Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Editorial как дискурсивный жанр

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-3-153-170

Аннотация

Рассматривается editorial как дискурсивный жанр англоязычной прессы. Концепция дискурсивного жанра была выработана М. Монтгомери на примере текстов массмедиа и позволяет объединить подход к рассмотрению жанра, с одной стороны, как рекуррентной устойчивой структуры, а с другой - как структуры подвижной и изменчивой. Утверждается, что данный подход особенно актуален для медиатекстов ввиду существующих сложностей с выработкой их типологии и определения их статуса. Выделены жанрообразующие черты editorial: использование разговорной речи, аргументативность, интертекстуальность, высокая экспрессивность, присутствие индивидуально-авторских номинаций, а также применение дискурсивных практик рекомендации и прогнозирования. Определена структура жанра: она представляет собой трехступенчатую модель, где особую роль играет вывод, который, в свою очередь, может принимать такие формы, как вывод-рекомендаци, вывод-прогноз, вывод-оценка, а также различные комбинации всех трех типов выводов. Установлено, что с точки зрения содержательного наполнения editorial освещает наиболее актуальные вопросы, находящиеся в центре общественно-политических дебатов. Дано определение editorial как жанра качественной англоязычной прессы, который выступает в качестве инструмента продвижения политических интересов газеты и оказания влияния на общественные ценности и взгляды.

Об авторе

Е. А. Никонова
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Никонова Екатерина Андреевна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Английского языка № 3.

Москва



Список литературы

1. Баранов А. Г. Когниотипичность текста. К проблеме уровней абстракции текстовой деятельности / А. Г. Баранов // Жанры речи. - 1997. - С. 4—12.

2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров [Электронный ресурс] / М. М. Бахтин. - Режим доступа : http://www.philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_genre.htm (дата обращения 2.01.2023).

3. Гольдин В. Е. Жанровая организация речи в аспекте социальных взаимодействий / В. Е. Гольдин, О. Н. Дубровская // Жанры речи. - 2002. - Выпуск 3. - С. 5—17.

4. Дементьев В. В. «Актуализатор» и «актуализаторство» в парадигме когнитивной генристики / В. В. Дементьев // Жанры речи. - 2012. - Выпуск 8. - С. 60—99.

5. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов : опыт исследования современной английской медиа речи / Т. Г. Добросклонская. - Москва : МАКС Пресс, 2000. - 288 c. - ISBN 978-5-396-00100-8.

6. Иванова С. В. Новость как дискурсивный жанр : не отсутствующая структура / С. В. Иванова // Terra Linguistica. - 2022. - № 3. - C. 7—14. - DOI: 10.18721/JHSS.13301.

7. Клушина Н. И. Стратегия именования в воздействующей речи / Н. И. Клушина // Вестник Московского университета. - Серия 10. Журналистика. - 2006. - № 5. - С. 49—65.

8. Молодыченко Е. Н. Метапрагматика и жанр : объединяя подходы / Е. Н. Молодыченко, Ю. Шпицмюллер // Russian Journal of Linguistics. - 2021. - Т. 25. - № 1. - С. 89—104.

9. Никонова Е. А. Жанр editorial в англоязычной качественной прессе / Е. А. Никонова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2022. - Выпуск 3 (221). - С. 56—66.

10. Пром Н. А. Диалогизация дискурса и жанра в медиа [Электронный ресурс] / Н. А. Пром // Жанры речи. - 2022. - № 2 (34). - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/dialogizatsiya-diskursa-i-zhanra-v-media (дата обращения 8.01.2023).

11. Седов К. Ф. Жанры речи в становлении дискурсивного мышления языковой личности / К. Ф. Седов // Русский язык в контексте культуры. - Екатеринбург : УрГУ, 1999. - С. 86—99.

12. Скибина О. М. Иронический заголовок как средство выразительности в журналистской деятельности (на примере региональных газет) / О. М. Скибина // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2018. - Т. 1. - № 1. - С. 138—146. - EDN YSIXPO.

13. Слышкин Г. Г. Речевой жанр : перспективы концептологического анализа / Г. Г. Слышкин // Жанры речи. - 2005. - Выпуск 4. - С. 34—50.

14. Шмелева Т. В. Жанроведение? Генристика? Генология? / Т. В. Шмелева // Антология речевых жанров : повседневная коммуникация. - Москва : Лабиринт, 2007. - С. 62—67. - ISBN 5-87604-190-4.

15. Jones B. Television news and the digital environment : A triadic multimodal approach for analysing moving image media / B. Jones // African Journalism Studies. - 2016. - № 37. - Pp. 116—137.

16. Biber D. Register, genre and style / D. Biber, C. Susan. - Cambridge : Cambridge University Press, 2009. - 344 p. - ISBN 9780511814358.

17. Cambridge Dictionary [Electronic resource]. - Access mode : https://dictionary.cambridge.org/ (accessed 9.01.2023).

18. Conboy M. The print industry-yesterday, today and tomorrow : An overview / M. Conboy ; R. Keeble (Ed.) // Print journalism : A critical introduction. - Oxford, U.K : Routledge, 2005. - Pp. 4—8. - ISBN 9780203006764.

19. Dijk van. T. Opinions and ideologies in editorials [Electronic resource] / van T. Dijk. - Access mode : http://www.discursos.org/unpublished%20articles/Opinions%20and%20ideolo-gies%20in%20editorials.htm (accessed 9.01.2023).

20. Druckman J. N. The impact of media bias : How editorial slant affects voters / J. N. Druckman, M. Parkin // The Journal of Politics. - 2005. - № 67 (4). - Pp. 1030—1049.

