№ 6 (2017)
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
9-28 408
Аннотация
Изложены результаты комплексного анализа произведений англоязычного научно-популярного дискурса. Анализ основывался на когниолингвистическом и прагмадискурсивном подходах. Особое внимание уделяется выделению дискурсивных механизмов популяризации элементов специального (научного) знания с последующим теоретико-методологическим обоснованием выявленных категорий и экземплификацией. Новизна исследования видится в том, что в качестве основной гипотезы исследования выступает наличие прототипической модели популяризации специального (научного) знания, содержащей инвариантные дискурсивные механизмы, характеризующиеся едиными процессами концептуализации и категоризации элементов данного знания в рамках коммуникативного взаимодействия. Автор подробно останавливается на методологии предпринятого исследования с последующей репрезентацией каждого дискурсивного механизма. К числу таких механизмов отнесены тематическая редукция, уменьшение плотности информативности дискурсивного произведения, проявление лингвистической креативности, использование детерминологизированных лексических единиц, использование оценочных элементов, работа с паратекстуальными компонентами дискурсивных произведений. Автор приходит к выводу о том, что обозначенные базовые дискурсивные механизмы популяризации элементов научного знания непосредственно связаны с нарушением принципа системности как салиентного признака собственно научного дискурса. Доказывается, что подобная когнитивно-дискурсивная деконструкция, характеризующаяся преднамеренной функционально-прагматической дерегламентацией и перлокутивным воздействием на реципиента, в первую очередь, является авторской стратегией и результатом авторских интенций, предопределяющих всю последующую структурно-содержательную составляющую научно-популярного дискурсивного произведения. Отмечается, что представленная авторская разработка предполагает дальнейшее изучение многоаспектной когнитивно-дискурсивной структуры научно-популярного дискурса, в общем, и комплекса его дискурсивных механизмов, в частности, как перспективное направление для целого ряда когниолингвистических и прагма-коммуникативных исследований.
29-42 442
Аннотация
Описываются особенности метафорического моделирования концептов педагогика и воспитание в педагогическом дискурсе Геннадия Никандровича Волкова (1927-2010), основателя этнопедагогики. Основные понятия педагогики получают свое осмысление, обусловленное национальным (этническим) мировидением автора, его индивидуально-авторской концептосферой. Актуальность исследования обусловлена использованными в работе подходами к изучению метафоры - когнитивным и прагматическим. Значимость исследования также видится в том, что метафорическое миромоделирование в этнопедагогическом дискурсе делает возможным выделение базисных метафор, обладающих суггестивным потенциалом, что связывается с возможностью эффективного воздействия на ученика. Установлено, что педагогическая наука (в частности, этнопедагогика, народная педагогика) в педагогическом дискурсе Г. Н. Волкова персонифицируется и понимается как субъект межличностных отношений, вступающий в диалог с другими науками. Под «воспитанием личности» понимается «строительная работа», выполняемая окружением воспитуемого на протяжении всей жизни (так называемая «бессмертная связь поколений»), причем детально прорабатывается последовательность влияния каждого участника строительной деятельности на личность, определяется их роль в ее формировании. Уделяется внимание этнически маркированным представлениям автора о личности воспитуемого как о результате созидательного влияния деятельности предков. Показано, что Волков проводит идею вечности воспитания, которая задает вечность образа учителя и ученика.
