Preview

Научный диалог

Расширенный поиск
№ 4 (2018)

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

9-20 8
Аннотация
Рассматриваются особенности становления терминоведения в работах исследователей языка саха в 20-40-е годы ХХ века. Сообщается, что в это время была проведена огромная работа по разработке теоретических основ и принципов создания терминов языка саха, а также было создано большое количество терминов в различных отраслях знания, прежде всего в общественно-политической сфере. Подчеркивается, что были разработаны терминологические комплексы по всем предметам в объеме средней школы. Показано что, эти цели были достигнуты сравнительно быстро потому, что из среды якутской интеллигенции выдвинулись лидеры терминостроительства, которые признали огромное значение этой работы, с энтузиазмом взялись за работу и повели за собой других. В числе таких лидеров названы ныне широко известные деятели языкового и - шире - культурного строительства: А. Е. Кулаковский, С. А. Новгородов, А. А. Иванов (Күндэ), Г. В. Баишев (литературный псевдоним - Алтан Сарын) и П. А. Ойунский. В статье отмечается, что каждый из этих ученых шел своей дорогой, имел свои приоритеты. По итогам обзора доказано, что деятельность по разработке якутской терминологической системы изначально была сконцентрирована вокруг двух основных путей формирования терминологического фонда: использования внутренних ресурсов языка и заимствования терминов из других языков, в частности русского языка. В статье предпринята попытка анализа словарей, составленных деятелями языкового строительства 1920-1940 годов, с точки зрения теории современной терминографии с целью оптимизации типовых и композиционных параметров терминологических словарей.
21-42 4
Аннотация
Статья посвящена вопросам когнитивного моделирования семантики существительных английского языка, обозначающих преступника. Рассматривается вопрос вариативного представления когнитивной информации, обусловленного адаптивным потенциалом структур представления знаний в зависимости от уровня языка и сущности исследуемого явления. Представлены результаты анализа лексических единиц и их актуализации в художественном тексте. Особое внимание уделяется таким структурам представления знания, как фрейм, прототип, когниотип, стереотип. Новизна исследования видится в том, что в работе реализован когнитивный подход к исследованию семантики единиц и содержательного и структурного аспектов текста. В рамках данного подхода задействуются когнитивные структуры разных уровней. Делается вывод о комплементарности таких структур и о возможности их одновременного функционирования. Кроме того, в работе предпринимается попытка сформулировать правила и принципы когнитивного исследования текста. Актуальность исследования обусловлена попыткой выявления закономерностей категоризации и концептуализации действительности, отраженных в языке. Результаты когнитивных исследований, обычно представленные в виде моделей или схем, облегчают последующее сравнение способов категоризации в других язык, а также выявление общих универсальных закономерностей человеческой когниции и принципов ее отражения в семантике.
43-53 9
Аннотация
Статья посвящена описанию речевых форм выражения правовых норм в пенитенциарном законе первой четверти XIX века. В качестве источника исследования избирается Устав о ссыльных 1822 года - нормативный акт, послуживший определенным образцом для уголовно-исполнительного права России в дореволюционном периоде. Актуальность работы видится в том, что она позволит более полно представить закономерности построения правовых норм в современной законотворческой практике. Новизна исследования заключается в реализации исторического подхода при рассмотрении деклараций как речевых актов, которые наиболее специфично реализуют определяющую текстообразующую категорию законодательных жанров - директивность. Автор отмечает, что подобные регламентирующие речевые формы являются продуктивными для языка права. В статье на материале юридического дискурса начала XIX столетия выделяются типы регламентирующих деклараций (декларации, эксплицированно выраженные, и декларации в форме дескриптивного высказывания; к последним отнесены дефинитивные описания и описания ситуаций). Автором определена их семантико-синтаксическая структура, представлены классифицирующие признаки речевого акта, среди которых значимыми признаются конвенциональность и институциональность, тождественность выражаемого пропозиционального содержания правовой реальности; перформативность и недескриптивность; способность реализовывать директивный перлокутивный эффект.
