Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-6-251-264

Аннотация

Статья посвящена развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с помощью методов арт-терапии. Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития потенциальных возможностей ребенка в сфере взаимодействия с другими людьми, формированию ресурса социальной успешности. Статья содержит обзор научных публикаций, нацеленных на исследование эмоционального интеллекта человека, а также на изучение группы арт-терапевтических методов, эффективных в работе с детьми. Приводятся определения таких феноменов, как «арт-терапия», «эмоциональный интеллект». Предлагается авторское определение понятия «эмоциональный интеллект». Уделяется внимание структуре эмоционального интеллекта, рассматривается содержание таких его компонентов, как восприятие эмоций, идентификация эмоций, понимание причин их возникновения. Важной частью статьи являются результаты диагностического обследования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста Представлены результаты сопоставительного анализа уровня развития эмоционального интеллекта детей до формирующего эксперимента и после его завершения. Доказано, что применение таких арт-методов, как отражение эмоциональных состояний человека через рисунок, ролевое проигрывание эмоциональных состояний, присоединение к эмоциональным состояниям персонажей через литературное творчество, способствуют развитию таких компонентов эмоционального интеллекта, как восприятие, идентификация эмоций, определение причин их возникновения.

Об авторах

Ю. В. Лазарева
Тюменский государственный университет
Россия


А. Е. Рудакова
Тюменский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учебник для студентов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. - Москва : Академия, 2001. - 248 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 томах. Т. 2. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1982. - 504 с.

3. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М В. Киселева. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 336 с.

4. Копытин А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. - Москва : Когито-Центр, 2010. - 197 с.

5. Люсин Д. В. Современное представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсина // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследование. - Москва : Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36.

6. Метод математической статистики: Т-критерий Вилкоксона [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://math.semestr.ru/group/wilcoxon.php.

7. Никитин В. Н. Арт-терапия : учебное пособие [Электронный ресурс] / В. Н. Никитин. - Москва : Когито-Центр, 2014. - 330 с. - Режим доступа : https://libking.ru/books/psy-theraphy/557835-vladimir-nikitin-art-terapiya-uchebnoe-posobie.html#book.

8. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155. - Режим доступа : https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

9. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Педагогика, 1973. - 424 с.

10. Стейн С. Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи / Стивен Дж. Стейн, Говард И. Бук. - Баланс Бизнес Букс, 2007. - 384 с.

11. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / А. М. Щетинина. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с. - Режим доступа : window.edu.ru/resource/168/48168/files/novsu207.pdf.

12. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) [Electronic resource] / R. Bar-On // Psicothema. - 2006. - № 18. - P. 13-25. - Access mode : http://www.eiconsortium.org/reprints/bar-on_model_of_emotional-social_intelligence.htm.

13. Emotional intelligence as a standard intelligence / J. D. Mayer, P. Salovey, D. R. Caruso, G. Sitarenios. - Emotion. - 2001. - № 1. - P. 232-242.

14. Goleman D. Working with emotional intelligence / D. Goleman. - New York : Bantam Books, 1998. - 383 p.


Рецензия

Для цитирования:


Лазарева Ю.В., Рудакова А.Е. Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Научный диалог. 2018;(6):251-264. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-6-251-264

For citation:


Lazareva Y.V., Rudakova A.E. Art Therapy as Means of Development of Emotional Intelligence of Preschool Children. Nauchnyi dialog. 2018;(6):251-264. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-6-251-264

Просмотров: 1440


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)