Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Интернет-мемы как актуальный феномен политической интернет-коммуникации в Германии : тематическая группа «Большая коалиция»

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-4-239-257

Аннотация

Объектом исследования выступают интернет-мемы, конституирующие тематическую группу «Большая коалиция» и появившиеся в период правления парламента ФРГ 2018–2021 гг. Отобранные в соответствии с заданными денотативными и временными признаками интернет-мемы анализируются в динамике в рамках разработанной Н. А. Зиновьевой типологии, базирующейся на совокупности дихотомий («истина — ложь», «персонаж — событие», «традиция — инновация», «фон — фигура», «изображение — текст», «мысль — действие»). Делается вывод о полевой организации структуры интернет-мема, включающей константное ядро, формируемое визуальным шаблоном и обобщенным значением интернет-мема. Показывается, что специфика функционирования прецедентного феномена в составе интернет-мемов заключается в его трансформации посредством распространения или замены элементов и последующей реинтерпретации. Развитие интернет-мема предполагает деконтекстуализацию первичного мема и его дальнейшие реконтекстуализации в новых коммуникативных ситуациях. Привлекаемые прецедентные феномены чаще всего являются проводниками негативных смыслов. В интернет-мемах получают регулярное отражение недееспособность большой коалиции, недоверие к ней со стороны граждан, плохая репутация ее членов.

Об авторе

Л. Н. Ребрина
Волгоградский государственный университет
Россия

Ребрина Лариса Николаевна - ResearcherID: G-6420-2015, Scopus Author ID: 56241972800, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник.

Волгоград



Список литературы

1. Бабикова М. Р. Жанровые разновидности интернет-мемов в современном националистическом дискурсе / М. Р. Бабикова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2019. — Т. 25. — № 2 (186). — С. 67—73.

2. Вешнякова А. В. Лингвокреативный аспект интернет-мемов / А. В. Вешнякова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — 6(4). — С. 34—40.

3. Глухих B. А. Интернет-мемы как инструменты публичной политики / B. А. Глухих, C. М. Елисеев // Дискурс. — 2017. — № 4. — С. 90—96.

4. Громовая М. И. Интернет-мем как лингвокультурема современного филологического анализа / М. И. Громовая // Мова. — 2015. — № 23. — С. 27—31.

5. Дацкевич И. Феномен массовой культуры / И. Дацкевич. — Москва : ИНИОН РАН, 2012. — 35 с.

6. Зиновьева Н. А. Воздействие мемов на Интернет-пользователей: типология Интернет-мемов / Н. А. Зиновьева // Вестник экономики, права и социологии. — 2015. — № 1. — С. 195—201.

7. Канашина С. В. Интернет-мем и прецедентный феномен / С. В. Канашина // Вестник ТГПУ. — 2018а. — № 4 (193). — С. 122—126.

8. Канашина С. В. Роль интернет-мемов в процессе политических выборов / С. В. Канашина // Политическая лингвистика. — 2018б. — № 1 (67). — С. 67—72.

9. Карягин М. Мемная политика / М. Карягин // Актуальные комментарии. — 12.05.2017. — Режим доступа : actualcomment. ru/memnaya-politika-1705121050.html (дата обращения: 10.04.2021).

10. Квят А. Медиамем как инструмент политического PR : когнитивный подход / А. Квят // Медиаскоп. — 2013. — № 1. — С. 3.

11. Никитина О. А. Интернет-мем как мультимодальный феномен немецкоязычного интернет-дискурса / О. А. Никитина, О. А. Гудкова, Ф. Зандер // Язык и культура. — 2018. — № 43. — С. 74—87.

12. Рашкофф Д. Медиавирус! Как попкультура воздействует на сознание / Д. Рашкофф [пер. с англ. Д. Борисов]. — Москва : Ультракультура, 2003. — 363 c.

13. Савицкая Т. Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры / Т. Е. Савицкая // Культура в современном мире. — 2013. — № 3. — С. 3.

14. Шомова С. А. Развлекать и властвовать : образы российской власти и оппозиции в интеренет-мемах / С. А. Шомова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2019. — № 3. — С. 23—24.

15. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации / Ю. В. Щурина // Научный диалог. — 2012. — № 3. — С. 160—172.

16. Axelrod E. The Role of Memes in Politics [Electronic resource] / E. Axelrod // Brown Political Review. — 20.03.2016. — Access mode : https://brownpoliticalreview.org/2016/03/role-memespolitics/ (дата обращения: 11.04.2021).

17. Chmielewski D. Internet memes emerge as 2016 election’s political dog whistle [Electronic resource] / D. Chmielewski // USA TODAY. 30.09.2016. Access mode : https://www.usatoday.com/story/tech/news/2016/09/30/internet-memes-white-house-election-president/91272490/ (дата обращения: 10.04.2021).

18. Díaz C. Defining and characterizing the concept of Internet Meme / C. Díaz, C. Mauricio // CES Psicología. — 2013. — Т. 6. — No 2. — P. 82—104.

19. Hartmann F. Meme : Die Kunst des Remix / F. Hartmann. — Berlin : Amadeo Antonio Stiftung, 2017. — 33 S.

20. Miltner K. M. There’s no place for lulz on LOLCats: The role of genre, gender, and group identity in the interpretation and enjoyment of an Internet meme / K. M. Miltner // First Monday. — 2014. — Vol. 19. — No 8. — Р. 21—43.

21. Osterroth A. Das Internet-Meme als Sprache-Bild-Text / A. Osterroth // IMAGE. — 2015. — No 22. — S. 26—46.


Рецензия

Для цитирования:


Ребрина Л.Н. Интернет-мемы как актуальный феномен политической интернет-коммуникации в Германии : тематическая группа «Большая коалиция». Научный диалог. 2022;11(4):239-257. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-4-239-257

For citation:


Rebrina L.N. Internet Memes as a Current Phenomenon of Political Internet Communication in Germany: Grand Coalition Thematic Group. Nauchnyi dialog. 2022;11(4):239-257. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-4-239-257

Просмотров: 641


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)