54-64 4
Аннотация
Рассматриваются основные тенденции, наблюдаемые в современной английской пунктуации. Показано, что к числу факторов, влияющих на ее развитие, относятся следующие: основной принцип и назначение пунктуации, разговорная речь, электронные коммуникации, новые и нерегламентированные знаки пунктуации. Ведущая роль интонационно-риторического принципа обусловила возникновение тенденции к ослабленной пунктуации, влияние разговорной речи и электронных коммуникаций привело к изменению функций некоторых знаков, например, точки (точка «резкости»), вопросительного знака (uptalk), многоточия (осмысляемого как «сорный» знак), точки с запятой, тире, дефиса, подчеркивающей линейки, прописных букв. О том, что пунктуация является развивающейся системой, свидетельствует появление новых знаков: интерробанга, знаков иронии и сарказма (знак тильды, перевернутый восклицательный знак, снарк, ironieteken, SarcMark™ и др.), эмотиконов и др. Нерегламентированные знаки препинания, нередко обнаруживаемые в произведениях художественной литературы, связаны с проявлением авторской индивидуальности. В работе также представлены некоторые результаты сопоставительного анализа современных тенденций русской и английской пунктуационных систем. Выяснилось, что многие из них наблюдаются в обеих системах, например, увеличение вариантности в употреблении знаков, влияние разговорной речи, меньшая частотность употребления точки с запятой, возрастающая роль тире вплоть до универсализации этого знака.
65-76 7
Аннотация
Статья посвящена семантическому анализу зоонимической лексики русского языка. В работе приводятся определения терминов зооним и зоолексика . Дается характеристика русских существительных, производных от зоонимов, с точки зрения грамматической семантики. В соответствии с характером грамматической семантики отзоонимных существительных выделяются их семантические классы. Основное внимание уделяется описанию полного состава семантических групп отзоонимных существительных с конкретным значением. Актуальность исследования обусловлена тем, что отзоонимные существительные со значением конкретного предмета представляют собой значительное множество среди отзоонимных существительных (383 из 489 зафиксированных в словообразовательном словаре) и составляют важную часть зоонимической лексики в номинативном и коммуникативном отношении. На основе дефиниционного и контекстуального анализа лексических единиц авторы статьи разделили их на группы. Показано, что семантические группировки отзоонимных существительных с конкретным значением зависят от принадлежности к лексико-грамматическому разряду одушевленных или неодушевленных существительных, так как лексические репрезентанты каждого разряда образуют различные семантические группировки, имеющие определенные особенности. Новизна исследования видится в том, что впервые полному семантическому анализу подвергаются русские отзоонимные существительные, называющие животных.
77-86 5
Аннотация
Анализируется рассказ Ю. Буйды «Чёрт и аптекарь». Устанавливаются множественные связи произведения с прецедентными текстами. Комментируются интертекстуальные параллели, отмеченные в тексте посредством языковых маркеров. Выявлено, что прием интертекстуальности в текстах Ю. Буйды затрагивает разные уровни: внешний (эксплицитный) и глубинный (имплицитный). Вследствие этого и сам прием характеризуется признаками эксплицитности и имплицитности. В художественном мире писателя исследуемый прием обладает скрытой проективной силой - он выходит на уровень всего текста, организуя сложную систему и участвуя в порождении сюжета. Показано, что анализ примеров использования приема интертекстуальности требует знаний языкового и экстралингвистического характера. Доказывается, что в рассказах Ю. Буйды интертекстуальные связи служат средством создания комического. Автор утверждает, что сфера комического в творчестве писателя близка к области низовой народной телесной комики. Такая близость объясняется стремлением Ю. Буйды приблизить художественное изображение к архаическому прошлому, когда смех, будучи связанным с жизнью и смертью, а через них с топографическим низом земли и производительным низом человека, считался обладающим возрождающей способностью.
87-99 7
Аннотация
Рассмотрены структурно-семантические элементы законодательной ситуации, зафиксированные в правовых актах начала XVIII века, в сравнении с соответствующими структурными компонентами древне- и старорусских законодательных текстов. Определено, что исторические изменения структуры законодательной ситуации заключаются в ее значительном усложнении, что проявляется в экспликации большего числа элементов ситуации, а следовательно, увеличивается число грамматических репрезентаций этих элементов. Установлены элементы организации закона как текста в рассматриваемый период: обстоятельства, вызвавшие необходимость законодательных действий; то, что должно исполняться; нарушение предписанного; наказание за нарушение. Особое внимание уделено определению общих структурных особенностей древних памятников права и документов начала XVIII столетия. Показано, что в числе таких особенностей - представление ситуаций, включающих элемент «то, что должно исполняться», который является семантическим центром текста закона и репрезентируется посредством инфинитивных конструкций. Кроме того, в этих текстах маркированы ситуации, строящиеся по модели нарушение закона → наказание : и в древнерусских текстах, и в законах петровского времени они нашли выражение в конструкциях с условным придаточным. В то же время в документах XVIII века элементы нарушение закона → наказание часто занимали периферийную позицию в структуре законодательного акта. Актуальность исследования видится в выявлении структурной модели закона как текста не на основании формально-композиционного деления, типичного при анализе текстов документов, а на основании выделения смысловых компонентов и их лексико-грамматической репрезентации, характерной для определенных периодов.
