Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Реализация коммуникативных стратегий и тактик посредством использования автоэтнонима русский

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-200-211

Полный текст:

Аннотация

Излагаются результаты исследования механизмов реализации коммуникативных стратегий и тактик в российском рекламном дискурсе, языковым репрезентантом которых является автоэтноним русский и соответствующие отэтнонимические дериваты. Интерес к феномену дискурса связан как с необходимостью изучать языковые явления в тесной связи с коммуникативным, когнитивным и социокультурным факторами, так и с потребностью вывести лингвистические исследования за рамки изучения традиционных единиц предложения и текста. Потребность теоретического осмысления специфики рекламного дискурса связана с активным развитием данного типа дискурса и его все более заметным местом в современном коммуникативном пространстве. Новизна исследования заключается в анализе функционирования автоэтнонимической лексики в рекламном дискурсе, которая до данного момента не являлась объектом внимания исследователей в данном аспекте. Материалом служили рекламные слоганы и тексты российского рекламного дискурса. Описывается специфика рекламной коммуникации, анализируются основные позиционирующие коммуникативные стратегии: самопрезентирующая, оценочная, таргетизирующая, митигативная, ценностно-ориентированная. Рассматриваются некоторые оптимизирующие коммуникативные стратегии: стратегия повышения распознавания и стратегия повышения притягательной силы рекламного сообщения. Практическая значимость исследования связана с возможностью применить его результаты в практике создания рекламных сообщений и в судебных и внесудебных лингвистических экспертных исследованиях по делам о ненадлежащей рекламе и об экстремизме.

Об авторе

К. А. Сухарева
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия


Список литературы

1. Березович Е. Л. «Русская пища» в зеркале иностранных языков (на материале производных от слов «Русский, Россия») / Е. Л. Березович // Антропологический форум. - 2012. - № 17. - С. 173-197.

2. Березович Е. Л. Россия и Франция: диалог языковых стереотипов / Е. Л. Березович, Г. И. Казакова // Антропологический форум. - 2015. - № 27. - С. 9-69.

3. Голованивская М. К. Ментальность в зеркале языка : некоторые базовые мировоззренческие концепты французов и русских / М. К. Голованивская. - Москва : Языки славянской культуры, 2009. - 372 с.

4. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. - Москва : ЛКИ, 2008. - 284 с.

5. Карасик В. О. О типах дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность : институциональный и персональный дискурс : сборник научных трудов. - Волгоград : Перемена, 2000. - С. 5-20.

6. Карасик В. О. Языковой круг : личность, концепты, дискурс / В. О. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.

7. Колесов В. В. Язык и ментальность / В. В. Колесов. - Санкт-Петербург : Петербургское востоковедение, 2004. - 237 с.

8. Кочетова Л. А. Английский рекламный дискурс в динамическом аспекте : диссертация.. доктора филологических наук / Л. А. Кочетова. - Волгоград, 2013а. - 438 с.

9. Кочетова Л. А. Динамика оценочной стратегии рекламного дискурса / Л. А. Кочетова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. - 2013б. - № 1. - С. 103-109.

10. Макаров М. Л. Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. - Москва : Гнозис, 2003. - 280 с.

11. Медведева Е. В. Рекламная коммуникация / Е. В. Медведева. - Москва : Эдиториал УРСС, 2003. - 280 с.

12. Пирогова Ю. К. Стратегии коммуникативного воздействия в рекламе : опыт типологизации [Электронный ресурс] / Ю. К. Пирогова // Dialog-21. - 2001. - Режим доступа : http://www.dialog-21.ru/digest/2001/articles/pirogova/.

13. Радбиль Т. Б. Возможности и перспективы применения теории речевых актов в лингвистической экспертизе / Т. Б. Радбиль, В. А. Юматов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2013. - № 1-1. - С. 286-290.

14. Радбиль Т. Б. Язык и метод в современной судебной экспертизе : монография / Т. Б. Радбиль, В. А. Юматов. - Москва : Юрлитинформ, 2015. - 216 с.

15. Скнарев Д. С. Языковые средства создания образа в рекламном дискурсе : семантичсекий, прагматический, маркетинговый аспекты : диссертация.. доктора филологических наук / Д. С. Скнарев. - Челябинск, 2015. - 374 с.

16. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. - Москва : Языки русской культуры, 1997. - 989 с.

17. Тахтарова С. С. Категория коммуникативного смягчения (когнитивно-дискурсивный и этнокультурный аспекты) : монография / С. С. Тахтарова. - Волгоград : ВолГУ, 2009. - 382 с.


Для цитирования:


Сухарева К.А. Реализация коммуникативных стратегий и тактик посредством использования автоэтнонима русский. Научный диалог. 2017;(12):200-211. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-200-211

For citation:


Sukhareva K.A. Realization of Communicative Strategies and Tactics through Using the Auto-Ethnonym “Russian”. Nauchnyi dialog. 2017;(12):200-211. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-200-211

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)