43-58 393
Аннотация
Представлены результаты исследования в области терминоведения. Раскрывается содержание синонимичных терминов понятийная категория, тип понятия, категория ментального конструкта , которые являются ключевыми в данном исследовании. Рассматриваются типологии понятийных категорий. Приводятся существующие классификации типов понятий, вербализуемых терминами. Основная задача исследования заключается в подробном рассмотрении типологии понятий, представленных в терминологии области астрофизики. Осуществляется попытка распределения терминов по категориям, выделенным для рассматриваемой нами области научного знания. Указывается процентное соотношение терминологических лексических единиц, входящих в каждую из категорий. В работе выделены наиболее и наименее частотные понятийные категории, которые нашли выражение в терминах, принадлежащих к рассматриваемой области научного знания. Утверждается, что разница в процентном соотношении вербализаторов типов понятий определяется в первую очередь спецификой подъязыка для специальных целей, на примере которого проводится исследование. Обосновывается значимость изучения типологии терминологических единиц для анализа системной организации специализированной лексики. Раскрываются дальнейшие перспективы проведения исследований в этом направлении. Материалом для анализа послужили русскоязычные терминологические лексические единицы, извлеченные из терминологических словарей и энциклопедий, а также из текстов, размещенных на специализированных интернет-ресурсах.
59-71 448
Аннотация
Рассматривается вопрос достижения функциональной эквивалентности при переводе диалогов из художественных текстов. Основная цель исследования заключается в выявлении языковых средств реализации принципа функциональной эквивалентности при переводе диалогов с итальянского языка на русский. Для реализации цели осуществляется сопоставительный анализ некоторых фрагментов произведений итальянского писателя А. Барикко «Море-океан», «Шелк» и их переводов на русский язык. В ходе анализа выявляются языковые трансформации, позволяющие передать в тексте перевода коммуникативный эффект, созданный в оригинале. Особое внимание уделяется характерологической функции диалога, заключающейся в том, что данный вид речевого общения активно задействован в создании образов персонажей. Автор также останавливается на стилистических особенностях диалогов, отражающих основные черты разговорной речи. В теоретической части работы дается определение понятия функциональной эквивалентности в рамках современных исследований о переводе, в связи с чем подчеркивается важность воссоздания коммуникативного эффекта в тексте перевода. Делаются выводы о способах воссоздания коммуникативного эффекта текста в переводах с итальянского на русский язык. Актуальность исследования заключается в описании лексических и грамматических средств реализации принципа функциональной эквивалентности, который может быть применим в переводческой работе.
72-82 1265
Аннотация
Рассматриваются особенности выражения эмоций в английском языке на материале текстов художественной литературы. Актуальность исследования заключается в том, что проблема изучения и выражения эмоций носит междисциплинарный характер (эмоции изучаются представителями разных отраслей науки - лингвистами, психологами, философами, культурологами). Отмечается, что исследования в области выражения эмоций и их способов открывают перспективу для дальнейшего выявления этнокультурной специфики выражения эмоций в различных языках и культурах и вносят вклад в развитие эмотиологии - важного междисциплинарного направления современной лингвистики, а также лингвоэкологии и эколингвистики. С опорой на шкалу интенсивности Туранского и теорию контейнеров Лакоффа в художественных текстах выявлены примеры выражения физического, психического и психо-физического состояния индивида в английском языке разными способами - графическим, морфемным, синтаксическим. Подчеркивается, что язык имеет целый арсенал средств для отражения эмоционального состояния индивида, прежде всего предикаты, выражающие психо-физическое состояние человека. В заключении делается вывод о том, что применение шкалы интенсивности Туранского и теории контейнеров Лакоффа при описании выражения эмоций в языке дает большие возможности для анализа всего арсенала языковых средств выражения эмоций, в чем видится перспектива для дальнейшего исследования.