100-112 2
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению особенностей реализации стратегии самопрезентации в американском предвыборном дискурсе. В качестве материала используются тексты предвыборных речей Берни Сандерса и Хиллари Клинтон, с которыми политики выступали в период предвыборной кампании с апреля 2015 года по июль 2016 года. В работе проведен корпусный анализ текстов выступлений. Представлены результаты сравнительного анализа лексических особенностей предвыборных речей кандидатов. Кроме того, в работе предлагается классификация коммуникативных тактик, при помощи которых реализуется стратегия самопрезентации (тактика самовосхваления, апелляции к прежним заслугами, сокращения дистанции с избирателями и тактика политического обещания). Проведенный анализ позволяет авторам сделать вывод о более агрессивной самопрезентации Х. Клинтон и важной роли личностной самопрезентации в ее речах. Показано, что Б. Сандерс делает акцент на идентификации себя со своими избирателями. Анализ коллокаций с компонентами I и we подтверждает данные выводы. Новизна исследования видится в том, что для анализа материала с точки зрения прагматики авторы используют как методы прагмалингвистического анализа, так и корпусные методы, что дает возможность представить комплексное описание исследуемого материала.
113-123 4
Аннотация
Рассмотрены частеречевые и функциональные особенности неличных форм глагола в современном английском языке, представляющие особую сложность для анализа и перевода. Поднимается вопрос о языковой природе отдельных форм глагола, о специфике их функционирования. Актуальность исследования обусловлена частотой применения инговых неличных форм в английских научно-технических текстах и необходимостью их углубленного анализа. Новизна исследования видится в проведенном впервые комплексном изучении данных форм в текстах авиационной тематики, в анализе критериев их разграничения для достижения точного перевода. Автор останавливается на рассмотрении лексико-грамматических факторов, обусловливающих употребление определенной языковой единицы, что влияет на особенности ее передачи на язык перевода. В статье представлены результаты сопоставительного анализа ing -форм, выявлена частотность использования их в различных функциях. Показаны сходства и отличия этих форм. Особое внимание уделено сложностям, возникающим при переводе данных форм с английского языка на русский. Автором делается вывод о том, что состав и частота инговых форм в большой степени зависят от стилевых характеристик текста, а также от формализованности речи.
124-133 7
Аннотация
Исследуется вопрос об эпизоде как о значимом структурно-композиционном элементе кинематографического текста, который характеризуется развернутостью представления точки зрения героя. Предпринимается попытка выявить специфику структуры эпизода в произведениях англоязычного писателя XX века Гр. Грина, литературное творчество которого было тесно связано с кинематографом. В качестве материала анализируется центральный эпизод из романа Грина «Тихий Американец» (1955). Новизна исследования видится в том, что феномен кинематографичности в художественной прозе с точки зрения лингвостилистики отличается пока еще довольно малой степенью изученности. В связи с этим особое внимание в статье уделяется авторскому выбору языковых средств для того, ориентированному на то, чтобы достичь эффекта кинематографичности. Отмечается также, что для Грина большое значение имеют размышления главных героев, а визуальные, звуковые и другие детали, связанные с деятельностью органов чувств человека, служат импульсом к рефлексии. В статье представлен опыт многолетней работы авторов в области стилистики художественной литературы, в частности, проведено более глубокое исследование стиля Гр. Грина.
134-146 5
Аннотация
Рассматривается проблема типологии интертекстуальных включений и их роль в структуре текста. Для обозначения семантически насыщенных включений, связывающих данный текст с прецедентным текстом и требующих от читателя усилий, направленных на узнавание этих связей, используется термин интекст , который предложил П. Х. Тороп. Представлены взгляды лингвистов на понимание категории «текст» и связи между прецедентным текстом и текстом-реципиентом. Приводятся определения интертекстуальности и интекстов. Предлагается классификация функций, в которых могут выступать интексты. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью функционирования интекстов в рамках журнальных и газетных статей. Новизна работы заключается в анализе функций интекстов на материале современной прессы. В результате анализа выявлены наиболее часто встречающиеся в таких статьях функции интекстов: текстопорождающая / конструктивная, комментирующая, ироническая, экспрессивная, поэтическая, референтная и апеллятивная. Выделяются атрибутированные и неатрибутированные интексты и рассматривается важность наличия или отсутствия их маркированности. Выявлены различия по объему используемых интекстов, которые могут состоять из одного слова или представлять собой обширное интертекстуальное включение. Особое внимание уделяется использованию аллюзий и цитат, выполняющих функцию приращения смысла в интертекстах.
