Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Названия жилых комплексов: между урбанонимами и рекламными именами

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-9-76-97

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается вопрос о «пограничном» состоянии в ономастическом пространстве новой для русского языка категории имен собственных - названий жилых комплексов. Новизна исследования видится в том, что впервые определяется ономастический статус названий жилых комплексов, а также проводится сопоставительный анализ двух корпусов таких названий, собранных по Ярославлю и Екатеринбургу. Проанализированы существующие определения, разработаны возможные терминологические дефиниции подобных имен собственных. Отмечается, что эти онимы попадают в поле значений предложенного в свое время термина ойкодомоним , но указывается, что названия жилых комплексов занимают промежуточное место в ономастической системе: с одной стороны, они вписываются в разряд урбанонимов, с другой стороны, являются разновидностью рекламных имен. Предлагается новый подход к анализу названий жилых комплексов, основанный на ономасиологических основаниях: авторы располагают группы названий по степени возрастания признаков собственного имени от дескриптивных обозначений до условно-символических номинаций. Авторы приходят к выводу о том, что в системе рассматриваемых ойкодомонимов сложились две тенденции: (1) встраивание названия в существующий урбанонимикон с учетом его своеобразия и (2) создание названий, не связанных с существующим городским ономастическим пространством. Проведенный анализ корпусов онимов Екатеринбурга и Ярославля подтвердил пограничный статус рассмотренных собственных имен.

Об авторах

Р. В. Разумов
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Россия


С. О. Горяев
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; Миссионерский институт
Россия


Список литературы

1. БАС - Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. -Москва ; Ленинград : Академия. наук СССР, 1963. - Т. 15.

2. Новостройки в Ярославле // Яндекс.Недвижимость. Ярославль. - Режим доступа : https://realty.yandex.ru/yaroslavl/kupit/novostrojka/?from=main_menu.

3. ФИАС - Федеральная информационная адресная система [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fias.nalog.ru.

4. ЦИАН [Екатеринбург]. - Режим доступа : https://ekb.cian.ru.

5. Балкански Т. Енциклопедия на българската ономастика / Т. Балкански, К. Цанков. Велико Търново, 2016. - 576 с.

6. Бугешу А. Коммерческое имя в мировой ономастике : современное состояние. (по материалам докладов «экономической» проблематики на двух международных ономастических конгрессах: XXVI International congress of onomastic scienses (ICOS, Дебрецен, Венгрия 27 августа - 1 сентября 2017) и 4-th International Conference on Onomastics “Name and Naming” (ICONN, Бая Маре, Румыния 5-7 сентября 2017) / А. Бугешу, С. О. Горяев // Коммуникативные исследования. - 2018. - № 3 (в печати).

7. Выходцева М. Я. Названия жилых комплексов на ономастической карте города / М. Я. Выходцева // Ономастика Поволжья : материалы Х Международной конференции. Уфа, 2006. - С. 123-125.

8. Голев Н. Д. Заметки об условно-символической номинации в русском языке / Н. Д. Голев // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования : сборник научных трудов. Новосибирск : НГУ, 1980. - Вып. 9. - С. 47-55.

9. Голомидова М. Вербальные символы СССР в современной коммерческой номинации / М. Голомидова // Советское прошлое и культура настоящего : монография : в 2 т. / отв. ред. Н. А. Купина, О. А. Михайлова. Екатеринбург : Уральский университет, 2009. - Т. 2. - С. 332-348.

10. Дьякова Н. С. Ономасиологический анализ наименований жилых домов и жилищных комплексов Череповца / Н. С. Дьякова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2016. - № 6. - С. 87-90.

11. Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности / И. В. Крюкова. - Волгоград : Перемена, 2004. - 288 с.

12. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru.

13. Подольская Н. В. Имена внутри и около города / Н. В. Подольская // Исторические названия - памятники культуры : тезисы докладов и сообщения Всесоюзной научно-практической конференции (17-20 апреля 1989 г). - Москва : Наука, 1989. - С. 69-70.

14. Подольская Н. В. Названия зданий - часть городской культуры / Н. В. Подольская // Ономастика. Книга 1 : материалы к серии Народы и культуры. Москва, 1993. - Вып. 25. - Ч. 1. - С. 134-140.

15. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Н. В. Подольская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Наука, 1988. - 192 с.

16. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Н. В. Подольская. Москва : Наука, 1978. - 200 с.

17. Разумов Р. В. Названия жилых комплексов новая разновидность урбанонимов / Р. В. Разумов // Ономастика Поволжья : материалы Х Международной конференции. - Уфа, 2006. - С. 160-163.

18. Разумов Р. В. Ойкодомонимы как разновидность городских онимов / Р. В. Разумов // Имя собственное в жизни и литературе : материалы IX Международных Святогорских ономастических и IX Международных Михайловских литературно-ономастических чтений / отв. ред. В. М. Калинкин. - Киев : Издательский дом Дмитрия Бураго, 2015. - С. 115-123.

19. Резенков А. В. Названия современных жилых домов в лингво-прагматическом аспекте / А. В. Резенков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия, 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2009. - Вып. 3. - С. 266-270.

20. Романова Т. П. Эволюция типов рекламных имен в истории русской эргонимии (XIX - начало XXI века) / Т. П. Романова // Вестник Самарского университета. - 2009. - № 3. - С. 174-180.

21. Рут М. Э. Образная номинация в русской ономастике / М. Э. Рут. -Екатеринбург : Уральский университет, 1992. - 144 с.

22. Смольников С. Н. Актуальная и потенциальная русская антропонимия / С. Н. Смольников // Вопросы ономастики. - 2005. - № 2. - С. 23-35.

23. Соколова Т. П. Тенденции эргонимической номинации / Т. П. Соколова // Ономастика Поволжья : сборник материалов ХII Международной научной конференции. - Казань, 2010. - С. 364-367.

24. Федотовских Т. Г. Коммерческая номинация объектов недвижимости как инструмент формирования имиджа Екатеринбурга / Т. Г. Федотовских // Коммуникативные исследования. - 2015а. - № 3. - С. 116-126.

25. Федотовских Т. Г. Роль нейминга городских объектов в поликультурном развитии современного общества / Т. Г.Федотовских // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015б. - № 15. - С. 99-103.

26. Koopman A. Names of Dwellings / A. Koopman // The Oxford Handbook of Names and Naming / C. Hough, D. Izdebska (eds.). - Oxford : Oxford Univ. Press, 2016. P. 636-644.


Для цитирования:


Разумов Р.В., Горяев С.О. Названия жилых комплексов: между урбанонимами и рекламными именами. Научный диалог. 2018;(9):76-97. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-9-76-97

For citation:


Razumov R.V., Goryaev S.O. Names of Residential Complexes: between Urbanonyms and Advertising Names. Nauchnyi dialog. 2018;(9):76-97. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-9-76-97

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)