83-95 391
Аннотация
Статья посвящена особенностям символики и ритуального функционирования одного из атрибутов русской свадебной обрядности современной Удмуртской Республики - веника. Охарактеризованы элементы свадебного обряда, в которых веник использовался в качестве ритуального предмета. Приводятся диалектные обозначения обрядовых действий с использованием веника. Обобщены сведения о функциях данного предмета свадебной обрядности. Показано, что выметание сора веником на второй или третий день свадьбы символически обозначало завершение пространственного перехода невесты и приобщение ее к роду мужа. Отмечается, что веник выполнял медиативную (посредническую) функцию в свадебных гаданиях, в обычаях «поездка по веники» и «хлестание ряженых». Указано, что очистительная функция веника в традиционном свадебном обряде русского населения Удмуртии проявлялась и на уровне символики, и на бытовом уровне. Отгонная семантика веника рассматривается на примере описания обычая «разгонный веник», зафиксированного В. Г. Болдыревой. Показано, что некоторые другие свадебные атрибуты обладают аналогичными функциями. Выявлена значительная степень варьирования символического наполнения и ритуального статуса веника в зависимости от диалектной фольклорной традиции, вида свадебного эпизода и цели его совершения.
96-111 351
Аннотация
Рассматривается проблема описания социальной лексики, функционирующей в разных языковых стратах в определенные исторические периоды, на примере лексических репрезентаций темы взяточничества в русском языке. Актуальность исследования обусловлена отсутствием комплексного описания лексики социального взаимодействия, в том числе институциональных отношений, в сферу которых входит взяточничество. Показано, что в лексике русского языка данная тема репрезентируется посредством слов, идиом и неидиоматических выражений, а также паремий, отражающих представления носителей русского языка об одной из сторон социального взаимодействия граждан и представителей власти. Выявлено 312 языковых фактов, содержащих семы ‘взятка’, ‘взяточничество’, которые входят в структуру значения слов, составляющих лексико-семантическое поле «Взяточничество». Разрабатывается идеографическая сетка, которая определяет структуру и состав данного поля. Отмечается, что семантическим ядром поля является идеограмма «обычай брать взятки»; ее ключевой лексический репрезентант - существительное взяточничество . Обосновывается представление о данном явлении как об обычае. Проводится интерпретационный анализ контекстов, в которых используются обозначения данного понятия. На основе анализа делается вывод о том, что паремии объективируют семантические компоненты понятия «обычай»: идентифицирующий, регламентирующий и др.
10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА
113-124 411
Аннотация
Статья посвящена проблеме уникальности творчества Н. В. Гоголя и его места в литературе. Актуальность работы обусловлена нерешенностью этого вопроса, к которому неоднократно обращались литературоведы. Автор использует междисциплинарный подход. Исследование выполнено на обширном литературоведческом материале. Новизна исследования видится в том, что проблема поиска «ключа» к пониманию творчества и судьбы Н. В. Гоголя поднимается с краеведческой точки зрения. Предлагается обзор литературы по данной проблематике. Показано, что в духовном и творческом переломе писателя, а значит и росте, значительную роль сыграл переезд из Малороссии в Петербург. Автор останавливается на универсализме Гоголя как одном из следствий национальной двойственности, ставшей плодотворным императивом его творчества, залогом прорыва - через русский язык и русскую тематику - из «провинциальной Диканьки» к общечеловеческому горизонту. В статье доказывается мысль о том, что Петербург по контрасту с Малороссией ломает (и формирует) оптику Гоголя. При этом отмечается, что и писатель не остается в долгу: произошло «вторжение украинской волны с Гоголем не гребне» в русскую культуру (по выражению Н. Пиксанова). Показано, что краеведческий подход, вполне приложимый к фигуре писателя, позволяет расширить возможности литературоведческого анализа. Также поднимается вопрос о соотношении реальности и художественного вымысла в произведениях Н. В. Гоголя.
