Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Развитие категории авторства: от Шекспира до романтизма

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-5-152-162

Аннотация

Предмет исследования - скрытое в длительной работе культурных механизмов зарождение и развитие категории авторства. Показано, что эта категория в золотом веке английской литературы поначалу постепенно вычленялась из триады драматург - актеры - зрители при параллельном развитии диады писатель - читатели . По мнению автора статьи, эта диада начала укрепляться с появлением книгопечатания, которое совместно с театром обусловило формирование массовой читательской аудитории. Излагается концепция, согласно которой процесс формирования категории авторства можно наблюдать на примере У. Шекспира, автора-гения. Высказывается мнение о том, что о первой ступени утверждения категории «автор» можно говорить в связи с выходом в свет Первого фолио в 1623 году. При этом подчеркивается, что окончательное преображение У. Шекспира в автора-творца произошло лишь к концу XVIII века - началу XIX века, когда английские и немецкие романтики обратились к понятию гения, разработанному И. Кантом. Утверждается, что романтики интуитивно оценили кантовскую творческую свободу воображения как отличительную черту шекспировского творчества, и пришли к умозаключению, что способность вообразить и выстроить новый мир предполагает субъекта этой способности в качестве главного творческого компонента. Обзор работ XVIII века показал, что английские филологи также внесли свой вклад в развитие категории авторства. Так, одним из первых четкое различие между подражателями и оригинальными авторами провел Э. Юнг. Доказывается, что идея оригинальности развилась в романтизме в представление о поэте как пророке, оригинально-гениальном до такой степени, что свое время не способно еще его признать, а следовательно, полностью его оценят лишь будущие поколения.

Об авторе

И. В. Пешков
Издательский центр «Вентана-Граф»
Россия


Список литературы

1. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. 1798 / И. Кант // Сочинения в шести томах / И. Кант. - Москва : Мысль, 1966. - Т. 6. - C. 349-587.

2. Микеладзе Н. Э. Елизаветинский театр-коммуникатор, или Об искусстве «смотреть ушами» / Н. Э. Микеладзе // Шекспировские чтения, 2004. - Москва : Наука, 2006. - С. 32-49.

3. Шекспир У. Гамлет / У. Шекспир ; перевод и комментарии И. В. Пешкова. -Москва : Лабиринт, 2010. - 399 с.

4. Abrams M. H. The Mirror and the Lamp : Romantic Theory and the Critical Tradition / М. Н. Abrams. - New York : Oxford University Press, 1953. - 416 р.

5. Barthes R. The Death of the Author / R. Barthes // Modern Criticism and Theory / Ed. D. Lodge. - London : Longman, 1988. - P. 166-172.

6. Bate J. The Genius of Shakespeare / J. Bate. - Oxford : OUP, 2008. - P. 157-186.

7. Bennett A. Romantic Poets and the Culture of Posterity / A. Bennett. - Cambridge : Cambridge University Press, 1999. - 288 р.

8. Bennett A. The author / A. Bennett. - New York : Routledge, 2005. - 160 р.

9. Bennett A. The Idea of the Author / A. Bennett // Romanticism : An Oxford Guide / Ed. Nicholas Roe. - Oxford : Oxford University Press, 2005. - Р. 654-664.

10. Bennett A. The Romantic Author / A. Bennett // Literary Theory and Criticism : An Oxford Guide / Ed. Patricia Waugh. - Oxford : Oxford University Press, 2005. - Р. 48-58.

11. Coleridge S. T. Lectures 1808-1819 on Literature. 2 vols. / S. T. Coleridge. - London : Routledge and Kegan Paul, 1987. - Vol. 2. - 412 p.

12. Foucault M. What Is an Author? / M. Foucault // Modern Criticism and Theory / Ed. D. Lodge. - London : Longman, 1988. -Р. 196-210.

13. Gerard A. An Essay on Genius / A. Gerard // Eighteenth-Century Critical Essays / Ed. S. Elledge. - Ithaca : Cornell University Press, 1961. - Vol. 2. - 598 p.

14. Grazia M. De. Shakespeare Verbatim : The Reproduction of Authenticity and the 1790 Apparatus / M. Grazia. - Oxford : Clarendon Press, 1991. - 244 p.

15. Greene R. Greene’s Groatsworth of Witte [Electronic resource] / R Greene : Renascence Editions : University of Oregon, 2000. - 20 p. - Access mode : https://scholarsbank.uoregon.edu/xmlui/bitstream/handle/1794/742/greene.pdf.

16. Hazlitt W. The Complete Works. 21 vols / W. Hazlitt. - London : Dent, 1930-1934. -V. 12. - 345 p.

17. Meltzer F. Hot Property : The Stakes and Claims of Literary Originality / F. Meltzer. - Chicago : University of Chicago Press, 1994. - 179 р.

18. Minnis A. J. Medieval Theory of Authorship : Scholastic Literary Attitudes in the Later Middle Ages / A. J. Minnis. - Philadelphia : University of Pennsylvania Press, 1988. - 368 p.

19. Wordsworth W. The Oxford Authors : William Wordsworth / W. Wordsworth. - Oxford : Oxford University Press, 1984. - 526 р.

20. Young E. Conjectures on Original Composition / E Young. - Manchester : Manchester University Press, 1918. - 64 р.

21. Young E. Conjectures on Original Composition / E. Young. - London, 1759. - 64 р.


Рецензия

Для цитирования:


Пешков И.В. Развитие категории авторства: от Шекспира до романтизма. Научный диалог. 2017;(5):152-162. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-5-152-162

For citation:


Peshkov I.V. Category of Authorship Development: from Shakespeare to Romanticism. Nauchnyi dialog. 2017;(5):152-162. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-5-152-162

Просмотров: 537


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)