Аннотация
Статья посвящена коммуникативному поведению медиатора, профессиональная деятельность которого подчиняется определенным нормам, правилам и принципам. Подробно рассматривается принцип нейтральности в коммуникативном поведении медиатора. В статье объединяются усилия двух специалистов: юриста, практикующего медиатора, и лингвиста, прошедшего базовый курс медиации. Соблюдение конфиденциальности информации, относящейся к процедуре медиации, определило выбор основных методов исследования: лингвистическое самонаблюдение в сочетании с рефлексией профессионального опыта и включенное наблюдение за выбором языковых, речевых и невербальных средств в квазиреальных ситуациях тренинга. В результате исследования определены вербальные и невербальные средства, позволяющие медиатору оставаться беспристрастным и независимым в медиации. Вербальные средства проявления нейтральности проанализированы на макро- и микроуровнях языковой системы и речевой деятельности медиатора. Выявлено, что принцип нейтральности проявляется в открытом сообщении медиатора о своей роли нейтрального посредника, а также в специальных технологических приемах медиации: эхо-техника, резюме и развитие идеи. На предмет нейтральности проанализированы звуковые реакции, кинетические, зрительные и пространственные сигналы медиатора. Определены ограничения и запреты в коммуникативном поведении медиатора. Сделан вывод об осторожности применения рассмотренных средств в конкретных ситуациях конфликта / спора.