Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

К проблеме профессиональной подготовки социальных работников в рамках высшего образования

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-4-328-339

Аннотация

Рассматривается вопрос о профессиональной подготовке социальных работников в рамках высшего образования. Актуальность исследования обусловлена изменениями социально-экономического и технологического характера, происходящими в современном обществе, подразумевающими подготовку специалистов более высокого уровня: «многофункциональных», отвечающих мировым стандартам подготовки профессионалов для реализации определенных актуальных задач. Под профессионализацией понимается процесс совершенствования знаний, навыков и умений человека в контексте той или иной деятельности, предполагающей наличие определенного предмета, представленного в культуре данного социума, и способов работы с ним. Авторы опираются на показатели уровня профессиональной подготовки, предлагаемые Ю. П. Поваренковым: профессиональную результативность, профессиональную идентичность и профессиональную зрелость. Новизна проведенного исследования заключается в выделении трех уровней «со-бытийной сущности» профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: приспособительно-ориентационного, субъектно-эффективного и инновационно-креативного. Авторы останавливаются на позиции, в соответствии с которой студент эволюционирует как субъект деятельности лишь при наличии определенных образовательных условий: мотивирующей среды учебного заведения как фактора, способствующего активному освоению новых знаний, навыков и умений; грамотно организованных обучения и воспитания, направленных на увеличение результативности студентов и педагогов; отслеживания динамики творческого развития учащихся, их совершенствования в личностном и профессиональном отношениях.

Об авторах

Л. Ж. Караванова
Российский университет дружбы народов
Россия


Р. И. Качаев
Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова
Россия


М. Г. Сергеева
Российский университет дружбы народов
Россия


И. С. Самохин
Российский университет дружбы народов
Россия


Н. Л. Соколова
Российский университет дружбы народов
Россия


Список литературы

1. Бусыгина И. С. Профессионализм как становление профессиональной деятельности и как развитие субъекта профессиональной деятельности / И. С. Бусыгина // Профессионализм деятельности : теоретические основы и актуальные проблемы. В 2-х т. / под ред. В. И. Жукова, А. А. Деркача и др. - Москва : Издательский дом «ЭКО», 2005. - Т. 1. - 512 с.

2. Деркач А. А. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин // Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. - Москва : РАГС, 1997. - С. 20-39.

3. Дружилов С. А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С. А. Дружилов. - Новокузнецк : Издательство Института повышения квалификации, 2002. - 242 с.

4. Зеер Э. Ф. Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства / Э. Ф. Зеер, И. В. Мешкова // Мир психологии. - 2007. - № 2. - С. 105-110.

5. Климов Е. А. Роль психолога в обновляющемся обществе / Е. А. Климов // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 5-10.

6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 507 с.

7. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - Москва : Знание, 1996. - 308 с.

8. Павлов И. С. Общность как единица проектирования региональной программы развития образования : автореферат диссертации.. кандидата психологических наук / И. С. Павлов. - Москва, 1996. - 24 с.

9. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. - Москва : УРАО, 2002. - 160 с.

10. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи : учебное пособие / Е. Н. Волкова и др. - Нижний Новгород : НГПУ имени К. Минина, 2012. - 250 с.

11. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе : автореферат диссертации.. доктора психологических наук / В. И. Слободчиков. - Москва, 1994. - 77 с.

12. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности / Г. В. Суходольский. - Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 1988. - 168 с.

13. Фадеев В. В. Основные подходы к пониманию профессионализации личности / В. В. Фадеев // Профессионализм деятельности : теоретические основы и актуальные проблемы. В 2-х т. / под ред. В. И. Жукова, А. А. Деркача и др. - Москва : «ЭКО», 2005. - Т. 1. - 512 с.

14. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. - Москва : Наука, 1982. - 185 с.


Рецензия

Для цитирования:


Караванова Л.Ж., Качаев Р.И., Сергеева М.Г., Самохин И.С., Соколова Н.Л. К проблеме профессиональной подготовки социальных работников в рамках высшего образования. Научный диалог. 2018;(4):328-339. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-4-328-339

For citation:


Karavanova L.Z., Kachayev R.I., Sergeyeva M.G., Samokhin I.S., Sokolova N.L. On Problem of Professional Training of Social Workers within the Framework of Higher Education. Nauchnyi dialog. 2018;(4):328-339. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-4-328-339

Просмотров: 468


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)