Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

ФГОС ВО: новые характеристики профессионально ориентированного обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-7-197-206

Полный текст:

Аннотация

Статья выявляет изменения сущностных характеристик профессионально ориентированного обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку, связанные с принятием федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО). Автор предлагает краткий экскурс в историю вопроса в нашей стране и за рубежом. Выполнен обзор отечественных исследований, посвященных профессионально ориентированному обучению иностранному языку в соответствии со стандартами предыдущего поколения. В результате обобщения выделены характеристики профессионально ориентированного обучения иностранному языку по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ГОС ВПО): узкая профессиональная направленность, междисциплинарные связи, специальное методическое обеспечение. Особое внимание уделяется влиянию новых образовательных стандартов на содержание профессионально ориентированного обучения. В статье показано, что определяющим фактором изменений является статус иноязычной компетенции для неязыковых специальностей, а именно ее принадлежность к группе общекультурных компетенций. Новизна исследования заключается в определении характеристик профессионально ориентированного обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку в соответствии с ФГОС ВО: общепрофессиональная / общенаучная направленность, формирование общеучебных умений в контексте личностно ориентированного обучения. Автор ставит перспективную задачу по разработке средств и методов обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку в соответствии с современным пониманием профессионально ориентированного обучения.

Об авторе

Н. Л. Байдикова
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
Россия


Список литературы

1. ГОС - Государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Архив файлов Государственных образовательных стандартов (ГОС), 1994-1999 годы. - Режим доступа : http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/kl_list.plx?substr=&gr=2.

2. ФГОС ВО - Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - Режим доступа : http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4.

3. Байдикова Н. Л. Формирование учебной компетенции у студентов языковых факультетов вузов в процессе обучения теоретическим дисциплинам / Н. Л. Байдикова // Актуальные проблемы международного сотрудничества в области науки и образования : материалы III Международной научно-практической конференции (заочной). - Тамбов : ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011. - С. 105-109.

4. Борисова Е. Н. Педагогическое обеспечение формирования профессионально ориентированных иноязычных компетенций студентов вузов (на опыте музыкальных специальностей) : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Е. Н. Борисова. - Москва, 2014. - 245 с.

5. Герасимова И. Г. Формирование межкультурной компетенции студентов геологических специальностей в процессе обучения профессиональному общению на английском языке : автореферат диссертации … кандидата педагогических наук : 13.00.02 / И. Г. Герасимова. - Санкт-Петербург, 2010. - 21 с.

6. Дашковская А. А. Обучение профессионально-ориентированному общению студентов по специальности «маркетинг» на основе рекламных материалов : автореферат диссертации … кандидата педагогических наук : 13.00.02 / А. А. Дашковская. - Томск, 2005. - 19 с.

7. Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.08 / О. Ю. Иванова. - Орел, 2005. - 245 с.

8. Нужа И. В. Обучение иноязычной профессионально ориентированной письменной речи студентов социологических факультетов (на материале английского языка) : автореферат диссертации … кандидата педагогических наук : 13.00.02 / И. В. Нужа. - Санкт-Петербург, 2010 - 23 с.

9. Сидоренко П. А. Методика обучения студентов технического вуза монологической речи на английском языке в ситуациях профессионально-ориентированного общения: диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.02 / П. А. Сидоренко. - Санкт-Петербург, 2003. - 243 с.

10. Соловьева О. Б. Обучение устному профессионально ориентированному общению студентов морских инженерных специальностей : автореферат диссертации … кандидата педагогических наук : 13.00.02 / О. Б. Соловьева. - Нижний Новгород, 2011. - 26 с.

11. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе : учеб.-метод. пособие / С. К. Фоломкина. - Москва : Высшая школа, 1987. - 207 с.

12. Hutchinson T. English for Specific Purposes : A learning-centered approach / T. Hutchinson, A. Waters. - Cambridge : Cambridge University Press, 1987. - 183 p.

13. Strevens P. ESP after twenty years : A re-appraisal / P. Strevens // ESP: State of the Art. - Singapore : SEAMEO Regional Centre, 1988. - P. 1-13.


Для цитирования:


Байдикова Н.Л. ФГОС ВО: новые характеристики профессионально ориентированного обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку. Научный диалог. 2017;(7):197-206. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-7-197-206

For citation:


Baydikova N.L. Federal State Educational Standards of Higher Education: New Characteristics of Professionally Oriented Foreign Language Teaching in Students of Non-Linguistic Universities. Nauchnyi dialog. 2017;(7):197-206. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-7-197-206

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)