Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Совершенствование исследовательских компетенций школьного педагога в контексте модернизации отечественного образования

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-2-303-321

Полный текст:

Аннотация

Рассматриваются вопросы совершенствования исследовательских компетенций школьного педагога; осуществлен анализ понятий «компетенция» и «исследовательская деятельность учителя», что позволило трактовать компетенции педагога-исследователя как развивающиеся профессионально-личностные свойства с комплексной структурой, элементы которой ориентированы на осуществление функций исследовательской деятельности школьного учителя; являются целостными и интегративными; способствуют саморазвитию педагога в выбранной сфере деятельности и реализации заложенного в нем потенциала; формируют условия для поиска новой информации, необходимой при разрешении затруднительных ситуаций в конкретном учебном заведении согласно целям и задачам современного общего образования. Актуальность данной статьи связана с повышением требований, предъявляемых обществом к современному школьному учителю в рамках исследовательской деятельности. Функции последней классифицированы с учетом ее содержания по сферам профессиональной реализации педагога, в которых роль научной составляющей представляется наиболее существенной; выявлена структура исследовательских компетенций будущего педагога. В рамках проведенного исследования были определены области приложения профессиональных усилий, где исследовательский потенциал учителя проявляется наиболее активно: область анализа, синтеза и овладения новаторским педагогическим опытом; область популяризации и начального практического использования новаторского педагогического опыта и передовых разработок; область совершенствования профессионального мастерства и раскрытия творческого потенциала учителя; область инновационных процессов в системе образования. Установлены четыре уровня развития исследовательских компетенций, доступных школьному учителю: базовый, эмпирический (локально-инициативный), продуктивный (тактический) и конструктивный (стратегический), для которых характерна различная степень освоения исследовательских компетенций. Также рассматривается технология совершенствования исследовательских компетенций школьного педагога, включающая в себя четыре этапа: мотивационно-целевой, теоретический, проектировочный, практический и контрольно-коррекционный этапы. Они опираются на один или несколько модулей, позволяющих учителю осваивать исследовательские компетенции по индивидуальному сценарию.

Об авторах

С. В. Дзюбенко
Средняя школа им. Я. Купалы № 19 г. Минска
Россия


М. Г. Сергеева
Российский университет дружбы народов
Россия


И. С. Самохин
Российский университет дружбы народов
Россия


Список литературы

1. Бриткевич М. С. Инновационная профессиональная деятельность современного российского учительства / М. С. Бриткевич // Вестник Орловского Государственного Университета. - 2013. - № 6. - С. 192-196.

2. Бриткевич М. С. Реализация административного ресурса в создании условий для диссеминации инновационного педагогического продукта. На примере деятельности школьной инновационной площадки / М. С. Бриткевич, О. Н. Мачехина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 3. - Часть 2. - С. 23-26.

3. Бриткевич М. С. Распространение инновационного педагогического опыта в условиях повышения квалификации учителей / М. С. Бриткевич, М. Г. Сергеева, Н. Л. Соколова // Проблемы современного педагогического образования. Серия : Педагогика и психология. - 2017. - Выпуск 56. - Часть 1. - С. 31-37.

4. Дзюбенко С. В. Особенности консультационного обучения педагогов в процессе инновационной деятельности / С. В. Дзюбенко // Образование через всю жизнь : непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы 11-й международной конференции, Минск, 27-28 сентября 2013 г. / Минский институт управления ; сост. В. В. Гедранович ; под науч. ред. В. В. Гедранович и Н. В. Суша. - Минск, - 2013. - Вып. 11. - Ч. III. - С. 84-87.

5. Дзюбенко С. В. Роль и функции исследовательской деятельности в педагогической инновационной практике учителя / С. В. Дзюбенко // Качество. Инновации. Образование. - 2014. - № 3. - С. 49-54.

6. Калашникова Т. В. Научно-исследовательская работа как условие совершенствования образовательного процесса : На материале педагогического колледжа : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Т. В. Калашникова. - Якутск, 2002. - 164 с.

7. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении : Книга для учителя / В. А. Кан-Калик. - Москва : Просвещение, 1987. - 190 с.

8. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования : учебное пособие / М. М. Левина. - Москва : Академия, 2001. - 272 с.

9. Лобанова А. В. Профессионально обусловленные деструкции личности преподавателя высшей школы : генезис проблемы, подходы и коррекции / А. В. Лобанова, С. Н. Жигимонт. - Краснодар : Кубанский государственный университет, 2014. - 192 с.

10. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. - Москва : Дело, 1994. - 216 с.

11. Никитина Е. Е. Проектная и образовательная деятельность школы № 1466 им. Ю. Н. Рушевой / Е. Е. Никитина // Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики : монографический сборник. - Москва : Институт эффективных технологий, 2014. - С. 288-300.

12. Суходимцева А. П. К проблеме конкурентоспособности педагогов на российском рынке труда / А. П. Суходимцева // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - № 5 / 6 - С. 24 - 26.

13. Суходимцева А. П. Обновление методов обучения в аспекте методологии учебной деятельности / А. П. Суходимцева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2017. - № 6. - С. 39-43.

14. Тарантей В. П. Профессиональное становление учителя в условиях непрерывного педагогического образования: автореферат диссертации.. доктора педагогических наук : 13.00.08 / В. П. Тарантей. - Минск, 2002. - 44 с.

15. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Д. Н. Ушакова. - Т. 1. - Москва : ОГИЗ, 1935. - 1427 с.

16. Хуторской А. В. Компетентность как дидактическое понятие : содержание, структура и модели конструирования / А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода : межвузовский сб. науч. тр. / под ред. А. А. Орлова. - Тула : Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 2008. - Вып. 1. - С. 117-137.


Для цитирования:


Дзюбенко С.В., Сергеева М.Г., Самохин И.С. Совершенствование исследовательских компетенций школьного педагога в контексте модернизации отечественного образования. Научный диалог. 2018;(2):303-321. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-2-303-321

For citation:


Dzyubenko S.V., Sergeyeva M.G., Samokhin I.S. Improvement of Research Competencies of School Teachers in Context of Modernization of National Education. Nauchnyi dialog. 2018;(2):303-321. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-2-303-321

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)