Аннотация
Рассматривается доминантный принцип формирования смысла в процессе восприятия и концептуализации действительности, в том числе и количественного аспекта бытия. Поднимается вопрос об индивидуально значимых структурах знания - доминантах языкового сознания индивида, которые определяют и направляют процесс языковой интерпретации. Новизна исследования усматривается в попытке моделирования принципов работы языкового сознания по осмыслению количественных свойств и отношений окружающего мира. Актуальность исследования обусловлена выбранным подходом - когнитивным, предполагающим соотнесение различных ментальных структур и форматов знания с их языковой репрезентацией. Проведенный анализ фактического материала, включающий данные английского, французского, русского языков, позволяет не только увидеть эталоны интерпретации - маркеры доминантных зон индивидуального языкового сознания, «обнажающие» различные приоритетные области, но и выявить когнитивные и языковые механизмы конфигурации смысла. Представляется, что репертуар доминант языкового сознания уникален для каждого индивида, поскольку формирование, наличие, а также степень ‘выделенности’ определенных структур знания обусловлены индивидуальным когнитивным опытом, зависящим от множества факторов. Применение доминантного принципа позволяет показать вариативность форматирования когнитивного содержания, уровень развития языковой личности и, как следствие, степень его лингвокреативности.