Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Двухфакторная модель детерминации восприятия граффити жителями мегаполиса

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-8-255-276

Аннотация

Цель исследования — описание специфики оценки текстов граффити в восприятии жителями мегаполиса. Обработка данных проводилась с применением метода семантического дифференциала, частотного анализа, описательной статистики, сравнительного анализа, многомерного шкалирования и иерархического кластерного анализа. Выявлено два фактора, значимых для оценки степени привлекательности вандально нанесенных креолизованных текстов: показатель позитивного / негативного отношения к изображениям и их текстовому содержанию; глобальность или локальность темы, которой посвящены граффити. Установлено, что граффити, содержащие позитивные сообщения и выполненные в ярком, привлекательном стиле, вызывают более положительные эмоции, а граффити, посвященные политическим или негативным социальным явлениям, чаще получают отрицательную оценку. Определено четыре семантические группы граффити: протестно-негативистские граффити, характеризующиеся низким индексом привлекательности; молодежно-субкультурные граффити, чей индекс привлекательности зависит от соответствия мотивов автора и адресата; социально-эмпатийные (воспитательные) граффити, имеющие высокий индекс привлекательности благодаря позитивному содержанию и визуальному оформлению; либерально-философские граффити, полюс оценки и осмысления которых зависит от политических и философских убеждений респондентов, а также от окружающей обстановки (места размещения).

Об авторах

М. Р. Бабикова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Бабикова Марина Рашитовна, кандидат филологических наук, кафедра межкультурной коммуникации, риторики, русского языка как иностранного

Екатеринбург



О. В. Кружкова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Кружкова Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, лаборатория перспективных социосредовых исследований 

Екатеринбург



Список литературы

1. Бабикова М. Р. Жанровая специфика вандальных графических повреждений городского пространства / М. Р. Бабикова, О. В. Кружкова // Жанры речи. — 2024. — Т. 19, № 4 (44). — С. 327—337. — DOI 10.18500/2311-0740-2024-19-4-44-327-337.

2. Бабикова М. Р. Когнитивные механизмы граффити: компрессия, дефокусирование, фокусировка / М. Р. Бабикова // Научный диалог. — 2024. — Т. 13, № 8. — С. 171— 187. — DOI: 10.24224/2227-1295-2024-13-8-171-187.

3. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика: лингвокогнитивные механизмы смысловой интерпретации поэтического текста / Н. С. Болотнова // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). — 2021. — № 6 (218). — С. 38—48.

4. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению / М. Б. Ворошилова; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2013. — 194 с.

5. Гридина Т. А. Ассоциативный потенциал префиксоида: квази-, псевдо-, лже- в современном медиадискурсе / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова // Политическая лингвистика. — 2025. — № 2 (110). — С. 32—39.

6. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика / В. З. Демьянков, Е. С. Кубрякова, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина // Краткий словарь когнитивных терминов. —М. : Филол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. — С. 53—55.

7. Донская М. М. Проблемы декодирования креолизованных текстов на материале иноязычной телевизионной рекламы в рамках решения проблемы успешного преодоления межкультурного барьера / М. М. Донская // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений : XV Международная научная конференция. Доклады и материалы. В 2-х частях, Москва, 14—16 ноября 2019 года / Под общей редакцией И. М. Ильинского. Том Часть 1. — Москва : Московский гуманитарный университет, 2019. — С. 249—253.

8. Злоказов К. В. Городской вандализм в восприятии молодежи: эмпирическое исследование атрибуции его причин / К. В. Злоказов, Ю. М. Караяни, А. Г. Караяни, А. В. Шахматов // Психология и право. — 2021. — Т. 11, № 3. — С. 77—93. — DOI: 10.17759/psylaw.2021110306.

9. Карпилович Т. П. Когнитивно-коммуникативный подход к распознаванию содержательно-концептуальной информации медиатекста / Т. П. Карпилович // Ученые записки УО ВГУ им. П. М. Машерова. — 2018. — №. 28. — С. 165—170.

10. Коробицына Л. В. Вандализм и трансформация исторической памяти. Теория и практика / Л. В. Коробицына, О. В. Кружкова // Диалог со временем. — 2025. — № 91. — С. 237—250. — DOI: 10.21267/AQUILO.2025.91.91.016

11. Кружкова О. В. Запоминаемость и когнитивные ошибки узнавания граффити в городской среде: результаты полевого эксперимента / О. В. Кружкова // Научный диалог. — 2025. — Т. 14. — № 2. — С. 163—180. — DOI: 10.24224/2227-1295-2025-14-2163-180.

12. Кружкова О. В. Особенности восприятия учащимися городских граффити с выраженным воспитательным потенциалом / О. В. Кружкова, М. Р. Бабикова, С. Д. Робин // Образование и наука. — 2024. — Т. 26. — № 6. — С. 68—94. — DOI: 10.17853/19945639-2024-6-68-94.

13. Мякшева О. В. Путь к осмыслению текста как осмысление жизни / О. В. Мякшева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2023. — № 3 (227). — С. 112—119. — DOI: 10.23951/1609-624X-2023-3-112-119.

14. Новиков А. Л. Метод семантического дифференциала: теоретические основы и практика применения в лингвистических и психологических исследованиях / А. Л. Новиков, И. А. Новикова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2011. — № 3. — С. 63—71.

15. Терехина А. Ю. Многомерное шкалирование в психологии / А. Ю. Терехина // Психологический журнал. — 1983. — Т. 4. — № 1. — С. 76—88.

16. Фролова Е. В. Восприятие как условие формирования картины мира / Е. В. Фролова // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции, Евпатория, 11—12 апреля 2024 года. — Симферополь : Ариал, 2024. — С. 439—444.

17. Швиндт У. С. Эстетическая и проблемная ориентация стрит-арта в восприятии городского населения (на примере Екатеринбурга) / У. С. Швиндт // Koinon. — 2021. — Т. 2. — № 1. — С. 100—115. — DOI: 10.15826/koinon.2021.02.1.005.

18. Яньюнь Л. Граффити как актуальный вид воздействующего текста: медийный опыт Китая / Л. Яньюнь // Динамика медиасистем. — 2024. — Т. 4, № 2. — С. 93— 100. — DOI: 10.47475/2949-3390-2024-4-2-93-100.

19. Li H. Is a picture worth a thousand words? Understanding the role of review photo sentiment and text-photo sentiment disparity using deep learning algorithms / H. Li, H. Ji, H. Liu, D. Cai, H. Gao // Tourism Management. — 2022. — № 92. (2)— Article number: 104559. — DOI: 10.1016/j.tourman.2022.104559.

20. Ride A. Reading the Riot: Understanding Urban Graffiti and Riot Violence / A. Ride // Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. — 2025. — DOI: 10.1037/pac0000816.

21. Shafighi N. A Study of Types of Hypotext in Iran's Graffiti / N. Shafighi // Negareh Quarterly. — 2021. — № 56. — Pp. 26—28. — DOI: 10.22070/NEGAREH.2020.3111


Рецензия

Для цитирования:


Бабикова М.Р., Кружкова О.В. Двухфакторная модель детерминации восприятия граффити жителями мегаполиса. Научный диалог. 2025;14(8):255-276. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-8-255-276

For citation:


Babikova M.R., Kruzhkova O.V. A Two-Factor Model for Perception of Graffiti by Metropolis Dwellers. Nauchnyi dialog. 2025;14(8):255-276. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-8-255-276

Просмотров: 72


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)