147-159 6
Аннотация
Впервые рассмотрен композиционный прием, который регулярно встречается в устных рассказах (нарративах) ангарцев, уроженцев и жителей мест реки Ангара, - вставные реплики, которые по сути являются свернутыми темами (микротемами). Отмечается, что вставки имеют законченную композицию. Утверждается, что появление таких речевых конструкций обусловлено большой значимостью обозначаемого ими содержания для рассказчика. Автор определяет структуру нарратива как относительно произвольную: вставные реплики появляются в том месте нарратива, которое кажется говорящему уместным. Наличие подобных микротематических вставок позволило автору статьи предположить, что информант, рассказывая об одном событии или периоде своей жизни, одновременно подразумевает общую картину повествования. Например, как показал анализ собранного материала, появление вставных реплик о смерти родственников (своеобразных свернутых «текстов смерти») диктуется не логикой и темой беседы, а метакоммуникативной задачей говорящего. Рассказчик как будто выполняет обязательное маркирование главных этапов жизненного цикла человека: рождение - проживание - смерть. Автор статьи называет содержание таких реплик микрогенеалогией, так как они представляют собой краткое упоминание о всех членах семьи, рода.

10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА

161-168 14
Аннотация
Рассматривается феномен фанфика как современного литературного явления, имеющего глубокие исторические корни, на примере недавно вышедшего в свет произведения «Евгений Онегин. Версия 2.0. Эксперимент в стихах» под авторством Алины Сахненко (2014 год). Описаны основные принципы построения произведения в жанре фанфика, а также взаимосвязь между последним и литературной пародией. На примере произведения Алины Сахненко проиллюстрированы новейшие тенденции развития данного направления в российской поэзии. Проведен анализ характерных стилистических приемов, использованных автором, в частности, реминисценций на оригинальное произведение А. С. Пушкина, наряду с сопоставлением соответствующих сюжетных линий. По итогам анализа сделан вывод о том, что исследуемый фанфик, оставаясь по форме пародией, не лишенной существенных стилистических недостатков в плане ритмики и рифмовки, содержательно представляет собой ценный материал, описывающий отечественные реалии 2010-х годов. Автор статьи утверждает, что данный текст жанра «фанфик» содержит в себе культурный код целого поколения людей, рожденных и выросших в России в 1990-е годы.
169-177 5
Аннотация
Исследуются особенности изображения процесса становления творческой личности Александра Сергеевича Пушкина в романе Ю. Н. Тынянова «Пушкин». Поднимается вопрос о реализации в данном произведении творческой концепции Ю. Н. Тынянова, который стремился уйти от преобладавшей в литературоведении того времени абсолютизации личности и творчества поэта и создать собственную трактовку, основанную на сравнительно-историческом и формальном подходах. Автор статьи указывает на то, что писатель изображает поэта необычным ребенком, лишенным любви и понимания близких и, как следствие, одиноким. Особо подчеркивается внимание Ю. Н. Тынянова к вопросам зарождения творческой личности. Показано, что писатель обращается к описанию того, как мальчик осваивает искусство наблюдать и размышлять, как у него пробуждается любовь к литературе и народному творчеству, получает развитие склонность к стихотворству. Отмечается, что трактовка Ю. Н. Тыняновым детства Пушкина подчас производит гнетущее впечатление, но при описании юности ракурс повествования меняется: в Лицее, преодолев драматичность осознания своей непохожести на других, юный поэт начинает понимать ценность и назначение творческой личности. Делается вывод о связи принципов изображения становления личности поэта с концепцией историчности Ю. Н. Тынянова.

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

179-190 6
Аннотация
Рассматривается вопрос о золотоордынских городах на территории современной Республики Башкортостан. Особое внимание уделяется рассмотрению тех археологических объектов, в которых, по мнению различных исследователей, можно видеть остатки золотоордынских городов: Кара-Абызское городище в Благовещенском районе, Торналинское (Турналинское) городище в Салаватском районе и Уфимское II городище на территории современного города Уфы. Отмечается, что на Кара-Абызском городище нет предметов золотоордынской культуры; на Торналинском городище найден только один золотоордынский гончарный сосуд; на Уфимском II городище найдены серебряные монеты золотоордынских ханов и проволочные серебряные серьги, характерные для золотоордынских погребений, но они составляют мизерную часть многочисленного и разнообразного вещевого материала, относящегося преимущественно к эпохе раннего средневековья (не позднее IX столетия). Сообщается, что в XIII-XIV веках на месте городища существовало незначительное поселение. Новизна исследования видится в том, что все рассмотренные городища не могут считаться золотоордынскими городами. Их дальнейший поиск вряд ли приведет к положительным результатам. Доказано, что территория Башкирии была слабо затронута золотоордынской городской культурой, но в то же время она испытала сильное влияние золотоордынской кочевнической культуры.
