Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

К вопросу об актуальных проблемах исследования истоков жанрового синтеза в поэтике отечественной драматургии XX-XXI веков

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-251-262

Аннотация

В статье обозначаются узловые проблемы современной генологии, такие как: отсутствие единых критериев определения жанра как эстетической категории, субъективность жанровых отнесений в новых концепциях жанра, отсутствие общепризнанных жанровых классификаций и систем жанров. Обосновывается актуальность исследования единой жанровой модели драматургии XX-XXI веков с категориальной позиции трансформации драматических жанров, синтеза / синкретизма гомогенных и гетерогенных формосодержательных единиц в цельной структуре драматического текста. Обозначаются перспективные направления данного исследования. Выводится дефиниция категории «метажанр». Демонстрируется новый принцип построения жанровых моделей в новейшей отечественной драматургии, выстраивающийся на основе трансгрессивных соединений-сопряжений. Отмечается увеличение доли субъективного начала в художественном моделировании современности. Новейшая русская драматургия рассматривается прежде всего как диалогическая зона эстетического экспериментирования и поддержания устойчивых литературных традиций. При этом подчеркивается цельность онтогенеза драматургического текста в России, преемственность этапов развития и типологические пересечения «новой драмы», «новой волны», «новой новой драмы» с наследием драматургии XIX века. Все отмеченные характерологические особенности рассматриваемого драматургического материала обосновываются реалиями усложнившегося социально-культурного строительства и парадоксами метафизического бытия XX-XXI веков.

Об авторах

О. К. Страшкова
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия


И. А. Бабенко
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия


И. В. Купреева
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Бахтин М. М. Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику / М. М. Бахтин // Тетралогия. - Москва : Лабиринт, 1998. - С. 110-296.

2. Гачев Г. Д. Содержательность литературных форм / Г. Д. Гачев, В. В. Кожинов // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. - Москва : Наука, 1964. - Кн. 2. - С. 17-38.

3. Забалуев В. Новая драма : практика свободы / В. Забалуев, А. Зензинов // Новый мир. - 2008. - № 4. - С. 168-177.

4. Каган М. Избранные труды. В VII т. Т. V. Книга 2. Проблемы теоретического искусствознания и эстетики / М. Каган. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2008. - 903 с.

5. Купреева И. В. Интертекстуальный пласт пьесы Н. Коляды «Полонез Огинского» как проводник поэтики сентиментализма (к проблеме типологии героя) / И. В. Купреева // Научный диалог. - 2016а. - № 12. - С. 198-210.

6. Купреева И. В. Рецепция чеховской традиции российской драматургией конца XX - начала XXI веков / И. В. Купреева // Гуманитарные и юридические исследования. - 2016б. - № 4. - С. 227-235.

7. Лебедев В. Ю. Эстетика. Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий. - Москва : Юрайт, 2012. - Режим доступа : http://artlib.osu.ru/web/books/content_all/1867.pdf.

8. Липовецкий М. Перформансы насилия : «Новая драма» и границы литературоведения [Электронный ресурс] / М. Липовецкий // Журнальный зал. - 2007. - Режим доступа : http://magazines.russ.ru/nlo/2008/89/li12.html.

9. Липовецкий М. Перформансы насилия : Литературные и театральные эксперименты «новой драмы» / М. Липовецкий, Б. Боймерс - Москва : Новое литературное обозрение, 2012. - 376 с.

10. Луков Вл. А. Жанры и жанровые генерализации / Вл. А. Луков // Проблемы филологии и культурологи. - 2006. - № 1. - С. 141-148.

11. Луков Вл. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней / Вл. А. Луков. - Москва : Академия, 2008. - 408 с.

12. Макаров А. В. «Новая драма»: поиск литературоведческой оптики для описания метатеатральных экспериментов / А. В. Макаров // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 6. - С. 85-89.

13. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы / Г. Н. Поспелов. - Москва : Просвещение, 1972. - 272 с.

14. Страшкова О. К. «Новая драма» как артефакт серебряного века / О. К. Страшкова. - Ставрополь : Издательство СГУ, 2006. - 567 с.

15. Страшкова О. К. К вопросу о жанровой идентификации комедии А. Грибоедова «Горе от ума» / О. К. Страшкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016 а. - № 12. - C. 46-51.

16. Страшкова О. К. Условность как общий художественный прием в драматургии модернизма и авангарда / О. К. Страшкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016 б. - № 1 - С. 70-74.

17. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. - Москва : Аспект Пресс, 1999. - 334 с.

18. Castagno P. C. New playwriting strategies: Language and media in the 21st century, second edition / P. C. Castagno. - London, 2012. - 258 с.

19. Wang S. On publication of contemporary russian drama in China / S. Wang // Foreign Literature Studies. - 2016. - № 38 (2). - С. 121-132.


Рецензия

Для цитирования:


Страшкова О.К., Бабенко И.А., Купреева И.В. К вопросу об актуальных проблемах исследования истоков жанрового синтеза в поэтике отечественной драматургии XX-XXI веков. Научный диалог. 2017;(12):251-262. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-251-262

For citation:


Strashkova O.K., Babenko I.A., Kupreyeva I.V. On Question about Actual Problems of Study of Genre Synthesis Origins in Poetics of Russian Literature of 20th-21st Centuries. Nauchnyi dialog. 2017;(12):251-262. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-251-262

Просмотров: 395


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)