Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Учебный тематический словник устойчивых сочетаний русского языка: определение и проблема формирования словника

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-97-116

Аннотация

Актуальность статьи определяется тем, что отбор устойчивых сочетаний для обучения инофонов представляется многоступенчатым и сложным процессом. Отмечается, что до сих нет единого мнения, касающегося требований отбора единиц и объёма фразеологического минимума. Новизна исследования заключается в попытке разграничить понятия «фразеологический минимум» и «учебный словник устойчивых сочетаний». Кроме того, задача исследования — выработать критерии отбора устойчивых сочетаний для включения их в учебный словник. Перед автором стояла задача формирования учебного словника, состоящего из тематических разделов, в котором название каждого раздела соответствует теме модуля программы по русскому языку как иностранному. Для достижения поставленной цели автор проводит обзор существующей научной литературы, учебных словарей и лексических минимумов. Автор анализирует учебные пособия по фразеологии и говорению для уровней В1+ — С1. Представлены результаты проведенного опроса носителей русского языка с целью уточнить понимание отобранных единиц, выполнен анализ контекстов их употребления. На заключительном этапе предлагается список устойчивых сочетаний по теме «Учеба», в который впервые включаются фразеологические неологизмы.

Об авторе

А. В. Хруненкова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Хруненкова Анна Валентиновна -  кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания,

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Баско Н. В. Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем грамматику: учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся / Н. В. Баско. — Москва: Русский язык. Курсы, 2021. — 272 с. — ISBN 9785466021950.

2. Баско Н. В. Фразеологический словарь. Наше время в зеркале фразеологизмов / Н. В. Баско. — Москва: КДУ, Университетская книга, 2019. — 140 с. — ISBN 978-5- 91304-873-8.

3. Быстрова Е. А. Учебный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся нац. Школ / Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. — Ленинград: Просвещение, 1984. — 271 с.

4. Головко О. В. Вперед! Пособие по русской разговорной речи для иностранных учащихся продвинутого этапа обучения (В1+). — 7 изд., испр. и доп. — Москва: Русский язык. Курсы, 2020. — 192 с. — ISBN 978-5-88-337110-2.

5. Даль В. И. Пословицы русского народа / В. И. Даль. — Москва: ННН, 1994. — 616 с.

6. Косарева Е. В. Время обсуждать: учебное пособие по речевой практике для иностранных учащихся. — 3-е изд. / Е. В. Косарева, А. В. Хруненкова. — Москва: Русский язык. Курсы, 2020. — 120 с. — ISBN 978-5-88337-446-2.

7. Косарева Е. Обсудим?: учебное пособие по речевой практике для иностранных учащихся / Е. Косарева, З. Масленникова, А. Никифорова, Е. Филатова. — Москва: Русский язык. Курсы, 2021. — 96 с. — ISBN 978-5-88-337794-4.

8. Костина И. Надежда / И. Костина, Т. Корнилова, А. Голубева. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2020. — Выпуск 1. — 112 с. — ISBN 978-5-907123-67-0.

9. Костина И. Надежда / И. Костина, Т. Корнилова, А. Голубева. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2021. — Выпуск 2. — 136 с. — ISBN 978-5-907123-67-0.

10. Ласкарева Е. Р. Прогулки по русской лексике. — 7-е изд. / Е. Р. Ласкарева. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2020. — 224 с. — ISBN 978-5-86547-479-1.

11. Лебедева Л. А. Устойчивые сравнения русского языка: тематический словарь / Л. А. Лебедева. — Москва: ФЛИНТА: Наука, 2013. — 314 с. — ISBN 978-5-9765- 1239-9.

12. Макова М. Н. В мире людей. Письмо. Говорение: учебное пособие по подготовке к экзамену по русскому языку для граждан зарубежных стран (ТРКИ-2 — ТРКИ3). — 3-е изд. / М. Н. Макова, О. А. Ускова. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2020. — Выпуск 1. — 288 с. — ISBN 978-5-86547-612-2.

13. Макова М. Н. В мире людей. Чтение. Говорение: учебное пособие по подготовке к экзамену по русскому языку для граждан зарубежных стран. ТРКИ-2. — 3-е изд. / М. Н. Макова, О. А. Ускова. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2018. — Выпуск 1. — Часть 1. — 164 с. — ISBN 978-5-86547-941-3.