125-138 322
Аннотация
Рассматриваются принципы организации авторского повествования в иронической поэме М. Ю. Лермонтова «Сашка». В центре внимания - генетически восходящее к бурлеску соединение в лермонтовском повествовании разнородных (в стилистическом и аксиологическом отношении) поэтических форм. Автор показывает, что в поэме «Сашка» создается особая интонационная манера авторского повествования, которую характеризуют демонстративные переключения из лиризма в иронию, столкновение возвышенно-романтического и бытового, «физиологического» или иронического планов, комического и серьезного, игра с читателем, организующая читательское восприятие и стимулирующая его участие творческом процессе. Описаны такие распространенные в поэме М. Ю. Лермонтова приемы активизации художественного воображения читателя и организации читательского восприятия, как рассуждение о правилах повествования и создаваемом тексте; апелляция к мнению и личному опыту читателя; сопоставление личного опыта и суждений повествователя с опытом читателя и общепринятыми оценками; предсказывание читательской реакции; ироническое обыгрывание эпических нравоучений; сюжетные умолчания и недоговорки. Таким образом в иронической поэме М. Ю. Лермонтова создается интонация активного автора, чье мнение предлагается читателю в движении, в «неготовом» виде.
139-147 291
Аннотация
Рассматривается концепция мифологического логоцентризма, реализованная в романе Т. Н. Толстой «Кысь». Показано, что образ Книги, как и образ Слова, является одним из центральных. Автор утверждает, что анализ эстетических функций этого образа важен для понимания концепции романа в целом. Автор исходит из того, что Толстая конструирует своего рода художественную модель национального мира, поэтому вербальные практики в «Кыси» также неизбежно соотносятся с национальным аспектом. Подчеркивается, что сюжетные линии и образы, связанные с особым функционированием художественного слова в русской культуре, традиционно обсуждаются в рамках литературоцентристской проблематики. Поэтому в статье мир «Кыси» сначала последовательно рассматривается как мир литературоцентрический, но в итоге не признаётся таковым: литературоцентризм как социокультурное явление в большинстве случаев ограничен конкретными временными рамками, тогда как «Кысь» можно рассматривать, скорее, как трансисторическую систему. Отмечается, что Толстая в своем творчестве дает более широкую трактовку этому явлению и осмысляет любовь к слову как часть русской ментальности в целом. Особое внимание в статье уделяется мифологическим практикам, поскольку главным образом с ними в романе связываются логоцентрические стратегии.
148-157 444
Аннотация
Рассматривается вопрос о неоднородности фантастической литературы начала ХХ века, которую принято называть научной фантастикой . Утверждается, что этим термином традиционно обозначают три разных вида фантастической литературы, появившиеся почти одновременно в начале ХХ века: собственно научная фантастика (просуществовавшая недолго), авантюрно-философская фантастика и авантюрная фантастика. Отмечается, что разновидности отличаются друг от друга не только по структуре и содержанию произведений, но и в отношении жанрового состава. Новизна исследования заключается в том, что впервые применен жанровый подход при изучении каждой разновидности фантастической литературы. Представлены результаты жанрового исследования и выделены жанровые формы для каждой разновидности фантастической литературы начала ХХ века. Для научной фантастики это научно-фантастический очерк и сциентема (термин вводится впервые). Авантюрно-философская фантастика трансформирует жанры авантюрной литературы, в первую очередь - географический роман приключений, авантюрно-исторический роман, криминальные жанры. Авантюрная фантастика также использует жанры авантюрной литературы, но их не трансформирует. Утверждается также, что значительное влияние на все разновидности фантастической литературы, а также на произведения «классического» канона оказала влияние «литература о сверхъестественном» (Г. Лавкрафт).
158-169 321
Аннотация
Впервые рассматривается вопрос об образах и темах, связанных с православной религией и православной культурой, в дневниковых записях и литературных сочинениях выдающегося поэта и прозаика, бывшего узника сталинских лагерей, уроженца Воронежского края Анатолия Владимировича Жигулина (1930-2000). Объектом исследования являются материалы личного архива писателя, поступившие в 2011-2013 годах на постоянное хранение в Воронежский литературный музей имени И. С. Никитина. В научный оборот вводятся дневниковые записи А. В. Жигулина, которые открывают новые, ранее неизвестные страницы его жизни и творчества, вносят дополнительные штрихи в историю отечественной журналистики и литературы. Предпринята попытка проанализировать отношение А. В. Жигулина к вопросам веры, религии, православия на разных этапах жизненного и творческого пути писателя. В результате сопоставительного анализа делается вывод о том, что основой многих поэтических произведений и части текста автобиографической повести «Черные камни», посвященных теме духовности, стали дневниковые записи А. В. Жигулина разных лет. По мнению автора, архивные материалы и литературные сочинения А. В. Жигулина свидетельствуют о его позитивном отношении к Русской Православной Церкви, высокой оценке роли Православия в истории государства и духовном воспитании народа, формировании личности, мировоззрения, выработке нравственной и гражданской позиции.
