкой системы ситуативных союзов. Актуальность исследования обусловлена тем, что самостоятельная внешняя политика Сирии вызывала негативную реакцию США, которые в период правления Дж. Буша-младшего стремились утвердить доктрину американского лидерства в ряде регионов мира. Доказано, что обострению противоречий с США и Израилем объективно способствовала Вторая Интифада, поскольку Дамаск традиционно выступал в поддержку борьбы палестинского народа за национальное самоопределение. Особое внимание уделяется тому, что Сирия совершила «поворот на Восток», стала налаживать отношения с Ираном, Россией. Новизна исследования видится в том, что показаны причины бескомпромиссного отношения Запада к судьбе сирийского политического режима в условиях гражданской войны в стране, заключающиеся в том, что правительство Б. Асада усилило конфронтацию с Западом.
392-404 276
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы формирования кооперативной политики большевиков в непростых условиях поиска путей построения принципиального нового общественного и политико-экономического устройства России. Рассматривается сложный и противоречивый процесс формирования кооперативной политики центральными органами власти и первыми лицами государства. Поднимается вопрос, связанный с установлением стратегии и тактики кооперативной политики советской власти в первые послереволюционные годы. Особое внимание уделяется выявлению основных направлений кооперативной политики в условиях гражданской войны и «военного коммунизма». Устанавливаются ключевые факторы, повлиявшие на позицию различных представителей власти в определении своего отношения к кооперации. Выявляются основные приоритеты в практической реализации кооперативной политики. Рассматриваются особенности реализации кооперативной политики органами власти. Автор приходит к выводу, что в первые месяцы существования советской власти в ее действиях постепенно проявлялись два основных направления в формировании кооперативной политики. Первое направление характеризовалось привлечением кооперативных работников с целью совместной работы и постепенного преобразования кооперации в ту форму, которая отвечала бы идеологическим представлениям большевиков. Второе направление отличалось стремлением власти административным путем «захватить» кооперацию, навязав ей выполнять государственный заказ. Впоследствии (на протяжении всего изучаемого периода) эти два направления взаимодействовали и взаимообусловливали друг друга, формируя в своем единстве кооперативную политику, являющуюся, в свою очередь, составной частью проводимой государством экономической политики.
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 
406-418 265
Аннотация
В статье обоснована актуальность разработки лекций-бесед при предъявлении теоретического материала учебных дисциплин иностранцам. Обращается внимание на трудности иностранных студентов при аудировании лекции в ее традиционном понимании как монолога преподавателя. Подчеркивается важность методического осмысления представления теоретического материала в вопросно-ответной форме. Научная новизна и практическая значимость результатов исследования видится в том, что вопросы охарактеризованы с точки зрения цели их постановки перед обучающимся, положительного эффекта вопроса, недостатков вопроса. Предполагается, что в рамках данной формы занятия можно представить новый материал, систематизировать изученную студентами теоретическую информацию, закрепить знания студентов в предметной области, максимально учесть коммуникативные и личностные аспекты адаптации иностранных студентов в российской образовательной среде. На оригинальном авторском материале лекции-беседы по теоретической грамматике продемонстрированы виды вопросов, которые целесообразно использовать в диалоге с иностранными обучающимися. Предлагается методический тренинг для преподавателя по формулировке различных видов вопросов. Сделан вывод о том, что систематическое использование лекции-беседы в педагогической практике будет способствовать преодолению коммуникативных и психологических трудностей иностранных студентов, слушающих лекции на иностранном (русском) языке, что соответствует современным направлениям поликультурного образования.
419-435 240
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена тем, что становление субъекта профессиональной деятельности в настоящее время становится нелинейным, мультивариативным. Поднимается вопрос о личностных и социально-психологических установках, позволяющих самореализоваться в условиях профессиональной динамичности и неопределенности постиндустриального общества. Особое внимание уделяется профессиональной трансспективе субъекта. Новизна исследования видится в том, что трансспектива выступает результатом культурно освоенных и актуализируемых в социуме способов реализации потенциального в профессиональной сфере. Выполнен обзор концепций самоактуализации, концепций психологического времени и подходов к описанию личности. Показано, что самоактуализация осуществляется на фоне устойчивого комплекса психологических характеристик через осмысление и проектирование картины жизненного пути. Доказано, что модель профессионального становления в логике постиндустриального общества должна включать самоактуализацию, личностные предпосылки, а также параметры психологического времени личности. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи уровней самоактуализации личности, параметров субъективной картины жизненного пути и психологического времени, а также показателей кросс-культурно подтвержденной пятифакторной модели личности. Представлены результаты сопоставительного анализа уровней выраженности параметров психологического времени и личностных факторов у студентов с разным уровнем самоактуализации.
