Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Транзитивность образовательной среды современной российской школы как психолого-педагогическая проблема

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-4-292-306

Аннотация

Статья посвящена проблеме функциональности образовательной среды современной школы, ее готовности решать свои основные социальные задачи в условиях множественных и стремительных трансформаций материальных и социальных условий жизни общества. Подчеркивается необходимость реформирования системы образования, поиска новых подходов в подготовке детей к продуктивному функционированию в неустойчивых социокультурных системах. Отмечается, что действующий сегодня новый образовательный стандарт отвечает идеологии модернизации и задает целевые ориентиры для сохранения функциональности системы образования, ее способности соответствовать требованиям транзитивного общества, стремящегося к развитию. Показано, что в практическом переустройстве отечественного образования преобладают традиционалистские тенденции, противоречащие идее и целям модернизации, что свидетельствует о транзитивном характере образовательной среды школы. Представлены результаты эмпирического изучения психолого-педагогических проблем современной школы с позиций всех участников образовательного процесса. Обнаружены существенные различия в отношении семьи и школы к реформированию школьного образования, обусловленные ведущими социальными потребностями разных групп населения. Противоречия между двумя социальными институтами, несущими ответственность за подготовку детей к будущей жизни, отражают транзитивный характер образовательной среды сегодняшней школы, стремящейся одновременно к модернизации и реставрации традиционных моделей обучения и воспитания детей.

Об авторе

А. Д. Андреева
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Список литературы

1. Андреева А. Д. Школьная жизнь современного ребенка : психологические проблемы и трудности [Электронный ресурс] / А. Д. Андреева // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 3. - Режим доступа : http://vestnik.mininuniver.ru/jour/issue/current.

2. Бронфенбреннер У. Два мира детства : дети в США и СССР / У. Бронфенбреннер. - Москва : Прогресс, 1976. - 167 с.

3. Гавров С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. - Москва, НИЦ МГУДТ, 2009. - 134 с.

4. Данилова Е. Е. Психолого-педагогические проблемы взрослых участников образовательного процесса (учителей и родителей) в контексте реформы российской школы [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 3. - Режим доступа : http://vestnik.mininuniver.ru/jour/issue/current.

5. Дубовская Е. М. Транзитивность общества как фактор социализации личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7. - № 36. -С. 7. - Режим доступа : http://psystudy.ru.

6. Исследовательский центр портала Superjob.ru : Почти половина учеников старших классов в России занимаются с репетиторами [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mel.fm/novosti/194358-27-rossyskikh-shkolnikov-zanimayutsya-s-repetitorami.

7. Марцинковская Т. Д. Феноменология и механизмы развития: историко-генетический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2012. - Т. 5. - № 24. - С. 12. - Режим доступа : http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n24/700-martsinkovskaya24.html.

8. Мид М. Культура и мир детства. - Москва : Наука. - 1988. - 429 с.

9. Ньюфелд Г. Не упускайте своих детей : почему родители должны быть важнее, чем ровесники : [перевод] / Г. Ньюфелд, Г. Матэ. - Москва : Ресурс, 2012. - 384 с.

10. Шопенко А. Д. Социальные риски транзитивного общества : автореферат диссертации … доктора социологических наук : 22.00.03 / А. Д. Шопенко. - Санкт-Петербург. - 37 с.

11. Postman N. The Disappearance of Childhood. - New York : Vintage Books, 1994. - 177 p.


Рецензия

Для цитирования:


Андреева А.Д. Транзитивность образовательной среды современной российской школы как психолого-педагогическая проблема. Научный диалог. 2018;(4):292-306. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-4-292-306

For citation:


Andreyeva A.D. Transitivity of Educational Environment of Modern Russian School as Psychological and Educational Problem. Nauchnyi dialog. 2018;(4):292-306. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-4-292-306

Просмотров: 493


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)