170-182 749
Аннотация
Настоящая статья представляет собой анализ практики применения и эффективности законов, запрещающих перекрестное владение СМИ, в Австралии, Великобритании и США. Автор уделяет внимание эволюции антимонопольного законодательства в сфере медиабизнеса и современным принципам их имплементации, а также прослеживает связь между либерализацией антимонопольного регулирования и интенсификацией процесса концентрации СМИ. Актуальность исследования обусловлена тем, что консолидация СМИ на сегодняшний день достигла критического уровня и представляет серьезную угрозу для свободы слова и медийного многообразия в большинстве стран мира. В настоящей работе данная проблема рассматривается на примере деятельности компаний «Ньюс корп» и «XXI сенчури фокс» Р. Мэрдока. Автор анализирует сделки по приобретению печатных и вещательных СМИ (как уже заключенные Р. Мэрдоком, так и находящиеся на стадии рассмотрения антимонопольными службами) с точки зрения их соответствия действующему законодательству, а также их влияния на уровень медиаконцентрации, доступности информационных услуг и их диверсификации. В статье приводятся новейшие данные о состоянии медиарынка Австралии, Великобритании и США и о последних реформах в области регулирования СМИ, что позволяет автору сделать вывод об ожидаемой интенсификации процесса концентрации СМИ в ближайшие годы и росте числа ее негативных эффектов на фоне дальнейшей либерализации медиарегулирования и неэффективной работы антимонопольных служб.
07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
184-192 376
Аннотация
Рассматривается вопрос возникновения первых экологических проблем в больших городах Российской империи в период промышленного переворота и начала индустриализации в конце XIX - начале XX веков. Актуальность исследования обусловлена интересом к историческому генезису одной из глобальных проблем современности в региональном аспекте, отсутствием комплексного исследования этой проблемы в научной исторической литературе. Особое внимание в статье уделяется промышленному и хозяйственно-бытовому загрязнению водных ресурсов русских городов. Автором доказывается, что крупнейший город России, Санкт-Петербург, был одним из загрязненных городов Европы. Представленные данные статистического характера из архивных документов отмечают динамику увеличения доли промышленных загрязений на примере водных ресурсов в общем объеме выбросов. Отмечается, что проблема решения вопросов загрязнения водных ресурсов и ассенизации городского пространства становится актуальной для городского хозяйства, обращает на себя внимание научной общественности и органов надзора и контроля и начинает выходить к началу века с муниципального на общегосударственный уровень.
193-204 422
Аннотация
Статья посвящена ключевым событиям внешней политики Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920), первого в мусульманском мире государства с республиканской формой правления, и ее отношениям с Великобританией, которая поначалу проводила оккупационную политику, а затем способствовала признанию новообразовавшегося государства де-факто на Парижской мирной конференции. Также, Азербайджанская Республика рассматривала Великобританию в качестве возможной державы-мандатария и стремилась согласовывать с ней свою внешнюю политику. Исследование строится на новых источниках, ранее не введенных в научный оборот. Особое место здесь занимают документы главы азербайджанской делегации на Парижской мирной конференции Алимардана Топчибашева, опубликованные в 2016 году в сборнике документов «Парижский архив». История первой Азербайджанской Демократической Республики представлена главным образом в трудах азербайджанских исследователей, среди которых широко известны Джамиль Гасанлы и Севиндж Юсифзаде.
