Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Принцип тематического соответствия в диалоге официальных писем (на материале обращений граждан и ответов на них)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-1-61-72

Аннотация

The article discusses text pairs of business letters (citizen appeal / official response). Within the framework of official correspondence as a special type of dialogical interaction, two texts with a single topic specified in the original letter are called a text pair. The aim is to substantiate the thematic correspondence of texts forming such a pair as a significant, though not the only, criterion of the quality of business reply letters. The detailed speech analysis of the material is carried out on the basis of the categorical-textual concept, according to which the category of the topic is expressed with the help of functionally identical names of the subject of speech (thematic chain), as well as their distributors. The preliminary stage of the analysis identifies and schematizes the composition of the thematic chains of the initial and response letters; the main stage is related to the comparison of the data obtained. The comparison of the thematic chains of the initial and response letters allows objectifying the conclusions about the degree of thematic correspondence of the texts that make up the pair. These conclusions are based on the analysis of the correlation of the main and additional thematic chains of the text, and most importantly - on the nature of the reproduction of the theme set in the address in the response official letter. It is argued that the thematic correspondence of paired business letters is a necessary minimum of quality business communication.

Об авторах

Т. В. Матвеева
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия


М. А. Ширинкина
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия


Список литературы

1. Алексеева А. В. Документ как речевое произведение официально-деловой коммуникации : жанровый канон и речевая практика (на примере обращений граждан в официальные инстанции) / А. В. Алексеев // Филология и человек. - 2013. - № 2. - С. 51-63.

2. Веселов П. В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки / П. В. Веселов. - 4-е изд., перераб. - Москва : Информ.-внедренческий центр Маркетинг, 1993. - 78 с.

3. Завьялова Л. А. Позитивная лингвистическая вежливость как стратегия сохранения гармоничных межличностных отношений в интернет-опосредованной деловой коммуникации (на примере англоязычного электронного письма) / Л. А. Завьялова // Известия ВГПУ. Гуманитарные науки. Филологические науки. - 2018. - № 1 (278). - С. 136-141.

4. Ковшикова Е. В. Категория коммуникативной точности: на материале текстов деловых писем : автореферат диссертации.. кандидата филологических наук / Е. В. Ковшикова. - Волгоград, 1997. - 20 с.

5. Лазарева А. В. Коммуникативно-прагматические аспекты коммерческой корреспонденции как формы диалога : автореферат диссертации … кандидата филологических наук / А. В. Лазарева. - Москва, 2003. - 26 с.

6. Лазарева А. В. Текст англоязычной деловой переписки как диалог / А. В. Лазарева // Современные тенденции в германском языкознании : особенности вербализации смыслов : коллективная монография. - Москва : Моск. гос. ин-т международных отношений (университет) МИД России, 2017. - С. 323-352.

7. Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий / Т. В. Матвеева. - Екатеринбург : Издательство УрГУ, 1990. - 169 с.

8. Мякшева О. В. Манипуляционные стратегии в современном судебном делопроизводстве / О. В. Мякшева // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: история и современность : сборник научных трудов : вып. III. - Москва : Московский государственный областной университет, 2015. - С. 178-182. - ISBN 978-5-7017-3432-5.

9. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/.

10. Пучкова А. В. Характеристики канцелярской отписки как речевого жанра делового дискурса / А. В. Пучкова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - Т. 65. - С. 363-373.

11. Ширинкина М. А. Анонимные обращения граждан в органы власти: сознательный уход от диалога [Электронный ресурс] / М. А. Ширинкина // Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2011. - С. 76-82. - Режим доступа : http://www.ling-expert.ru/conference/langlaw1/anonymousreference.html.

12. Лесневска Д. Търговска корреспонденция на руски и български език : съпоставителен лингвостилистичен анализ / Д. Лесневска. - София : Стопанство, 2002. - 133 с.


Рецензия

Для цитирования:


Матвеева Т.В., Ширинкина М.А. Принцип тематического соответствия в диалоге официальных писем (на материале обращений граждан и ответов на них). Научный диалог. 2019;(1):61-72. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-1-61-72

For citation:


Matveeva T.V., Shirinkina M.A. Principle of Thematic Correspondence in Dialogue of Official Letters (on Material of Citizens’ Appeals and Responses to Them). Nauchnyi dialog. 2019;(1):61-72. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-1-61-72

Просмотров: 369


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)