Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

О перспективах новостного телевидения: материалы глубинных интервью

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-157-170

Полный текст:

Аннотация

Рассматриваются вопросы развития традиционного новостного телевидения в условиях единого информационного пространства. Цель — проверить, насколько совпадают в своих прогнозах о будущем ТВ создатели и потребители контента. В качестве эмпирического материала использовались данные глубинных интервью: опрошены профессиональные телевизионные журналисты (федеральные телеканалы) и студенты (отделение «Телевидение» РУДН). Выявлены противоречия между двумя базовыми типами медиапотребления, которые характерны для адресантов и адресатов телевизионных сообщений. Показано, что эти противоречия объясняют поколенческий разрыв в восприятии программ современного новостного телевидения, предопределяют снижение телепотребления новостного контента федеральных каналов, рассчитанных на массовую аудиторию. Актуальность работы обусловлена переосмыслением функций и перспектив развития традиционного ТВ как профессиональными вещателями, так и потребителями. Делается вывод о дальнейшем развитии новостного телевидения. Отмечается, что, с одной стороны (мнение профессионалов), традиционное телевещание сохранится при корректировке повестки дня, переосмыслении взаимодействия с аудиторией, смене вещательной парадигмы, освоении профессиональными журналистами новых компетенций и использовании возможностей онлайн-пространства. С другой стороны (мнение студентов), субъектно-объектное новостное вещание федеральных каналов прекратит своё существование при смене поколений зрителей и изменении модели финансирования.

Об авторах

И. И. Волкова
Российский университет дружбы народов
Россия

Волкова Ирина Ивановна - доктор филологических наук, профессор.
Москва.



Е. Л. Проскурнова
Российский университет дружбы народов
Россия

Проскурнова Евгения Леонидовна – соискатель.
Москва.



Т. Т. З. Чан
Российский университет дружбы народов
Россия

Чан Тхи Тхуи Зунг – аспирантка.
Москва.



Список литературы

1. Аникина М. Е. Институциональные роли российского журналиста в начале XXI века [Электронный ресурс] / М. Е. Аникина // Медиаскоп. — 2019. — Выпуск 4. — Режим доступа : http://www.mediascope.ru/2592 (дата обращения 23.12.2020).

2. Блохин И. Н. Социальные роли журналиста в освещении национальных отношений / И. Н. Блохин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. — 2008. — Выпуск 4 (2). — С. 304—310.

3. Вартанов С. А. Изменение природы новостей в цифровую эпоху : теоретическое осмысление / С. А. Вартанов, А. Н. Гуреева, Д. В. Дунас, Н. В. Ткачева // МедиаАльманах. — 2016. — № 6. — С. 12—24.

4. Вартанова Е. Л. О современном понимании СМИ и журналистики [Электронный ресурс] / Е. Л. Вартанова // Медиаскоп. — 2010. — Выпуск 1. — Режим доступа : http://www.mediascope.ru/o-sovremennom-ponimanii-smi-i-zhurnalistiki (дата обращения 20.12.2020).

5. Вартанова Е. Л. Российская журналистика выполняет роль помощника маленькому человеку [Электронный ресурс] / Е. Л. Вартанова // Комсомольская правда — ЮГРА. 30.05.2017. — Режим доступа : https://www.ugra.kp.ru/daily/26684/3708018/ (дата обращения 20.12.2020).

6. Дондурей Д. Б. Граждане против гражданского общества. Телерейтинг как воспитатель нации / Д. Б. Дондурей // Искусство кино. — 2013. — № 4. — С. 5—15.

7. Ефанов А. А. Падение доверия к телевидению : социологический взгляд на проблему / А. А. Ефанов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Социально-гуманитарные науки. — 2018. — Выпуск 2 (18). — С. 89—94. — DOI: 10.14529/ssh180214.

8. Зверева Е. А. Поколения Y и Z : особенности медиапотребления / Е. А. Зверева, В. А. Хворова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : История, филология. — 2020. — Т. 19. — № 6 : Журналистика. — С. 131—140.

9. Кастельс М. Информационная эпоха : экономика, общество и культура [Электронный ресурс] / М. Кастельс. — Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/05.php (дата обращения 18.09.2020).

10. Лозовский Б. Н. Журналистика : от чего зависит доверие тем, кто ей служит / Б. Н. Лозовский // Знак : проблемное поле медиаобразования. — 2018. — Выпуск 3 (29). — С. 174—183.

11. Мартьянов Д. С. Конвергенция телевидения и Интернета в России : политический аспект / Д. С. Мартьянов, Н. С. Подлесская // Политическая экспертиза : ПОЛИТЭКС. — 2020. — Т. 16. — № 1. — С. 158—77. — DOI: https://doi.org/10.21638/spbu23.2020.104.

12. Серебрякова З. О. Опыт качественного исследования деинституализации института журналистики / З. О. Серебрякова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. — 2016. — Выпуск 3. — С. 48—59.

13. Уразова С. Л. Медиатизация как модус бытия в свете самоизоляции / С. Л. Уразова // Вестник ВГИК. — 2020. — Т. 12. — № 2 (44). — С. 142—151. — DOI:10.17816/VGIK122.

14. Шацкая А. Д. Контент российских телеканалов в Интернете : технологии размещения и монетизации / А. Д. Шацкая // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2019. — № 6. — С. 129—154. — DOI:10.30547/vestnik.journ.6.2019.129154.

15. Эрнст рассказал о преимуществах телевидения перед Интернетом. Это достоверность, надёжность и «психологическое действие» [Электронный ресурс] // Фонтанка. 16.09.2020. — Режим доступа : https://www.fontanka.ru/2020/09/16/69470337/ (дата обращения 20.12.2020).

16. Jarvis J. What Would Google Do? / J. Jarvis. — New-York : Harper Business, 2009. — 272 p. ISBN 006-2-06-335-9.

17. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants Part 1 / M. Prensky // On the Horizon. — 2001. — Vol. 9 (5). — Pp. 1—6. — DOI:10.1108/10748120110424816.

18. Tapscott D. Grown up Digital : How the Net Generation is Changing Your World / D. Tapscott. — New York : McGraw-Hill Education, 2008. — 384 p. — ISBN 978-0-07-164155-5.

19. Westera W. The Digital Turn : How the Internet Transforms Our Existence / W. Westera. — UK : Author House UK, 2012. — 310 p. — ISBN 978-1477250327.


Для цитирования:


Волкова И.И., Проскурнова Е.Л., Чан Т.Т. О перспективах новостного телевидения: материалы глубинных интервью. Научный диалог. 2021;(3):157-170. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-157-170

For citation:


Volkova I.I., Proskurnova E.L., Tran T.T. Prospects of News Televsion: Materials of In-Depth Interviews. Nauchnyi dialog. 2021;(3):157-170. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-157-170

Просмотров: 352


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)