Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

О некоторых подходах к разработке иноязычного профессионально-ориентированного пособия для бакалавров инженерного профиля

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-3-258-270

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена вопросам разработки профессионально-ориентированного пособия для инженерных направлений подготовки бакалавриата. Этапы разработки концепции профессионально-ориентированного пособия рассматриваются с позиций реализации коммуникативного подхода к обучению профессиональному иностранному языку. Значительное внимание уделяется вопросам определения тематического профессионального содержания разделов пособия, обеспечения его соответствия современным образовательным стандартам. Подчеркивается необходимость проблемной постановки профессиональных тем как способа стимулирования коммуникативной деятельности. Конкретизированы виды дискурса, в рамках которых должна реализовываться межкультурная профессиональная коммуникация бакалавров инженерного профиля. Особое внимание уделяется созданию комплекса упражнений пособия на основе аутентичных текстов, репрезентирующих функционально-стилистические характеристики ключевых видов дискурса и позволяющих развивать у бакалавров умение использовать различные дискурсивные стратегии. Новизна исследования видится в том, что рассматривается возможность моделирования профессиональной деятельности в пособии посредством конструирования профессионального сюжета для каждого тематического раздела, который бы детерминировал логически взаимосвязанную последовательность ситуаций устного и письменного профессионального взаимодействия, подразумевающую интерпретацию и порождение типичных текстов, репрезентирующих деловой, профессиональный и научный дискурс. Отмечено, что коммуникативная направленность пособия обеспечивается благодаря разработке упражнений на базе аутентичных текстов, соответствующих перечню выявленных типичных коммуникативных ситуаций.

Об авторе

Е. В. Рыбакова
Сибирский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Айкина Т. Ю. Развитие критического мышления студентов технических специальностей в рамках дисциплины «Английский язык» / Т. Ю. Айкина // Вестник ТГПУ. - 2014. - № 4 (145). - С. 149-151.

2. Бочарова Е. С. Имитационные технологии и приемы в процессе обучения будущих дизайнеров / Е. С. Бочарова, Е. В. Трушина // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (2). - С. 39-44.

3. Галимзянова И. И. Иноязычная коммуникативная подготовка студентов технической специальности в процессе контекстного обучения / И. И. Галимзянова // Вестник Казанского технологического университета. - 2008. - № 4. - С. 127-132.

4. Горбунов А. Г. Дискурсивная иноязычная компетенция : онтологический подход / А. Г. Горбунов // Вестник ТГПУ. - 2014. - № 6 (147). - С. 167-171.

5. Исаева О. Н. Сущность профессионально-ориентированного обучения студентов-нефилологов иностранному языку / О. Н. Исаева // Вестник СамГУ. - 2007. - № 1 (51). - С. 127-135.

6. Кечерукова М. А. Прагматический текст в методике обучения иностранным языкам / М. А. Кечерукова, А. М. Тевелевич // Научный диалог. - 2016. - № 5 (53). - С. 214-224.

7. Мальцева Н. А. Профессиональная ситуация как модель организации самостоятельной учебной деятельности при обучении опосредованному общению на иностранном языке / Н. А. Мальцева, О. Г. Артемова, Е. Г. Гализина // Вестник ВГТУ. - 2013. - № 5 (2). - С. 66-68.

8. Мезенцева М. И. Структура, содержание и методическая организация комплекса учебно-коммуникативных ситуаций для обучения иноязычному речевому этикету студентов технических специальностей / М. И. Мезенцева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2014. - № 4 (32). - С. 199-204.

9. Никульшина Н. Л. Курс английского языка для ученых-исследователей : теоретические и практические аспекты проектирования / Н. Л. Никульшина, Р. П. Мильруд // Вестник ТГТУ. - 2003. - № 3. - С. 552-566.

10. Никульшина Н. Л. Письменный научный дискурс как объект моделирования в учебных целях / Н. Л. Никульшина // Вестник ТГУ. - 2008. - № 3. - С. 245-250.

11. Носонович Е. В. Параметры аутентичного учебного текста / Е. В. Носонович, Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 1. - С. 6-12.

12. Охлопкова А. Г. Отбор профессионально ориентированных текстов и разработка комплекса упражнений при обучении навыкам чтения в неязыковом учебном заведении / А. Г. Охлопкова // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 1. - С. 10-12.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы от 6 марта 2015 года № 162 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fgosvo.ru/news/2/1055.

14. Шарафутдинова Р. И. Профессиональная деятельность современного инженера / Р. И. Шарафутдинова, И. И. Галимзянова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 6. - С. 255-257.

15. Ma Y. Research on Oil and Gas Storage and Transportation Special English Teaching Methods by ESP Theory / Y. Ma // International Journal of Education and Information Studies. - 2014. - № 1. - P. 9-14.

16. Porcaro J. W. Teaching English for Science and Technology : An Approach for Reading with Engineering English / J. W. Porcaro // English Teaching Forum. - 2013. - № 2. - P. 32-39.

17. Wilson K. A social constructivist approach to teaching reading : turning the rhetoric into reality / K. Wilson, L. Yang // China English Language Education Association Journal. - 2007. - № 30 (1). - P. 55-56.


Для цитирования:


Рыбакова Е.В. О некоторых подходах к разработке иноязычного профессионально-ориентированного пособия для бакалавров инженерного профиля. Научный диалог. 2017;(3):258-270. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-3-258-270

For citation:


Rybakova E.V. On Certain Approaches to Development of Foreign Language Professionally-Oriented Textbook for Engineering Bachelor Courses. Nauchnyi dialog. 2017;(3):258-270. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-3-258-270

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)