Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Взаимосвязь самоактуализации, параметров психологического времени и характеристик личности на этапе профессиональной подготовки

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-419-435

Полный текст:

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что становление субъекта профессиональной деятельности в настоящее время становится нелинейным, мультивариативным. Поднимается вопрос о личностных и социально-психологических установках, позволяющих самореализоваться в условиях профессиональной динамичности и неопределенности постиндустриального общества. Особое внимание уделяется профессиональной трансспективе субъекта. Новизна исследования видится в том, что трансспектива выступает результатом культурно освоенных и актуализируемых в социуме способов реализации потенциального в профессиональной сфере. Выполнен обзор концепций самоактуализации, концепций психологического времени и подходов к описанию личности. Показано, что самоактуализация осуществляется на фоне устойчивого комплекса психологических характеристик через осмысление и проектирование картины жизненного пути. Доказано, что модель профессионального становления в логике постиндустриального общества должна включать самоактуализацию, личностные предпосылки, а также параметры психологического времени личности. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи уровней самоактуализации личности, параметров субъективной картины жизненного пути и психологического времени, а также показателей кросс-культурно подтвержденной пятифакторной модели личности. Представлены результаты сопоставительного анализа уровней выраженности параметров психологического времени и личностных факторов у студентов с разным уровнем самоактуализации.

Об авторах

Э. Ф. Зеер
федеральное государственное автономное образовательное учреждение Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Д. П. Заводчиков
федеральное государственное автономное образовательное учреждение Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


М. В. Зиннатова
федеральное государственное автономное образовательное учреждение Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - Москва : Знание, 1991. - 256 c.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. - Москва :Педагогика, 1980. - Т. 1. - 232 с.

3. Арестова О. Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности / О. Н. Арестова // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 61-73.

4. Ахмеров Р. А. Психология жизненного пути : каузаметрическое направление / Р. А. Ахмеров. - Набережные Челны : Ин-т управления. - 2002. - 298 с.

5. Барабанова В. В. Представление студентов о будущем как аспект их личного и профессионального самоопределения / В. В. Барабанова, М. Е. Зеленова // Психологическая наука и образование. - 2002. - № 2. - С. 28-41.

6. Бекасов О. Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности. Гуманистические проблемы психологической теории / О. Б Бекасов, К. М. Андреева. - Москва : Рипол Классик. - 1995. - 179 с.

7. Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 40-46.

8. Головаха Е. А. Психологическое время личности / Е. А. Головаха, А. А. Кроник. - Москва : Смысл. - 2008. - 267 с.

9. Лаак Л. «Big 5». Как измерить человечесткую индивидуальность. Оценки и описания / Л. Лаак, Г. Бругман. - Москва : Университет, 2003. - 112 с.

10. Леонтьев Д. А. Самореализация /Д. А. Леонтьев // Человек : философско-энциклопедический словарь / под ред. И. Т. Фролова. - Москва : Наука, 2000. - С. 322-324.

11. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 448 с.

12. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 201 с.

13. Олпорт Г. Основные положения психологии личности / Г. Олпорт ; пер. Л. Трубицыной, Д. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2002. - С. 166-216.

14. Самаль Е. В. Анализ современного состояния проблемы самоактуализации личности / Е. В. Самаль // Гуманитарно-экономический вестник / под ред. А. Н. Алпеева. - 2006. - № 4. - С. 114-121.

15. Хяюрюнен Ю. П. Некоторые проблемы лонгитюдного исследования жизненного пути и профессиональной карьеры / Ю. П. Хяюрюнен ; под ред. Е. В. Шороховой. - Москва : Айрис. - 2001. - 198 с.

16. Шостром Э. Человек-манипулятор : внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. - Москва : Апрель-Пресс. - 2008. - 192 с.


Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В. Взаимосвязь самоактуализации, параметров психологического времени и характеристик личности на этапе профессиональной подготовки. Научный диалог. 2017;(12):419-435. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-419-435

For citation:


Zeer E.F., Zavodchikov D.P., Zinnatova M.V. Correlation between Self-Actualization, Parameters of Psychological Time and Personal Characteristics at Stage of Professional Training. Nauchnyi dialog. 2017;(12):419-435. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-419-435

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)