205-219 363
Аннотация
Статья посвящена проблеме взаимодействия власти и науки в России во второй половине XIX века. Подчеркивается, что развитие науки было тесно связано с решением внутри- и внешнеполитических задач государства. Автор рассматривает участие высшей сибирской администрации в организации изучения Сибири. Особое внимание уделяется роли главных руководителей сибирских регионов - генерал-губернаторов и губернаторов - в создании краевых научных учреждений, проведении экспедиций, становлении высшего образования, музейного дела, военно-топографической, статистической и метеорологической служб. Освещаются вопросы финансирования краеведческих организаций, предоставления возможности заниматься исследовательской работой политическим ссыльным. На основании исторической литературы, опубликованных и неопубликованных источников раскрывается вклад научных учреждений, ученых, краеведов в освоение Сибири, укрепление позиций России в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Актуальность исследования обусловлена практической значимостью разработки темы статьи в настоящее время. Результаты исследования могут быть использованы при написании научных работ, подготовке лекций, учебных и учебно-методических пособий. Сделанные выводы могут привлечь внимание представителей современной государственной власти и всех тех, кто интересуется историей организации науки в России.
220-235 327
Аннотация
Статья посвящена лишь фрагментарно разработанной в отечественной историографии теме, особенно в том, что касается ее регионального аспекта. Исследование проведено на материалах трех региональных и одного федерального архива Российской Федерации: Государственного архива Свердловской области (ГАСО), Российского государственного архива экономики (РГАЭ), Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области (ТОФСГССО) и Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) с привлечением научной и публицистической литературы. Актуальность темы обусловлена ее известной значимостью для общественных наук, прежде всего - для истории, социологии и юриспруденции. Научная новизна работы видится в том, что в оборот вводятся новые материалы, обнаруженные автором в указанных архивных фондах. Утверждается, что производственная дисциплина и преступность как социальные явления традиционно исследуются представителями таких наук, как юриспруденция и социология. Констатируется, что из работ историков, посвященных исследуемым в статье проблемам в рамках СССР и Свердловской области в указанный период, можно отметить лишь отдельные труды. Декларируется, что выбор предмета исследования, помимо дефицита исторических исследований, вызван еще и очень значимой ролью железнодорожного транспорта в экономике страны. Отмечается, что одной из особенностей железнодорожного транспорта является сосредоточение в сфере его функционирования больших объемов материальных ценностей. Подчеркивается, что сам специфический характер функционирования железных дорог предъявляет повышенные требования к дисциплине их персонала. Доказывается, что в исследуемом периоде в СССР происходил медленный процесс преодоления последствий Великой Отечественной войны. Делается вывод, что на железной дороге уровень дисциплины был несколько выше, а уровень правонарушений - несколько ниже, чем в других отраслях экономики.
236-256 320
Аннотация
Впервые рассматривается отечественная историография пребывания японских военнопленных на территории Хакасской автономной области в 1945-1947 годах. Статья содержит историографический анализ работ историков России, опубликованных в период с 1994 по 2016 годы, в которых затрагиваются вопросы пребывания японских военнопленных на территории Хакасии. Автор констатировал отсутствие научных монографий о японских пленных, размещенных в Хакасской автономной области после завершения второй мировой войны. Выявлены и проанализированы сведения о пребывании японских военнопленных в данном регионе, содержащиеся в немногочисленных публикациях о японских пленных, размещенных в Красноярском крае и ряде работ историков об иностранных военнопленных второй мировой войны в Сибири. Установлена недостаточная изученность ряда вопросов пребывания японских военнопленных на территории Хакасии. В исторических публикациях о японских пленных, размещенных в Красноярском крае, очевиден явный сдвиг внимания авторов в сторону изучения японских военнопленных лагеря № 34, управление и лагерные отделения которого размещались за пределами Хакасии, а «хакасскому» лагерю № 33 уделено существенно меньше внимания. Наибольший вклад в изучение различных аспектов пребывания японских военнопленных на территории Хакасской автономной области в 1945-1947 годах внес красноярский историк М. Н. Спиридонов. Но после выхода в свет монографии, посвященной японским военнопленным, размещенным в Красноярском крае (2003), он не опубликовал ни одной работы по данной теме. Автор статьи считает, что, помимо более глубокого изучения ряда недостаточно изученных вопросов темы, целесообразно подготовить и издать сборник документов, раскрывающих различные аспекты пребывания японских военнопленных на территории Хакасии.