191-204 4
Аннотация
Статья посвящена направлениям дипломатии Европейского Союза, которые тесно связаны с человеческим фактором и утверждением принципов прав человека, толерантности и культуры мира. Особое внимание уделяется теоретико-методологическим проблемам новой модели дипломатии, анализу концепта «гуманитарная дипломатия» в сочетании с концепцией «мягкой силы». Поднимается вопрос о том, что современная гуманитарная дипломатия не ограничивается оказанием гуманитарной помощи, а включает защиту прав и свобод, помощь уязвимым лицам, образовательное и культурное сотрудничество, социальные программы, миротворческую деятельность. Рассматриваются основные направления, принципы и инструменты гуманитарной дипломатии ЕС. Показано, что приоритетным направлением является гуманитарная помощь и гражданская защита в различных регионах мира. Рассматриваются также другие направления гуманитарной дипломатии, включающие защиту прав человека, сферу культурных связей и межцивилизационного диалога, «дипломатию вакцины». Отмечается, что деятельность ЕС во всех без исключения областях своей внешней политики основана на поощрении прав человека. Авторы приходят к выводу, что в XXI веке гуманитарная дипломатия ЕС является эффективным инструментом глобального диалога, необходимого для всеобщего устойчивого развития и мирного разрешения конфликтов.
205-215 6
Аннотация
Статья затрагивает категории «стереотип» и «идентичность», составляющие ядро национальной культуры. Авторы исходят из того, что стереотипы, возникшие в ходе исторического развития, создают клише для восприятия как собственного, так и чужого этноса, его особенностей и культуры. Отмечается и другая сторона стереотипов: они в то же время способствуют формированию собственной идентичности. В статье показаны особенности формирования культурных стереотипов, их влияние на формирование различных аспектов собственной идентичности в процессе этнической диверсификации по системе «свой / чужой»). Обосновано, что наличие стереотипов может как препятствовать, так и при определенных условиях способствовать восприятию внешней по отношению к данному этносу культуры. Доказана возможность существования множественной идентичности, формируемой на разных базовых основаниях (территориальной, этнической, конфессиональной и др.). Выявлено, что в ходе изучения иностранного языка целесообразно как использовать, так и разрушать сложившиеся стереотипы. В ходе исследования обосновано, что стереотипы во многом препятствуют формированию новых идентичностей, особенно в случае, когда новая идентичность носит наднациональный характер (как это предполагается в ходе формирования, в частности, новой «европейской идентичности»).
216-226 2
Аннотация
Рассматривается деятельность Окружных комитетов общественной безопасности, которые начали появляться после образования Якутского комитета общественной безопасности 4 марта 1917 года. Отмечается, что окружным комитетам подчинялись многочисленные сельские и волостные комитеты. Показано, что всего в Якутии того периода существовало 5 округов (Якутский, Вилюйский, Олекминский, Верхоянский и Среднеколымский), которые появились после выхода «Положения об управлении Сибирскими губерниями» 1822 года. Сообщается, что к основным направлениям деятельности комитетов общественной безопасности относились обеспечение продовольствием и сохранение порядка на местах. Показано, что если в большинстве регионов в начальный период революции наибольшей властью пользовались представители кадетской партии, то в Якутской области именно большевики и эсеры обладали силой, способной управлять областью. Выполнен обзор архивных материалов, указывается, что наибольшее количество материалов сохранилось по деятельности Вилюйского и Олекминского округов. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современный период история местных комитетов общественной безопасности недостаточно изучена, в свою очередь в советское время деятельность комитетов всегда изучали в контексте проблем становления советской власти. Делается вывод, что деятельность комитетов имела положительное влияние на хозяйственное состояние области.