21. Financial Times. The pressing urgency of further US fiscal relief [Electronic re-source]. - 25.11.2020. - Access mode : https://www.ft.com/content/d16c06f0-6321-421d-a000-96249f084fe2 (accessed 10.01.2023).

22. Firmstone J. Editorial journalism and newspapers’ editorial opinions [Electronic resource] / J. Firmstone. - 2019. - Access mode : https://www.researchgate.net/publication/339886788_Editorial_journalism_and_newspapers’_editorial_opinions (accessed 10.01.2023).

23. Firmstone J. The Editorial Production Process and Editorial Values as Influences on the Opinions of the British Press Towards Europe / J. Firmstone // Journalism Practice. - 2008. - № 2. - Pp. 212—229.

24. Hallock S. M. Editorial and opinion : The dwindling marketplace of ideas in today’s news / S. M. Hallock. - Westport, CT : Praeger, 2007. - 256 p. - ISBN 0275993302.

25. Kahn K. F. The slant of the news : How editorial endorsements influence campaign coverage and citizens’ views of candidates / K. F. Kahn, P. J. Kenney // American Political Science Review. - 2002. - № 96 (2). - Pp. 381—394.

26. Katajamäki H. An Editorial and its Intertextual Links : Case Study of a Finnish Business Newspaper [Electronic resource] / H. Katajamaki. - Access mode : https://www.researchgate.net/publication/267545802_An_Editorial_and_its_Intertextual_Links_Case_Study_of_a_Finnish_Business_Newspaper (accessed 11.01.2023).

27. Kelly A. R. Postscript : futures for genre studies / C. R. Miller, A. R. Kelly (eds.). - North Carolina State University Raleigh, North Carolina, USA, 2017. - 312 p.

28. Miller C. R. Emerging genres in new media environment / C. R. Miller, A. R. Kelly (eds.). - North Carolina State University Raleigh, North Carolina, USA, 2017. - 312 p. - ISBN-10: 3319402943.

29. Montgomery M. Discourse of broadcast news / M. Montgomery. - London ; New York : Routledge, 2007. - 265 p. - ISBN 9780415358729.

30. Nanri K. An Anatomy of the homogeneity and innocuousness of Japanese editorials [Electronic resource] / K. Nanri. - Access mode : https://www.semanticscholar.org/paper/An-Anatomy-Of-The-Homogeneity-And-Innocuousness-Of-Nanri/dffb50ba3021a4b3288c5064bc0aac7fcef27ac6 (accessed 14.01.2023).

31. Norris P. On message : Communicating the campaign / P. Norris. - Thousand Oaks, CA ; London, U.K : SAGE, 1999. - 224 p.

32. Reardon S. Natural selection : Empiricist discourse in the talk of broadcast journalists / S. Reardon // Discourse & Communication. - 2018. - № 12. - Pp. 80—98. - DOI: 10.1177/1750481317735711.

33. Schudson M. Discovering the news : A social history of American newspapers / M. Schudson. - New York, NY : Basic Books, 1978. - 119 p.

34. The Economist. A new macroeconomic era is emerging what will it look like [Electronic resource]. - 6.10.2022. - Access mode : https://www.economist.com/leaders/2022/10/06/a-new-macroeconomic-era-is-emerging-what-will-it-look-like (accessed 16.01.2023).

35. The Economist. Britain’s conservatives do not understand how much things have changed [Electronic resource]. - 06.10.2022. - Access mode : https://www.economist.com/leaders/2022/10/06/britains-conservatives-do-not-understand-how-much-things-have-changed (accessed 18.01.2023).

36. The Economist. Europe faces an enduring crisis of energy and geopolitics [Elec-tronic resource]. - 24.11.2022. - Access mode : https://www.economist.com/leaders/2022/11/24/europe-faces-an-enduring-crisis-of-energy-and-geopolitics (accessed 18.01.2023).

37. The Economist. It’s not inflation [Electronic resource]. - 27.10.2022. - Access mode : https://www.economist.com/leaders/2022/10/27/the-risks-of-bidenomics-go-beyond-inflation (accessed 20.01.2023).

38. The Economist. To win Brazil’s presidency Lula should move to the centre [Elec-tronic resource]. - 04.10.2022. - Access mode : https://www.economist.com/leaders/2022/10/04/to-win-brazils-presidency-lula-should-move-to-the-centre (accessed 21.01.2023).

39. The Economist. Why Indonesia matters [Electronic resource]. - 19.11.2022. - Access mode : https://www.economist.com/leaders/2022/11/17/why-indonesia-matters (accessed 23.01.2023).

40. The Times. The Times view on Cop27’s opening dispute : stand and deliver [Elec-tronic resource]. - 07.11.2022. - Access mode : https://www.thetimes.co.uk/article/the-times-view-on-cop27s-opening-dispute-stand-and-deliver-nz6nsqgv0 (accessed 23.01.2023).

41. The Washington Post [Electronic resource]. - Access mode : https://www.washingtonpost.com/opinions/the-posts-view/ (accessed 25.01.2023).

42. Tirkkonen-Condit S. Argumentation in Finnish vs. English and German Editorials / S. Tirkkonen-Condit // Text, interpretation, argumentation. - Hamburg : Helmut, 1989. - Pp. 173—181.


Рецензия

Для цитирования:


Никонова Е.А. Editorial как дискурсивный жанр. Научный диалог. 2023;12(3):153-170. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-3-153-170

For citation:


Nikonova E.A. Editorial as a Discursive Genre. Nauchnyi dialog. 2023;12(3):153-170. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-3-153-170

Просмотров: 366


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)