Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Метафора как инструмент реализации рекреативной функции в информационном теледискурсе

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-3-211-227

Полный текст:

Аннотация

Анализируются особенности реализации рекреативной функции посредством метафорической лексики в информационном теледискурсе. Выявлены средства номинации нескольких метафор, сопряженных со сферами искусства и культуры. Рассматривается также метафора волшебства, поскольку ее использование в информационном дискурсе основано на непременном эмоциональном контакте со зрителем. Автор утверждает, что такие метафоры реализуют рекреативную функцию, которая сводится к комплексу функций: гедонистической, создания определенного эмоционально-психологического тонуса, релаксационной, эскапистской. Выявлено, что метафоры со сферами-источниками «Художественно-образные формы освоения мира» в силу яркости и эмоционального потенциала создаваемых ими образов конструируют знаковые для определенного момента события или явления за счет фиксации внимания адресата на их зрелищных характеристиках. Установлены фреймовослотовые структуры, представляющие события социальной значимости, из жизни города как спектакля; захватывающее, полное разнообразных красок зрелище и др. Отмечается, что мастерство профессионалов в различных областях в необычных образах призвано моделировать определенное впечатление, отвлечение (эскапизм) от повседневности, наполненной трудностями и не всегда успешным преодолением преград. Выявлены ключевые единицы с анализируемыми сферами-источниками, формирующие пространство информационных текстов телевидения.

Об авторе

М. А. Гладко
Минский государственный лингвистический университет
Беларусь

Гладко Марина Александровна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра речеведения и теории коммуникации.

Минск



Список литературы

1. Брайант Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. — Москав : Вильямс, 2004. — 432 с. — ISBN 5-8459-0597-4.

2. Будаев Э. В. Метафора в политическом интердискурсе : монография / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов. — Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2006. — 215 с. — ISBN 5718601658.

3. Дебор Ги. Общество спектакля / Ги Дебор. — Москва : Логос, 1999. — 183 с. — ISBN 978-5-86020-319-8.

4. Кара-Мурза С. Г. На пороге «оранжевой» революции / С. Г. Кара-Мурза, А. А. Александров, М. Мурашкин, С. Телегин, 2009. — 192 с. — ISBN 978-5-907024-69-4. — Режим доступа : https://bookap.info/psywar/orangrev/ (дата обращения 01.09.2021).

5. Корконосенко С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. — Москва : Аспект пресс, 2001. — 284 с. — ISBN 5-7567-0158-3.

6. Лонская А. Ю. Метафора в политическом дискурсе российских печатных СМИ как инструмент вербализации лингвокультурных реалий (1991—2008 гг.) / А. Ю. Лонская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2021. — Т. 14 — № 9. — С. 2689—2694. — DOI: 10.30853/phil210462.

7. Негрышев А. А. Языковая игра в СМИ : текстообразующие механизмы и дискурсивные функции (на материале газетных новостей) [Электронный ресурс] / А. А. Негрышев. — Режим доступа : http://www.my-luni.ru/journal/clauses/98 (дата обращения 09.01.2022).

8. Николаева А. А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата / А. А. Новикова // Вестник МГУ. Серия 10. — 2010. — № 6. — С. 56—65.

9. Олянич А. В. Презентационная теория дискурса : автореферат диссертации … доктора филологических наук : 10.02.19 / А. В. Олянич. — Волгоград, 2004. — 43 с.

10. Ортега-и-Гассет Х. Две главные метафоры [Электронный ресурс] / Хосе Ортега-и-Гассет. — Режим доступа : http://www.lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega11.txt (дата обращения 13.01.2022).

11. Панченко Н. Н. Лингвистическая реализация комического в английском новостном дискурсе : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.04 / Н. Н. Панченко. — Иркутск, 2005. — 22 с.

12. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века / С. И. Сметанина. — Санкт-Петербург : Издательство Михайлова В.А, 2002. — 384 с. — ISBN 5-8016-0174-0.

13. Соловьева А. С. Вербальная реализация социоморфной метафоры со сферой-мишенью “Евросоюз” в британских СМИ / А. С. Соловьева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 4—2 (22). — С. 177—179.

14. Телия В. Н. Вторичная номинация и её виды / В. Н. Телия // Метафора в языке и тексте. — Москва : Наука, 1988. — С. 129—221. — ISBN 5-02-010889-8.

15. Федотова Н. А. Рекреативные функции СМИ : учеб.-метод. Комплекс / Н. А. Федотова. — Минск : БГУ, 2014. — 106 с. — ISBN 978-985-566-087-4.

16. Федотова Н. А. Рекреативные функции СМИ : идеологический и политический контекст / Н. А. Федотова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия : Философия. Искусствоведение. — 2015. — Выпуск 94. — № 5 (360). — С. 414—420.

17. Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека / И. Д. Фомичева. — Москва : Издательство МГУ, 1987. — 167 с.

18. Фомичева И. Д. Социология СМИ / И. Д. Фомичева. — Москва : Аспект Пресс, 2007. — 335 с. — ISBN 978 5-7609-1425-5.

19. Хренов Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс / Н. А. Хренов. — Москва : Наука, 2006. — 646 с. — ISBN 5-02-033887-7.

20. Цветова Н. С. Медиатекст в свете практической эстетики [Электронный ресурс] / Н. С. Цветова // Медиалингвистика. — 2017. — № 4 (19). — С. 18—26.

21. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале : когнитивное исследование политической метафоры / А. П. Чудинов. — Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2001. — 238 с. — ISBN 5-7186-0277-8.

22. Ширяева О. В. Специфика информационного медиадискурса : (на материале деловой прессы) / О. В. Ширяева // Известия ЮФУ. Филологические науки. — 2014. — № 4. — С. 197—203.

23. Юшкова Н. А. Подглядывание — необходимая потребность в жизни человека и общества / Н. А. Юшкова // Грамота. — 2020. — Том 13. — Выпуск 6. — C. 138—141. — DOI: 10.30853/manuscript.2020.6.26.

24. Allan S. News Culture / S. Allan. — Open University Press : Buckingham, 2004. — 235 p. — ISBN 9780335235650.

25. Ammassari E. Leisure and the Mass Media / E. Ammassari // World Leisure and Recreation. — 1988. — Vol. 29. — № 1. — P. 50.

26. Hartmann T. Media Entertainment as a Result of Recreation and Psychological Growth / T. Hartmann // Encyclopedia of Media Studies. — 2012. — P. 173. — DOI: 10.1002/9781444361506.WBIEMS112.

27. Kellner D. Media spectacle and media events : some critical reflections / D. Kellner // Media Events in a Global Age. — Imprint Routledge, 2009. — 16 p. — ISBN 9780203872604.


Рецензия

Для цитирования:


Гладко М.А. Метафора как инструмент реализации рекреативной функции в информационном теледискурсе. Научный диалог. 2022;11(3):211-227. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-3-211-227

For citation:


Gladko M.A. Metaphor as Tool for Implementation of Recreational Function in Information Television Discourse. Nauchnyi dialog. 2022;11(3):211-227. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-3-211-227

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)