14. Макова М. Н. В мире людей. Выпуск 2. Аудирование. Говорение: учебное пособие по подготовке к экзамену по русскому языку для граждан зарубежных стран (ТРКИ2 — ТРКИ-3). — 2-е изд., доп. / М. Н. Макова, О. А. Ускова. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2019. — Выпуск 2. — 248 с. — ISBN 978-5-907123-45-8.

15. Мозелова И. Новый сувенир. Учебник. Русский язык для иностранцев. Уровень В1. — 4 изд., испр. / И. Мозелова. — Москва: Mozi House, 2021. — Часть 3. — 184 с. — ISBN 9785604193723.

16. Мозелова И. Новый сувенир. Учебник. Русский язык для иностранцев. Уровень В2. — 4 изд., испр. / И. Мозелова. — Москва: Mozi House, 2021. — Часть 4. — 184 с. — ISBN 9785604193723.

17. Парецкая М. Русская мозаика. Учебник по русскому языку как иностранному. Средний этап (B1) / М. Парецкая, О. Шестак. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2017. — 280 с. — ISBN 978-5-86547-914-7.

18. Рогова К. А. Русский язык. Учебник для продвинутых / К. А. Рогова, И. М. Вознесенская, О. В. Хорохордина, Д. В. Колесова. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2014. — Выпуск 1. — 205 с. — ISBN 978-5-86547-713-6.

19. Рогова К. А. Русский язык. Учебник для продвинутых / К. А. Рогова. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2015. — Выпуск 2. — 288 с. — ISBN 978-5-86547-851-5.

20. Рогова К. А. Русский язык. Учебник для продвинутых / К. А. Рогова. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2015. — Выпуск 3. — 228 с. — ISBN 978-5-86547-713-6.

21. Рогова К. А. Русский язык. Учебник для продвинутых / К. А. Рогова. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2016. — Выпуск 4. — 294 с. — ISBN 978-5-86547-713-6.

22. Старовойтова И. А. Русская лексика в заданиях и кроссвордах. Человек. — 2-е изд. / И. А. Старовойтова. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2012. — Выпуск 1. — 80 с. — ISBN 978-5-86547-342-5.

23. Старовойтова И. А. Русская лексика в заданиях и кроссвордах. В доме. — 2-е изд. / И. А. Старовойтова. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2013. — Выпуск 2. — 80 с. — ISBN 978-5-86547-424-1.

24. Тихонов А. Н. Учебный фразеологический словарь русского языка: ок. 2000 единиц / А. Н. Тихонов, Н. А. Ковалева. — Москва: АСТ: Астрель, 2007. — 520 с. — ISBN 5-17-010598-3.

25. Фелицына В. П. Русские фразеологизмы: Лингвострановедческий словарь / В. П. Фелицына, В. М. Мокиенко. — Москва: Рус. Яз., 1990. — 220 с.

26. Чепкова Т. П. Русские фразеологизмы: Узнаем и Учим: учеб. Пособие. — 2-е изд., стер. / Т. П. Чепкова, Ю. Б. Мартыненко, Е. В. Степанян. — Москва: ФЛИНТА: Наука, 2015. — 104 с. — ISBN 978-5-9765-1733-2.

27. Андрюшина Н. П. Лексические минимумы по русскому языку как иностранному: проблема отбора лексических и фразеологических единиц / Н. П. Андрюшина // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2011. — № 3 (33). — С. 648—652.

28. Андрюшина Н. П. Фразеологические минимумы в описании уровней владения русским языком как иностранным / Н. П. Андрюшина // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.-метод. конф. 19—20 мая 2016 г. — Минск: Изд. центр БГУ, 2016. — С. 14—15. — ISBN 978-985-553-352-9.

29. Андрюшина Н. П. Представление фразеологизмов и устойчивых словосочетаний в Лексическом минимуме Второго уровня общего владения русским языком как иностранным / Л. П. Клобукова, Н. П. Андрюшина, И. Н. Афанасьева, И. И. Яценко // Язык. Литература. Культура. Серия Актуальные проблемы изучения и преподавания. — Москва: МАКС, 2017. — Т. 13.

30. Вальтер Х. Русская фразеология для поляков / В. Харри, В. М. Мокиенко, Е. А. Невзорова-Кмеч, Л. А. Степанова. — Łódź: Wydawnictwo Uniwersytetu Łódzkiego, 2018. — 232 с. — ISBN 978-83-8088-775-6.

