Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Трагедия «Моцарт и Сальери»: феноменология и культурология конфликта

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-9-192-202

Аннотация

Рассматриваются вопросы, связанные со своеобразием конфликта в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». Актуальность исследования обусловлена чрезвычайной сложностью и принципиальной спорностью пушкинской позиции в жанровых поисках эпохи. Особое внимание уделяется феноменологическому и культурологическому аспектам конфликта. Со стороны феноменологии конфликт характеризуется как «непоследовательный» и тем самым достигающий необычайной жизненности на фоне эпохи. Показано, что это конфликт, который внесен в сознание одного героя (Сальери) и который постоянно меняет свои характеристики. Со стороны культурологии конфликт характеризуется вовлечением смешанных признаков классической и романтической литературы. Кроме того, он, как давно замечено, осложнен подключением сложных культурных контекстов. В частности, в статье к анализу дополнительно привлекаются два контекста: музыкально-жанровых споров XVIII века и контрастных масок (Гераклит и Демокрит). Автор приходит к выводу, что Моцарт и Сальери не антагонисты в духе классицистской антиномии характеров и убеждений: они представляют собой двухаспектное единство (оба «сыны гармонии»), сложенное из интуитивной гениальности и глубокого рационализма, причем последний в границах романтической антропологии наиболее убедительно раскрывался через «злодейство».

Об авторе

П. Н. Толстогузов
Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема
Россия


Список литературы

1. Пушкин А. С. Моцарт и Сальери / А. С. Пушкин // Полное собрание сочинений : в 10 томах. - Ленинград : Наука, 1977-1979. - Т. 5. Евгений Онегин и драматические произведения. - 1978. - С. 306-315.

2. Аристотель. Поэтика / Аристотель // Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Минск : Литература, 1998. - С. 1064-1112.

3. Беляк Н. В. «Моцарт и Сальери» : структура и сюжет / Н. В. Беляк, М. Н. Виролайнен // Пушкин : Исследования и материалы. - Санкт-Петербург : Наука, 1995. - Т. 15. - С. 109-121.

4. Вацуро В. Э. Записки комментатора / В. Э. Вацуро. - Санкт-Петербург : Академический проект, 1994. - 347 с.

5. Гаспаров Б. М. «Ты, Моцарт, недостоин сам себя» / Б. М. Гаспаров // Временник Пушкинской комиссии 1974. - Ленинград : Наука, 1977. - Вып. 12. - С. 115-122.

6. Гинзбург Л. Я. К постановке проблемы реализма в пушкинской литературе / Л. Я. Гинзбург // Пушкин : Временник Пушкинской комиссии. - Москва, Ленинград : Издательство АН СССР, 1936. - Вып. 2. - С. 387-401.

7. Жан-Поль Рихтер. Приготовительная школа эстетики = Vorschule der Aesthetik [Электронный ресурс] / Жан-Поль Рихтер // RuLit. - Режим доступа : http://www.rulit.me/books/prigotovitelnaya-shkola-estetiki-read-401933-115.html.

8. Лекманов О. А. Опыт быстрого чтения. «Стихи о неизвестном Солдате» Осипа Мандельштама / О. А. Лекманов // Новый мир. - 2013. - № 8. - С. 144-149.

9. Руденко Ю. К. Диалог культур в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» / Ю. К. Руденко // История и культура. - 2015. - № 13. - С. 65-91.

10. Тюпа В. И. Типы эстетического завершения: трагизм / В. И. Тюпа // Теория литературы : в 2 томах. - Москва : Академия, 2004. - Т. 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - С. 62-64.


Рецензия

Для цитирования:


Толстогузов П.Н. Трагедия «Моцарт и Сальери»: феноменология и культурология конфликта. Научный диалог. 2018;(9):192-202. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-9-192-202

For citation:


Tolstoguzov P.N. Tragedy “Mozart and Salieri”: Conflict Phenomenology and Culturology. Nauchnyi dialog. 2018;(9):192-202. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-9-192-202

Просмотров: 646


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)