436-447 240
Аннотация
Статья посвящена вопросам целесообразности включения упражнений на базе текстов внутрифирменной письменной коммуникации в профессионально-ориентированное пособие для бакалавров инженерного профиля. Рассмотрены вопросы, связанные с методическим потенциалом упражнений, сконструированных на основе данного вида текстов, в отношении наиболее полной реализации условий обеспечения коммуникативной направленности пособия и принципов контекстного обучения. Обоснована возможность использования ряда функций текстов внутрифирменной переписки предприятий, таких как организующая и регулятивная функции, в качестве способа структурирования коммуникативной деятельности в пособии. Автор утверждает, что этим обеспечивается контекстно-обусловленное чередование устной и письменной коммуникации и репрезентация ключевых для пособия видов дискурса. Продемонстрировано, что данный подход наиболее эффективен при создании учебной модели профессиональной деятельности в каждом разделе пособия, где упражнения, сконструированные на основе внутрифирменных писем и документов, осуществляют развертывание профессионального сюжета, регулируют последовательность предъявления профессиональных ситуаций, предполагающих устную и письменную коммуникацию. Рассмотрена возможность использования упражнений, сконструированных на базе докладов и отчетов, для оптимизации подготовки к изучению текстов, репрезентирующих научный дискурс, поскольку доклады и отчеты обладают рядом схожих с научными статьями функционально-стилистических характеристик.
448-461 283
Аннотация
Рассматриваются теоретические и практические вопросы реализации метапредметного подхода в системе иноязычной подготовки студентов неязыковых специальностей университета. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования целостного научного мировоззрения будущих специалистов на основе метапредметной интеграции в условиях кризиса дисциплинарного знания. Освещается генезис метапредметного подхода применительно к системе общего и высшего образования. Выполнен обзор отечественной и зарубежной психолого-педагогической и лингводидактической литературы, освещающей опыт применения метапредметного подхода в вузовской практике. Дифференцируются понятия «метакомпетенции», «метапредметные компетенции», «надпрофессиональные компетенции», «мягкие навыки» идр. Описана структура зарубежных моделей формирования метакомпетентности выпускников вуза, отвечающих требованиям работодателей. Анализируются организационно-педагогические условия реализации метапредметного подхода в системе неязыкового высшего образования. Представлен примерный перечень метакомпетенций, которые могут эффективно формироваться в процессе иноязычной подготовки в высшей школе. Классифицируются методики и технологии формирования метакомпетенций специалистов нелингвистического профиля средствами дисциплины «Иностранный язык». Описаны результаты опытно-экспериментальной работы по формированию метакомпетенций у студентов бакалавриата по направлению подготовки 06.03.01 - Биология. Оцениваются перспективы применения метапредметного подхода в сфере профессиональной лингводидактики.
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ. ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ 
463-466 229
Аннотация
В рецензии на монографию Т. Д. Зеленкиной, Е. Ю. Пряжниковой, М. Г. Сергеевой «Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников», ставшую лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2016 года, проводимого Фондом развития отечественного образования, охарактеризованы теоретико-методические разработки авторов монографии. Сообщается, что в книге представлены теоретические аспекты проблемы подготовки родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников. Положительно оценены результаты апробации педагогической модели подготовки родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников в условиях организации дополнительного образования детей.
467-470 267
Аннотация
Сообщается, что в монографии «Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников» (2016), подготовленной Т. Д. Зеленкиной, Е. Ю. Пряжниковой и М. Г. Сергеевой, затрагивается проблема эффективного профессионального ориентирования. Ценность издания обосновывается тем, что вопросы выбора профессии не утрачивают актуальности. Охарактеризованы взгляды авторов монографии на участие родителей в выборе профессии их детьми. Например, отмечается, что семья может не только способствовать процессу профессионального самоопределения, но и препятствовать правильному выбору. Кратко описана предложенная авторами книги модель подготовки родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников.
470-474 257
Аннотация
Представлена рецензия на учебное пособие по юридическому переводу «Немецкий язык. Право Европейского союза (общая часть)», подготовленное сотрудниками МГИМО-Университета и изданное в 2017 году. Отмечается, что данное издание можно использовать не только как учебное пособие по переводу, но и как справочное пособие по правовой системе Европейского союза.
ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)
ISSN 2227-1295 (Online)