Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Метапредметный потенциал иноязычной подготовки в системе высшего нелингвистического образования

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-448-461

Полный текст:

Аннотация

Рассматриваются теоретические и практические вопросы реализации метапредметного подхода в системе иноязычной подготовки студентов неязыковых специальностей университета. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования целостного научного мировоззрения будущих специалистов на основе метапредметной интеграции в условиях кризиса дисциплинарного знания. Освещается генезис метапредметного подхода применительно к системе общего и высшего образования. Выполнен обзор отечественной и зарубежной психолого-педагогической и лингводидактической литературы, освещающей опыт применения метапредметного подхода в вузовской практике. Дифференцируются понятия «метакомпетенции», «метапредметные компетенции», «надпрофессиональные компетенции», «мягкие навыки» идр. Описана структура зарубежных моделей формирования метакомпетентности выпускников вуза, отвечающих требованиям работодателей. Анализируются организационно-педагогические условия реализации метапредметного подхода в системе неязыкового высшего образования. Представлен примерный перечень метакомпетенций, которые могут эффективно формироваться в процессе иноязычной подготовки в высшей школе. Классифицируются методики и технологии формирования метакомпетенций специалистов нелингвистического профиля средствами дисциплины «Иностранный язык». Описаны результаты опытно-экспериментальной работы по формированию метакомпетенций у студентов бакалавриата по направлению подготовки 06.03.01 - Биология. Оцениваются перспективы применения метапредметного подхода в сфере профессиональной лингводидактики.

Об авторах

Е. В. Сизова
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Россия


А. Г. Бермус
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Россия


Список литературы

1. Азарова Л. Н. О диагностике метапредметных компетенций у первокурсников высших образовательных заведений / Л. Н. Азарова, В. А. Кривова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 10. - С. 220-223.

2. Атрощенко С. А. Языковая подготовка в техническом вузе через призму метапредметных умений студентов / С. А. Атрощенко, Ю. С. Перевезенцева, О. С. Зорина, Е. Н. Каракозова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 6 (48). - Ч. 3. - С. 9-11.

3. Бермус А. Г. Педагогический компонент многоуровневого профессионально ориентированного университетского образования [Электронный ресурс] / А. Г. Бермус // Непрерывное образование : XXI век. - 2014. - Вып. 1 (5). - Режим доступа : http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2281

4. Боброва Т. О. Микропреподавание в рамках метапредметного подхода в профессиональной подготовке преподавателей иностранного языка / Т. О. Боброва //Экономика и социум. - 2016. - № 11 (30). - С. 373-376.

5. Вагина С. Г. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе / С. Г. Вагина, О. В. Гливинская, Я. В. Михайлюк. - Москва : [б. и.], 2010. - 214 с.

6. Гераскевич Н. В. Развитие метапредметных умений в иноязычном профессиональном образовании / Н. В. Гераскевич // Общество : социология, психология, педагогика. - 2016. - № 3. - С. 86-88.

7. Гришенкова Е. Г. Метапрофессиональные личностные качества как условие формирования универсальности специалиста-лингвиста [Электронный ресурс] / Е. Г. Гришенкова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. - Режим доступа : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5391.

8. Громыко Ю. В. Метапредмет «Знание» : учебное пособие для учащихся старших классов / Ю. В. Громыко. - Москва : Пушкинский институт, 2001. - 540 с.

9. Зак А. З. Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач) / А. З. Зак, М. Г. Сорокова // Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования». - 2017. - Том 9. № 1. - С. 1-14.

10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. - Москва : Просвещение, 2008. - 151 с.

11. Каххаров Ш. Над-профессиональные компетенции и управление ими / Ш. Каххаров // Организационная психология. - 2014. - Т. 4. № 4. - С. 103-120.

12. Мильруд Р. П. Универсальные учебные действия как сверхзадача обучения / Р. П. Мильруд // Научный диалог. - 2016. - № 1 (49). - С. 272-284.

13. Мирошникова О. Х. Профессионально-языковой портфель для магистрантов биологических специальностей : учебное пособие / О. Х. Мирошникова. - Ростов-на-Дону : Изд-во Южного федерального ун-та, 2014. - 128 с.

14. Обдалова О. А. Когнитивно-дискурсивная система обучения иноязычной межкультурной коммуникации студентов бакалавриата естественнонаучных направлений : диссертация … доктора педагогических наук : 13.00.02. / О. А. Обдалова. -2017. - Нижний Новгород.

15. Орбодоева Л. М. Метакомпетенция как компонент содержания профессиональной иноязычной подготовки студентов в языковом вузе / Л. М. Ордобоева // Вестник Московского госуд. лингвистического университета. - 2014. - № 14 (700). - C. 144-153.

16. Руцкая Е. А. Формирование метапредметной компетентности студентов неязыкового вуза на примере обучения аудированию и конспектированию лекций / Е. А. Руцкая, Е. В. Аликина // Вестник Новосибирского госуд. пед. ун-та. - 2016. - № 4. - С. 85-91.

17. Сидоренко Т. В. Дебаты как средство формирования метапредметных компетенций у студентов технического вуза при обучении иностранному языку / Т. В. Сидоренко, С. В. Рыбушкина // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. - 2014. - № 6. - С. 7-21.

18. Суслова О. И. Формирование метапредметных компетенций в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе / О. И. Суслов // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе. - 2015. - № 9. - С. 101-105.

19. Суходимцева А. П. Проектный подход к реализации метапредметного содержания образования в школе / А. П. Суходимцева, М. Г. Сергеева, Н. Л. Соколова // Научный диалог. - 2017. - № 9. - С. 240-258.

20. Хуторской А. В. Метапредмет «Мироведение» : программа и методика занятий в 5-6 классах : методическое пособие для учителя. - Москва : Эйдос ; Изд-во Института образования человека, 2015. - 132 с.

21. Brown R. B. Refrain the competency debate : Management knowledge and metacompetence in graduate education / R. B. Brown // Management Learning. - 1994. - Iss. 25 (2). - Pp. 289-299.

22. Mathews J. A Meta Competency Analysis [Electronic data] / J. Mathews. - Bhutan, 2013. - Access mode : https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2363301.

23. Morpurgo M. T. Beyond Competency : The role of professional accounting education in the development of meta-competencies : dissertation for the degree of Doctor of Business Administration / M. T. Morpurgo. - Athabasca University, 2015. - 346 p.

24. Starkey L. Critical Thinking Skills Success in 20 Minutes a Day / L. Starkey. - New York : Team LRN, 2004. - 182 p.


Для цитирования:


Сизова Е.В., Бермус А.Г. Метапредметный потенциал иноязычной подготовки в системе высшего нелингвистического образования. Научный диалог. 2017;(12):448-461. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-448-461

For citation:


Sizova E.V., Bermus A.G. Interdisciplinary Potential of Foreign Language Training in System of Non-Linguistic Higher Education. Nauchnyi dialog. 2017;(12):448-461. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-448-461

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)