227-239 2
Аннотация
Анализируются политика большевиков по отношению к Германии, взаимоотношения между коммунистической партией Советской России и немецкой социал-демократией, пришедшими к власти в результате Первой мировой войны. Рассматривается вопрос о геополитических интересах и идеологических установках большевистского руководства и немецких социалистов, разбираются разногласия между различными направлениями в марксизме по вопросам внутренней и внешней политики. Поднимается проблема дуализма политики ВКП(б) в первые годы пребывания у власти, противоречие между теоретическими установками на «мировую революцию» и практической потребностью советского государства в проведении «политики мирного сосуществования», анализируется стратегия и тактика большевиков в период, когда их правительство оказалось вне складывающейся Версальской системы международных отношений. Прослеживается деятельность Коммунистического Интернационала по расширению политического влияния в мире и поиску союзников для Советской России. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью развития давних исторических связей между российским и германским государствами, исследованием механизмов налаживания добрососедских отношений и желательностью их улучшения на современном этапе. Автор приходит к выводу, что, несмотря на теоретические разногласия, национальные интересы Германии и России заставили обе марксистские партии пойти на сближение, что в конечном счете способствовало заключению Рапалльского договора и переходу к политическому и экономическому сотрудничеству двух стран.
240-248 2
Аннотация
Рассматривается внешняя политика Таиланда и его роль в региональных интеграционных процессах в Юго-Восточной Азии. Материалами служат тексты официальных сайтов правительства Таиланда, Министерства иностранных дел Таиланда, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, ее исследовательских центров, посольства Таиланда в странах Юго-Восточной Азии в вопросах внешней политики Таиланда в отношении к другим странам (например, Сингапуру, Австралии, Японии, России и т. д.). Показано, что Таиланд ориентирует внешнюю политику в первую очередь на соседние страны, такие как Лаос, Мьянма, Камбоджа и Малайзия. Отмечается, что с 2001 года каждое правительство Таиланда проводит внешнюю политику с целью развития отношений и сотрудничества с соседними странами. Указывается, что Таиланд реализует свои национальные интересы через интеграционные процессы. Подчеркивается, что он пытается занять лидерскую позицию в регионе Юго-Восточной Азии через создание новых соглашений и региональных проектов, которые осуществляются в «мягкой» форме, особенно в своем субрегионе. Особое внимание уделяется анализу роли Таиланда в Юго-Восточной Азии и особенностям мягкого регионализма в данном регионе.
249-258 2
Аннотация
Статья посвящена исследованию особенностей политики короля Франции Карла VI в последние годы его правления. Автор на основе сопоставительного анализа широкого круга источников реконструирует события весны 1417 года, в результате которых по приказу короля был арестован гранд-мэтр дворца королевы Изабеллы шевалье Луи де Бурдон. Сообщается, что после короткого следствия, проведенного прево Парижа, он был тайно казнен; вскоре Изабеллу отстранили от власти и отправили в Блуа. Автор статьи предпринял попытку выяснить причины, которые вызвали такие перемены в политике короля Карла VI. Чтобы ответить на вопрос, пришлось проследить судьбы участников событий в Венсенне, в частности шевалье Пьера де Жиака. Удалось установить, что он погиб при сходных обстоятельствах и что ему было предъявлено обвинение в занятиях черной магией. В результате проведенного исследования сделан вывод, что возможной причиной удаления королевы из Парижа могло стать подозрение в чернокнижии. Поднимается вопрос о связи внутренней и внешней политики Франции в данный период, поскольку изгнание королевы привело ее к союзу с герцогом Бургундии.
259-278 13
Аннотация
Статья посвящена вопросам использования дневников и мемуаров в качестве исторических источников при изучении войны за Польское наследство 1733-1735 годов. Актуальность настоящего исследования объясняется низкой степенью изученности данного военного конфликта в отечественной историографии и слабой разработанностью его источниковой базы. Новизна работы заключается в попытке рассмотреть дневники и воспоминания русских участников и современников войны в качестве источников сведений об этом конфликте и оценить их информационный потенциал. Анализируется отношение исследователей к сочинениям мемуаристов, а также соотношение мемуаров и источников официального происхождения в работах о войне. Авторы уделяют основное внимание источниковедческому анализу дневников и воспоминаний о данном военном конфликте. В статье рассмотрены вопросы о социокультурных условиях возникновения дневников и мемуаров; конкретных обстоятельствах их создания; источниках источников; их взаимосвязи между собой; авторском замысле написания этих сочинений; истории публикации дневников и воспоминаний. Сделан вывод, что записи участников и современников войны за Польское наследство в целом содержат ценные сведения о данном военном конфликте, но не лишены свойств, из-за которых исследователи редко обращаются к дневникам и мемуарам и предпочитают им другие источники.