31. Глазунова О. И. Программа по русскому языку как иностранному. Уровни А1- С1. Основной курс. Фонетика. Лексика. Грамматика. Аудирование. Чтение. Говорение. Письмо / О. И. Глазунова, Д. В. Колесова, Т. И. Попова. — Москва: Русский язык. Курсы, 2017. — 216 с. — ISBN 978-5-88-337561-2.

32. Единый фразеологический минимум русского языка для национальной школы / Е. А. Быстрова, Л. Н. Кротова, Э. М. Миргаязова; Науч.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения. — Москва: Ин-т содерж. и методов обучения, 1975. — 82 с.

33. Иванов Е. Е. Паремиологический минимум и основной паремиологический фонд / Е. Е. Иванов // Паремиология в дискурсе: Общие и прикладные вопросы паремиологии. Пословица в дискурсе и тексте. Пословица и языковая картина мира / Под ред. О. В. Ломакиной. — Москва: ЛЕНАНД, 2015. — С. 48—66. — ISBN 978-5-9710-1486-7.

34. Ковалевская Л. В. К вопросу о разработке фразеологических минимумов и их роли в обучении филологов русскому языку как иностранному / Л. В. Ковалевская, Т. В. Стоянова // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: Традиции и инновации: сб. материалов III Междунар. научно-метод. онлайн-конференции. — Курск: Курский государственный медицинский университет, 2018. — С. 464—470.

35. Костомаров В. Г. Отбор и семантизация фразеологизмов в учебном лингвострановедческом словаре / В. Г. Костомаров, Е. М. Верещагин // Словари и лингвострановедение. — Москва: Русский язык, 1982. — С. 98—108.

36. Крикман А. Паремиологические эксперименты Г. Л. Пермякова. Препринт. На русском языке. Редакционно-издательский совет АН ЭССР / А. Крикман. — Таллин: Академия наук ЭССР, 1986. — 58 с.

37. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / под. Ред. Н. П. Андрюшиной. — 5-е изд. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2015. — 164 с. — ISBN 978-5-86547-635-1.

38. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Третий сертификационный уровень. Общее владение / под. Ред. Н. П. Андрюшиной. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2019. — 200 с. — ISBN 978-5-86547-970-3.

39. Ломакина О. В. К вопросу об определении концентра современной крылатики / О. В. Ломакина // IV Фирсовские чтения. Язык в современных дискурсивных практиках: материалы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции. Москва, 22—23 октября 2019 г. / под ред. А. С. Борисовой, А. В. Игнатенко, Т. В. Лариной, О. В. Ломакиной. — Москва: РУДН, 2019. — C. 259—265.

40. Максяшина Ю. А. Фразеологический минимум русского языка: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Ю. А. Максяшина. — Великий Новгород, 2004. — 14 с.

41. Мокиенко В. М. Современная паремиология (лингвистические аспекты) / В. М. Мокиенко // Мир русского слова. — 2010. — № 3. — С. 6—20.

42. Мокиенко В. М. Паремиологический минимум и паремиологические максимы современной русской / В. М. Мокиенко // Слова. Концепты. Мифы. К 60-летию Анатолия Фёдоровича Журавлёва / Отв. ред. Г. К. Венедиктов. — Москва: Индрик, 2011. — С. 218—231.

43. Мокиенко В. М. Фразеология обучаемого и фразеология обучающего (проблемы методики освоения фразеологизмов / В. М. Мокиенко // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. — 2017. — Т. 15. — № 3. — С. 333— 345. — DOI: 10.22363/2313-2264-2017-15-3-333-345.

44. Петрова Л. А. Паремиологический минимум в лексиконе языковой личности современных учащихся: диссертация … кандидата филологических наук: 10.02.01 / Л. А. Петрова. — Великий Новгород, 2007. — 26 с.

45. Пугачева Л. С. Фразеологический минимум в обучении иностранных студентов-филологов русским фразеологизмам, пословицам и поговоркам (на материале фразеосемантического поля «деятельность человека») / Л. С. Пугачева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2011. — № 129. — С. 192—198.


Рецензия

Для цитирования:


Хруненкова А.В. Учебный тематический словник устойчивых сочетаний русского языка: определение и проблема формирования словника. Научный диалог. 2023;12(9):97-116. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-97-116

For citation:


Khrunenkova A.V. Thematic Dictionary of Russian Collocations for Educational Purposes: Definition and Challenges in Dictionary Compilation. Nauchnyi dialog. 2023;12(9):97-116. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-97-116

Просмотров: 198


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)