Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Сравнительный анализ особенностей мышления городских и сельских школьников

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-4-280-291

Полный текст:

Аннотация

Представлены результаты сравнительного анализа особенностей мышления городских и сельских школьников основной и старшей ступеней обучения. С целью выявления различий в уровнях сформированности отдельных характеристик мышления, связанных, помимо прочего, с особенностями социального, физического и физиологического развития учащихся городских и сельских школ, был изучен ряд работ, посвященных сравнению у городских и сельских школьников функциональных показателей гемодинамики, психоэмоциональной устойчивости, словесно-логического мышления и характеристик учебно-познавательной деятельности. Изложены результаты интерпретации данных, полученных в ходе эксперимента, проведенного авторами статьи (54 респондента, по 27 сельских и городских учащихся старших классов). Сделан вывод о том, что сельские школьники характеризуются более высоким уровнем развития умений и качеств личности, обеспечивающих им успешное выполнение основных видов математической деятельности: низкий уровень психоэмоционального напряжения, качественный анализ зрительной и зрительно-пространственной информации, логические умозаключения, обобщение информации, заинтересованность в правильном решении задачи и др. В перспективе предполагается поиск возможных причин «отставания» городских школьников от сельских по отдельным показателям сформированности операций математического мышления.

Об авторах

В. Н. Алексеев
Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
Россия


Т. С. Мамонтова
Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
Россия


М. В. Шустова
Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
Россия


Е. В. Чепурненко
Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
Россия


Список литературы

1. Арюткина С. В. Учебно-познавательная математическая деятельность : методологические аспекты формирования / С. В. Арюткина // Вестник ЧГПУ. Серия Педагогика и психология. - 2011. - № 8. - С. 7-13.

2. Блинков С. Н. Исследование физического развития городских и сельских школьников 7-17 лет Ульяновской области / С. Н. Блинков, С. П. Левушкин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 22-29.

3. Дацерхоева М. А. Сравнительное исследование уровня развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста / М. А. Дацерхоева, М. Т. Ногерова // Психология и педагогика : методика и проблемы. - 2015. - № 44. - С. 43-46.

4. Дьячкова Г. И. Сердечный ритм при эмоциональном напряжении у детей / Г. И. Дьячкова // Педиатрия. - 1999. - № 8. - С. 25-28.

5. Елисеева Н. И. Сравнительное исследование ценностных ориентаций сельских и городских школьников Поволжья / Н. И. Елисеева, Е. В. Сидорина, С. В. Пепеляева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 15-68.

6. Калмакова Ж. А. Сравнительная характеристика уровня адаптации сельских и городских школьников к условиям современного учебно-образовательного процесса / Ж. А. Калмакова // International journal of applied and fundamental research. - 2014. - № 8. - С. 106-108.

7. Колмакова Н. В. Особенности высших психических функций у сельских младших школьников / Н. В. Колмакова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 5. - С. 20-23.

8. Копосова Т. С. Вариабельность сердечного ритма при умственной нагрузке у городских и сельских школьников / Т. С. Копосова, С. Ф. Лукина, И. А. Савенкова // Arctic Environmental Research. - 2008. - № 1. - С. 24-30.

9. Курбанова А. Т. Сравнение показателей словесно-логического мышления сельских и городских младших школьников на разных этапах начального обучения / А. Т. Курбанова // Образование и саморазвитие. - 2013. - № 2 (36). - С. 125-131.

10. Особенности развития Я-концепции у сельских и городских школьников / Г. Л. Драндров, Д. А. Драндров, Д. Н. Сюкиев, Е. Г. Богослова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 229.

11. Поляков В. М. Нейропсихология в скрининговых исследованиях детских популяций / В. М. Поляков // Вторая Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. - Москва : Смысл, 2003. - С. 198-206.

12. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С. Я. Рубинштейн - Москва : Институт Психотерапии, 2010. - 384 с.

13. Федоров Б. М. Эмоции и сердечная деятельность : монография / Б. М. Федоров. - Москва : Медицина, 1977. - 216 с.


Для цитирования:


Алексеев В.Н., Мамонтова Т.С., Шустова М.В., Чепурненко Е.В. Сравнительный анализ особенностей мышления городских и сельских школьников. Научный диалог. 2018;(4):280-291. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-4-280-291

For citation:


Alekseyev V.N., Mamontova T.S., Shustova M.V., Chepurnenko E.V. Comparative Analysis of Peculiarities of Thinking of Urban and Rural Schoolchildren. Nauchnyi dialog. 2018;(4):280-291. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-4-280-291

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)