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

280-291 5
Аннотация
Представлены результаты сравнительного анализа особенностей мышления городских и сельских школьников основной и старшей ступеней обучения. С целью выявления различий в уровнях сформированности отдельных характеристик мышления, связанных, помимо прочего, с особенностями социального, физического и физиологического развития учащихся городских и сельских школ, был изучен ряд работ, посвященных сравнению у городских и сельских школьников функциональных показателей гемодинамики, психоэмоциональной устойчивости, словесно-логического мышления и характеристик учебно-познавательной деятельности. Изложены результаты интерпретации данных, полученных в ходе эксперимента, проведенного авторами статьи (54 респондента, по 27 сельских и городских учащихся старших классов). Сделан вывод о том, что сельские школьники характеризуются более высоким уровнем развития умений и качеств личности, обеспечивающих им успешное выполнение основных видов математической деятельности: низкий уровень психоэмоционального напряжения, качественный анализ зрительной и зрительно-пространственной информации, логические умозаключения, обобщение информации, заинтересованность в правильном решении задачи и др. В перспективе предполагается поиск возможных причин «отставания» городских школьников от сельских по отдельным показателям сформированности операций математического мышления.
292-306 7
Аннотация
Статья посвящена проблеме функциональности образовательной среды современной школы, ее готовности решать свои основные социальные задачи в условиях множественных и стремительных трансформаций материальных и социальных условий жизни общества. Подчеркивается необходимость реформирования системы образования, поиска новых подходов в подготовке детей к продуктивному функционированию в неустойчивых социокультурных системах. Отмечается, что действующий сегодня новый образовательный стандарт отвечает идеологии модернизации и задает целевые ориентиры для сохранения функциональности системы образования, ее способности соответствовать требованиям транзитивного общества, стремящегося к развитию. Показано, что в практическом переустройстве отечественного образования преобладают традиционалистские тенденции, противоречащие идее и целям модернизации, что свидетельствует о транзитивном характере образовательной среды школы. Представлены результаты эмпирического изучения психолого-педагогических проблем современной школы с позиций всех участников образовательного процесса. Обнаружены существенные различия в отношении семьи и школы к реформированию школьного образования, обусловленные ведущими социальными потребностями разных групп населения. Противоречия между двумя социальными институтами, несущими ответственность за подготовку детей к будущей жизни, отражают транзитивный характер образовательной среды сегодняшней школы, стремящейся одновременно к модернизации и реставрации традиционных моделей обучения и воспитания детей.
307-314 5
Аннотация
Рассматривается вопрос о сущности и значении слоя культурных форм в схеме трансляции культуры и воспроизводства деятельности. Определяется структура деятельности современного специалиста, которая может реализовываться в режиме «простое исполнение общепринятых норм» или носить открытый характер, предполагающий видоизменение, совершенствование и самостоятельное создание норм. Уделяется внимание роли работодателей в процессе трансляции современных правил профессиональной деятельности в ходе их участия в разработке аккредитации программ подготовки специалистов. Поднимается вопрос о формировании позиции выпускника, трудоустраивающегося в сфере малого бизнеса, а также о формировании общепрофессиональных компетенций, связанных с готовностью выпускников образовательных программ к принятию на себя рисков, ответственности, инициативности и инновационности. Особое внимание уделяется условиям осознанного характера осуществления профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник вуза. Кроме того, авторы останавливаются на вопросах такой характеристики профессиональной деятельности, как масштабность, анализируют владения и умения специалиста, вовлеченного в современную экономику. Актуальность исследования обусловлена тем, что рассмотренные фундаментальные основания могут быть использованы для выделения критериев качества профессиональных образовательных программ для проведения процедуры аккредитации.
315-327 10
Аннотация
Анализируется отношение будущих учителей к научно-исследовательской деятельности в период обучения в вузе на примере Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова. Рассматриваются особенности сопровождения студентов при выборе научно-исследовательских траекторий. Охарактеризовано отношение обучающихся к научным исследованиям. Выявляются необходимые условия для организации эффективной работы студентов над научными проектами. Показана необходимость внедрения научного тьюторства начиная с первого года обучения, а также привлечения студентов старших курсов, добившихся определенных научных результатов в качестве тьюторов. Рассматривается деятельность тьютора в роли консультанта, наставника и организатора самостоятельной деятельности студента при организации научных исследований. Изложен опыт организации тьюторства на примере педагогического вуза, где в качестве наставников выступают не только педагоги, но и так называемые «академические консультанты» - студенты старших курсов, которые имеют собственный положительный опыт в проведении научных исследований. Исследования проведены с участием 200 респондентов из числа студентов дневной формы обучения с 1 по 5 курс. В ходе исследования определены основные направления активизации научно-исследовательской деятельности студентов.
