Детские игры и взрослое раскаяние: концепция детства в литературе начала ХХ века
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-6-267-284
Аннотация
В статье описывается трансформация образа ребенка в литературе 10—30-х годов ХХ века. В качестве материала привлекаются рассказы трех авторов-современников, связанные мотивами прозрения и раскаяния: «День мальчика» Ф. Верфеля, «Бумажный змей» Лу Синя и «О нежности» Н. Тэффи. Основанием для сравнительно-сопоставительного анализа служит биографическое сходство, близкий круг философских и эстетических увлечений австрийского, китайского и русского авторов, жанровая и тематическая близость текстов. Исследователь исходит из того, что повышенное внимание к образу ребенка возникает в начале XIX века, в литературе романтизма, трактующего его либо как жертву, либо как ангела, однако уже во второй половине XIX века появляются образы «злых детей». Выполненный анализ показывает, что под влиянием Фрейда в литературе начала ХХ века устойчиво возникает мотив детской игры как пути знакомства со злом, искушения, неизбежного в процессе становления. Роднящая все три текста форма воспоминания дает возможность авторам трактовать произошедшие в детстве события каузативно, выводить более поздний моральный опыт из детской игры. Автор статьи делает вывод о том, что рассказы Верфеля, Лу Синя и Тэффи отмечены влиянием идеи Фрейда о взаимосвязи детских впечатлений с судьбой взрослого, который должен осмыслить пережитые некогда стыд, чувство вины, раскаяние.
Об авторе
Н. Э. СейбельРоссия
Сейбель Наталия Эдуардовна - доктор филологических наук, доцент, кафедра литературы и методики обучения литературе.
Челябинск
Список литературы
1. Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке / Ф. Арьес. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 1999. — 416 с. — ISBN 5-7525–0740–5.
2. Бицилли П. М. Трагедия русской культуры : Исследования. Статьи. Рецензии / П. М. Бицилли. — Москва : Русский путь, 2000. — 608 с. — ISBN 5–85887–073–2.
3. Витгенштейн Л. Философские работы : в 2 ч. / Л. Витгенштейн ; Пер. с нем. — Москва : Гнозис, 1994. — Ч. II. — ISBN 5-7333-0468-5.
4. Выборнова К. А. Образ детства в русской мемуарной прозе : стилистичсекие средства передачи «детского взгляда» на мир / К. А. Выборнова // Вестник РУДН. Сер. Литературоведение. — 2010. — № 3. — С. 5—10.
5. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. — Москва : Искусство, 1991 — 368 с. — ISBN 5–210–0261–X.
6. Иванова Э. Ю. Детство и юность как предмет изображения в прозе Г. Бёлля : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.03 / Э. Ю. Иванова. — Самара, 2010. — 206 с.
7. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. — Москва : Искусство, 1994. — 367 с. — ISBN 5-210-02324-9.
8. Кон И. С. Бить или не бить / И. С. Кон. — Москва : Время, 2012. — 336 с. — ISBN 5–7695–1420–5.
9. Крупенина М. И. Архетип ребенка как объективация ментальности викторианской эпохи на материале творчества Ч. Диккенса / М. И. Крупенина // Научно-практическая конференция в рамках «Недели науки» ФИЯ МАИНИУ : Сб. докладов. — Москва : Перо, 2016. — Выпуск 8. — С. 245—253.
10. Ловцова О. В. Типология детских образов в современной британской драме : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.03 / О. В. Ловцова. — Екатеринбург, 2018. — 227 с.
11. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. — Москва : Мысль, 1993. — 959с. — ISBN 5-244-00721-1.
12. Ненилин А. Г. Образ ребенка в американской литературе XIX в. / А. Г. Ненилин // Культура и текст. — 2005. — № 10. — С. 36—42.
13. Никифоров В. Н. Франц Верфель / В. Н. Никифоров // История австрийской литературы : В 2 тт. — Москва : ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2009. — Т. 1. — С. 328—352. — ISBN 978-5-9208-0330-6.
14. Пономарева Е. В. Русская новеллистика 1920-х годов (основные тенденции развития) : диссертация … доктора филологических наук : 10.01.01 / Е. В. Пономарева. — Екатеринбург, 2006. — 490 с.
15. Фрейд З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд ; сост. Д. И. Донской, В. Ф. Круглянский. — Минск : Попурри, 2010. — 608 с. — ISBN 978-985-15-1064-7.
16. Хейбер Э. Смеющаяся вопреки. Жизнь и творчество Тэффи / Э. Хейбер. — Бостон / Санкт-Петербург : Библиороссика, 2021. — 408 с. — ISBN 978-5-6046148-6-0.
17. Хёйзинга Й. Homo Ludens ; Статьи по истории культуры / Пер., сост. и Х 35 вступ. ст. Д. В. Сильвестрова ; Коммент. Д. Э. Харитоновича. — Москва : Прогресс-Традиция, 1997. — 416 с. — ISBN 5-89493-010-3.
18. Шадурский В. В. «Детская» тема у Н. А. Тэффи / В. В. Шадурский, А. К. Дьячкова // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. Сборник научных трудов. — Тверь : ТГУ, 2022. — Выпуск 11 (17). — С. 184—188.
19. Шайтанов И. О. Компаративистика и/или поэтика : Английские сюжеты глазами исторической поэтики / И. О. Шайтанов. — Москва : РГГУ, 2010. — 656 с. — ISBN 978-5-7281-1197-9.
20. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании / Ф. Шиллер // Статьи по эстетике. Собрание сочинений в 7 тт. — Москва : Художественная литература, 1957. — Т. 6. — С. 251—359.
21. Jungk P. S. Franz Werfel : eine Lebensgeschichte / P. S. Jungk. — Frankfurt am Main : Fischer-Taschenbuch-Verl., 2001. — 470 S. — ISBN 978-3-5961-4975-9.
22. Wagne M. Literatur und nationale Identität. Österreichbewußtsein bei Franz Werfel / M. Wagne. — Wien : Praesens-Verlag 2009. — 343 S. — ISBN 978-3-7069-0527-5.
23. 查媛媛 . 对比解读鲁迅先生的《弟兄》与《风筝》/ 查媛媛// 大学语文建设. — 2021. — 10期 (280). — Рp. 72—73. — DOI: 10.14014/j.cnki.cn11-2597/g2.2021.10.031.
24. 王 钦. 论宽恕的时间–重读鲁迅《风筝》/ 王 钦 // 现代中文学刊. — 2022. — 3 期 (78). — Рp. 85—90.
Рецензия
Для цитирования:
Сейбель Н.Э. Детские игры и взрослое раскаяние: концепция детства в литературе начала ХХ века. Научный диалог. 2023;12(6):267-284. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-6-267-284
For citation:
Seibel N.E. Children’s Games and Adult Repentance: Concept of Childhood in Literature of Early 20th Century. Nauchnyi dialog. 2023;12(6):267-284. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-6-267-284