Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Один класс предикатов, отражающих концептуализацию времени как ресурса

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-8-43-56

Полный текст:

Аннотация

Исследование, представленное в статье, проводилось в рамках концептуально-метафорической теории Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Одной из концептуальных метафор, относящихся к числу концептуальных метафор европейской культуры, является метафора ВРЕМЯ — ЭТО ОГРАНИЧЕННЫЙ РЕСУРС, ВРЕМЯ — ЭТО ЦЕННОСТЬ. Концептуализация времени как ресурса может имплицировать оценку того или иного способа расходования времени, в частности, негативно, как потерю. Значение ‘терять время’ отмечается у русского глагола терять, французских perdre, gaspiller, испанского perder, итальянского perdere, английских lose, waste, misspend, squander, немецкого verlieren и др. В статье на примере русского глагола терять представлены классы употреблений этих предикатов в указанном значении, а также отмечены некоторые особенности французских и английских единиц, отражающих специфические черты картины мира этих языков. Исследование опирается на большой корпус толковых и двуязычных словарей, на данные лингвистических корпусов. Актуальность исследования определяется тем, что, как отметили авторы концептуальной теории метафоры, основные ценности культуры согласуются с метафорическими структурами ее базовых концептов. Актуальность исследования определяется также тем, что изучение метафорических концептов является одним из способов реконструкции языковой картины мира.

Об авторе

Е. Р. Иоанесян
Институт языкознания Российской академии наук
Россия

Иоанесян Евгения Рафаэлевна - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник.

Москва.



Список литературы

1. АРСГС — Англо-русский словарь глагольных словосочетаний / под ред. Э. М. Медниковой. — Москва : Русский язык, 1986. — 640 с.

2. Ефр — Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова. — Москва : АСТ, Астрель, Харвест, Lingua, 2006. — Режим доступа : http://slovari.gramota.ru (дата обращения 11.03.2021).

3. НКРЯ — Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа:// http://www.ruscorpora.ru (дата обращения 03.03.2021).

4. AD 1835 — Dictionnaire de l’Académie française. La 6e édition. — Paris : Imprimerie et librairie de FIRMIN DIDOT frères, 1835 [Electronic resource]. — Access mode: https://french-аcademie.fracademic.com (дата обращения 17.03.2021).

5. CAL — Cambridge Advanced Learner’s Dictionary & Thesaurus [Electronic re-source]. — Fourth Edition. — Cambridge : Cambridge University Press, 2013. — Access mode : http://dictionary.cambridge.org (дата обращения 27.09.2020).

6. DFС — Dictionnaire du français contemporain illustré / sous la direction de J. Dubois. — Paris : Librairie Larousse, 1987. — 1263 p.

7. EL — Littré E. Dictionnaire de la langue française. en cinq tomes / E. Littré. — Paris : Hachettes, 1872—77.

8. OALD — Oxford Advanced Learner's Dictionary [Electronic resource]. — Tenth Edition. — Oxford : Oxford University Press, 2020. — 1820 p. — Access mode : https://www.oxfordlearnersdictionaries.com (дата обращения 11.03.2021).

9. Rey A. Dictionnaire des expressions et locutions / A. Rey, S. Chantreau. — Paris : Dictionnaires LE ROBERT, 2003. — 888 p.

10. Баранов А. Н. Предисловие редактора. Когнитивная теория метафоры почти 20 лет спустя / А. Н. Баранов. — В книге : Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. — 2-е изд. — Москва : Издательство ЛКИ, 2008. — С. 7—21.

11. Зализняк А. А. Многозначность в языке и способы ее представления / Анна А. Зализняк. — Москва : Языки славянских культур, 2006. — 672 с.

12. Зализняк А. А. Как мы проводим дни и ночи / Анна А. Зализняк, А. Д. Шмелев. — В книге : Зализняк А. А. Константы и переменные русской языковой картины мира / Анна А. Зализняк, И. Б. Левонтина, А. Д. Шмелев. — Москва : Языки славянских культур, 2012. — С. 448—456.

13. Иоанесян Е. Р. Концептуальная метафора: опыт сопоставления метафорических моделей в разных языках / Е. Р. Иоанесян. — Москва : Ин-т языкознания ; Ярославль : Канцлер, 2018. — 230 с.

14. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живём / Дж. Лакофф, М. Джонсон ; пер. с англ., ред. А. Н. Баранова. — 2-е изд. — Москва : Издательство ЛКИ, 2008. — 256 с.


Для цитирования:


Иоанесян Е.Р. Один класс предикатов, отражающих концептуализацию времени как ресурса. Научный диалог. 2021;(8):43-56. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-8-43-56

For citation:


Ioanesyan E.R. One Class of Predicates Reflecting Conceptualization of Time as a Resource. Nauchnyi dialog. 2021;(8):43-56. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-8-43-56

Просмотров: 82


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)