328-339 7
Аннотация
Рассматривается вопрос о профессиональной подготовке социальных работников в рамках высшего образования. Актуальность исследования обусловлена изменениями социально-экономического и технологического характера, происходящими в современном обществе, подразумевающими подготовку специалистов более высокого уровня: «многофункциональных», отвечающих мировым стандартам подготовки профессионалов для реализации определенных актуальных задач. Под профессионализацией понимается процесс совершенствования знаний, навыков и умений человека в контексте той или иной деятельности, предполагающей наличие определенного предмета, представленного в культуре данного социума, и способов работы с ним. Авторы опираются на показатели уровня профессиональной подготовки, предлагаемые Ю. П. Поваренковым: профессиональную результативность, профессиональную идентичность и профессиональную зрелость. Новизна проведенного исследования заключается в выделении трех уровней «со-бытийной сущности» профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: приспособительно-ориентационного, субъектно-эффективного и инновационно-креативного. Авторы останавливаются на позиции, в соответствии с которой студент эволюционирует как субъект деятельности лишь при наличии определенных образовательных условий: мотивирующей среды учебного заведения как фактора, способствующего активному освоению новых знаний, навыков и умений; грамотно организованных обучения и воспитания, направленных на увеличение результативности студентов и педагогов; отслеживания динамики творческого развития учащихся, их совершенствования в личностном и профессиональном отношениях.
340-352 5
Аннотация
Представлена авторская разработка: смешанный курс по немецкому языку как иностранному уровня С1 в соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранными языками на платформе Moodle в университете Дуйсбург-Эссен (ФРГ). Актуальность разработки обусловлена необходимостью интенсифицировать обучение иностранному языку путем внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения. Описываются особенности смешанного курса в сравнении с традиционным очным курсом. Излагаются методические подходы, лежащие в основе курса, и компетенции, формируемые в онлайн-фазе. Особое внимание уделяется развитию коммуникативной компетенции как глобальной цели курса. Рассматривается структура учебно-методического комплекса «Aspekte neu C1» издательства «Klett-Langenscheidt» с точки зрения возможности организации смешанного курса на его материале. Анализируются инструменты Moodle (форум, опрос, вики, глоссарий) и возможности их применения для организации индивидуальной, парной, групповой форм работы в статических и переменных парах и группах, дискуссии в пленуме. Приводятся примеры формулирования заданий. Уделяется внимание инструментам промежуточного и итогового контроля: тестам, вики, письменным заданиям. Описываются способы обратной связи обучаемых с преподавателем, ведущим онлайн-фазу.
353-365 4
Аннотация
Рассматривается вопрос усиления роли информационной культуры личности в современных социокультурных условиях. Представлены результаты сопоставительного анализа основных черт традиционной «знаниевой» парадигмы и новой образовательной стратегии. Представлены характеристики «общества знания» и эволюционирующего информационного общества. Приводятся и обосновываются определения понятий «информатизация», «информационное общество», «информационная культура». Подчеркивается, что по мере формирования глобального информационного пространства изменяется и статус самого знания. Рассматривая ключевые этапы новой образовательной стратегии, автор использует категории «информационная составляющая» и «информационный подход». Особое внимание в статье уделено концептуальным и методологическим аспектам реализации новой парадигмы в образовании взрослых, обусловленной формированием новых функциональных систем социально-профессиональной среды в условиях глобальной информатизации. Раскрыты и конкретизированы условия организации и развития информационной среды учреждений профессионального образования. Делается вывод о том, что в настоящее время есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры личности, которая становится одним из основных факторов становления социума нового типа (в том числе профессионального сообщества).

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ. ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

367-372 3
Аннотация
В рецензии на монографию М. Г. Сергеевой «Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях» дается характеристика содержания книги. Сообщается, что ее автор обобщил психолого-педагогические подходы к проблеме развития педагогического мастерства преподавателя. Отмечается, что в монографии изложены авторские представления о процессе становления и развития творческой личности педагога, способного на кардинальные изменения в своей профессиональной деятельности для решения насущных проблем образования в условиях инновационной образовательной среды. В рецензии указано, что автор книги обозначил основные направления развития педагогического мастерства преподавателя в системе современного образования с учетом самообразования и творческого потенциала педагога.
373-380 2
Аннотация
Сообщается, что в монографии «Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях» (2015), подготовленной М. Г. Сергеевой, затрагивается проблема психолого-педагогических основ формирования и развития педагогического мастерства преподавателя в современных условиях. Актуальность проблематики книги определяется социальной и практической значимостью саморазвития, самосовершенствования и самоактуализации творческой личности педагога в профессиональной деятельности. Спроектирован план развития педагогического мастерства с помощью выбора учебных методов, отражающих соотношение личности педагога, с одной стороны, и различных профессиональных факторов, с другой стороны.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)