Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Тренинг как оптимальная форма работы с родителями обучающихся начальной школы при формировании инклюзивного образовательного пространства

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-6-270-286

Полный текст:

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между активным внедрением в образовательных организациях практик инклюзивного образования и недостаточной готовностью родителей к совместному обучению и включению во взаимодействие всех детей. Рассматриваются вопросы поиска оптимальных форм работы с родителями обучающихся - норматипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья - на первой ступени общего среднего образования (начальная школа). Уделяется внимание роли тренинга как способа формирования компетентности родителей в области инклюзивного образования, их готовности к обучению ребенка в условиях образовательной инклюзии. Представлены результаты экспериментальной деятельности (2015-2017 гг.), цель которой состояла в выявлении результативности использования тренингов в работе с родителями обучающихся начальной школы при формировании инклюзивного образовательного пространства. Показано, что использование тренингов в работе с родителями является конгруэнтным их социально-андрагогическим характеристикам и результативным с точки зрения формирования их компетентности в области инклюзивного образования, принятия его условий, характеризующихся гетерогенностью и полисубъектностью.

Об авторах

В. В. Хитрюк
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
Россия


М. Г. Сергеева
Российский университет дружбы народов
Россия


Н. Л. Соколова
Российский университет дружбы народов
Россия


Список литературы

1. Адеева Т. Н. Проблема психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию / Т. Н. Авдеева // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 4. - С. 112-119.

2. Вербицкий А. А. Гуманизация, компетентность, контекст - поиски оснований интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова // Вестник высшей школы. -- 2006. - № 5. - С. 19-25.

3. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании : проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - Москва : Логос, 2010. - 336 с.

4. Иеромонах Михей (А. И. Гориславец). Формирование положительного отношения родительского сообщества, общеобразовательных школ к системе инклюзивного образования / А. И. Гориславец // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 27 (170). - Вып. 20. - С. 232-237.

5. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса : пособие для педагогов / С. С. Кашлев. - Минск : Университетское, 2000. - 95 с.

6. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина. - Москва : Издат. центр «Академия», 2001. - 272 с.

7. Раузе М. Долгий путь навстречу инклюзии / М. Раузе, К. Лапхам // Журнал исследований социальной политики : Инклюзивное образование в Средней Азии. - 2013. - Т. 11. - № 4. - С. 439-456.

8. Селевко Г. К. Тренинговые технологии / Г. К. Селевко // Энциклопедия образовательных технологий. - Москва : НИИ школьных технологий. - 2006. - Т. 1 - 816 с.

9. Саитгалиева Г. Г. Формирование родительской компетентности в вопросах сопровождения детей с инвалидностью в инклюзивном образовании / Г. Г. Саитгалиева // The Journal of scientific articles «Health and Education Millennium». - 2016. - Vol. 18. - № 2. - С. 788-793.

10. Симаева И. Н. Проблемы готовности к инклюзивному образованию родителей обучающихся / И. Н. Симаева, В. В. Хитрюк // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2015. - Вып. 11. - С. 54-62.

11. Сластенин В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. - Москва : Логос, 2000. - 422 с.

12. Феталиева Л. П. Формирование толерантности участников образовательного процесса в инклюзивном обучении начальной школы / Л. П. Феталиева, С. Х. Шихалиева, С. А. Караева // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - № 1. - С. 225-229.

13. Хитрюк В. В. Родительская компетентность как объект внимания педагога инклюзивного образования / В. В. Хитрюк // Специальное образование : материалы XII междунар. науч. конф., 21-22 апр. 2016 г. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. - Санкт-Петербург : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. - Т. I. - С. 249-253.

14. Хитрюк В. В. Тренинговые технологии в формировании инклюзивной готовности будущих учителей / В. В. Хитрюк // Всероссийской научно-практической конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : инновационные модели и технологии». - Екатеринбург, 2014. - С. 329-334.


Для цитирования:


Хитрюк В.В., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Тренинг как оптимальная форма работы с родителями обучающихся начальной школы при формировании инклюзивного образовательного пространства. Научный диалог. 2017;(6):270-286. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-6-270-286

For citation:


Khitryuk V.V., Sergeyeva M.G., Sokolova N.L. Training as Optimal Form of Work with Parents of Primary School Pupils when Forming Inclusive Educational Space. Nauchnyi dialog. 2017;(6):270-286. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-6-270-286

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)