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
258-269 285
Аннотация
Представленный в статье обзор психологических и социологических исследований проблем семьи в современном транзитивном обществе позволяет проанализировать различные факторы, определяющие ее способность к реализации основных социальных функций. Социокультурный анализ современного общества опирается на концепцию М. Мид о типах культуры человеческого общества, определяемых темпом изменений материальных и социальных условий жизни. В рамках данного подхода префигуративный тип социальной культуры рассматривается в качестве доминирующего на рубеже XX-XXI веков. Выделены базовые параметры семейной функциональности, сохраняющие свою актуальность и действенность в новых условиях. Доказывается, что модернизация современной семьи идет в направлении уменьшения ее состава, ослабления детоцентризма, обесценивания опыта родительских практик прежних поколений, ориентации молодых родителей на экспертное мнение интернет-сообщества. К патогенным факторам современной социальной среды отнесены расширение физического пространства жизни, усложнение социальной инфраструктуры, профессиональная занятость взрослых членов семьи, информационная перегруженность человека, появление новой коммуникационной среды и ослабление родительского контроля над этой сферой социального взаимодействия детей. Практическое значение исследования определяется возможностью использовать его результаты в образовательных практиках, при организации семейного консультирования.
270-286 472
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между активным внедрением в образовательных организациях практик инклюзивного образования и недостаточной готовностью родителей к совместному обучению и включению во взаимодействие всех детей. Рассматриваются вопросы поиска оптимальных форм работы с родителями обучающихся - норматипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья - на первой ступени общего среднего образования (начальная школа). Уделяется внимание роли тренинга как способа формирования компетентности родителей в области инклюзивного образования, их готовности к обучению ребенка в условиях образовательной инклюзии. Представлены результаты экспериментальной деятельности (2015-2017 гг.), цель которой состояла в выявлении результативности использования тренингов в работе с родителями обучающихся начальной школы при формировании инклюзивного образовательного пространства. Показано, что использование тренингов в работе с родителями является конгруэнтным их социально-андрагогическим характеристикам и результативным с точки зрения формирования их компетентности в области инклюзивного образования, принятия его условий, характеризующихся гетерогенностью и полисубъектностью.
287-298 387
Аннотация
Исследование посвящено такому лингвистическому явлению, как неологизмы в деловом дискурсе французского и итальянского языков. Проблема, которая стоит перед авторами, заключается в следующем: как научить изучающих иностранный язык распознавать и понимать неологизмы, которые столь часто встречаются в деловой прессе? Актуальность данной темы объясняется необходимостью осмысления неологизмов как распространенного явления любого живого языка. Авторы исходят из того, что неологизмы наиболее характерны для языка публицистики, который стремится к яркости и образности. Подчеркивается, что для изучающих иностранный язык неологизмы представляют определенную сложность даже на продвинутом этапе обучения. Дается характеристика способов образования новых слов: семантическая деривация, аффиксальный способ и др. Материал исследуется в сопоставительном аспекте. Например, авторы обращают внимание на то, что в итальянском языке более ярко, чем во французском выражена тенденция образования новых слов от имен собственных. Перечислены методические принципы работы с неологизмами при изучении иностранного языка.
ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)
ISSN 2227-1295 (Online)