Один класс предикатов, отражающих концептуализацию времени как ресурса
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-8-43-56
Аннотация
Исследование, представленное в статье, проводилось в рамках концептуально-метафорической теории Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Одной из концептуальных метафор, относящихся к числу концептуальных метафор европейской культуры, является метафора ВРЕМЯ — ЭТО ОГРАНИЧЕННЫЙ РЕСУРС, ВРЕМЯ — ЭТО ЦЕННОСТЬ. Концептуализация времени как ресурса может имплицировать оценку того или иного способа расходования времени, в частности, негативно, как потерю. Значение ‘терять время’ отмечается у русского глагола терять, французских perdre, gaspiller, испанского perder, итальянского perdere, английских lose, waste, misspend, squander, немецкого verlieren и др. В статье на примере русского глагола терять представлены классы употреблений этих предикатов в указанном значении, а также отмечены некоторые особенности французских и английских единиц, отражающих специфические черты картины мира этих языков. Исследование опирается на большой корпус толковых и двуязычных словарей, на данные лингвистических корпусов. Актуальность исследования определяется тем, что, как отметили авторы концептуальной теории метафоры, основные ценности культуры согласуются с метафорическими структурами ее базовых концептов. Актуальность исследования определяется также тем, что изучение метафорических концептов является одним из способов реконструкции языковой картины мира.
Об авторе
Е. Р. ИоанесянРоссия
Иоанесян Евгения Рафаэлевна - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник.
Москва.
Список литературы
1. АРСГС — Англо-русский словарь глагольных словосочетаний / под ред. Э. М. Медниковой. — Москва : Русский язык, 1986. — 640 с.
2. Ефр — Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова. — Москва : АСТ, Астрель, Харвест, Lingua, 2006. — Режим доступа : http://slovari.gramota.ru (дата обращения 11.03.2021).
3. НКРЯ — Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа:// http://www.ruscorpora.ru (дата обращения 03.03.2021).
4. AD 1835 — Dictionnaire de l’Académie française. La 6e édition. — Paris : Imprimerie et librairie de FIRMIN DIDOT frères, 1835 [Electronic resource]. — Access mode: https://french-аcademie.fracademic.com (дата обращения 17.03.2021).
5. CAL — Cambridge Advanced Learner’s Dictionary & Thesaurus [Electronic re-source]. — Fourth Edition. — Cambridge : Cambridge University Press, 2013. — Access mode : http://dictionary.cambridge.org (дата обращения 27.09.2020).
6. DFС — Dictionnaire du français contemporain illustré / sous la direction de J. Dubois. — Paris : Librairie Larousse, 1987. — 1263 p.
7. EL — Littré E. Dictionnaire de la langue française. en cinq tomes / E. Littré. — Paris : Hachettes, 1872—77.
8. OALD — Oxford Advanced Learner's Dictionary [Electronic resource]. — Tenth Edition. — Oxford : Oxford University Press, 2020. — 1820 p. — Access mode : https://www.oxfordlearnersdictionaries.com (дата обращения 11.03.2021).
9. Rey A. Dictionnaire des expressions et locutions / A. Rey, S. Chantreau. — Paris : Dictionnaires LE ROBERT, 2003. — 888 p.
10. Баранов А. Н. Предисловие редактора. Когнитивная теория метафоры почти 20 лет спустя / А. Н. Баранов. — В книге : Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. — 2-е изд. — Москва : Издательство ЛКИ, 2008. — С. 7—21.
11. Зализняк А. А. Многозначность в языке и способы ее представления / Анна А. Зализняк. — Москва : Языки славянских культур, 2006. — 672 с.
12. Зализняк А. А. Как мы проводим дни и ночи / Анна А. Зализняк, А. Д. Шмелев. — В книге : Зализняк А. А. Константы и переменные русской языковой картины мира / Анна А. Зализняк, И. Б. Левонтина, А. Д. Шмелев. — Москва : Языки славянских культур, 2012. — С. 448—456.
13. Иоанесян Е. Р. Концептуальная метафора: опыт сопоставления метафорических моделей в разных языках / Е. Р. Иоанесян. — Москва : Ин-т языкознания ; Ярославль : Канцлер, 2018. — 230 с.
14. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живём / Дж. Лакофф, М. Джонсон ; пер. с англ., ред. А. Н. Баранова. — 2-е изд. — Москва : Издательство ЛКИ, 2008. — 256 с.
Рецензия
Для цитирования:
Иоанесян Е.Р. Один класс предикатов, отражающих концептуализацию времени как ресурса. Научный диалог. 2021;(8):43-56. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-8-43-56
For citation:
Ioanesyan E.R. One Class of Predicates Reflecting Conceptualization of Time as a Resource. Nauchnyi dialog. 2021;(8):43-56. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-8-43-56