Метаязыковое внимание и пунктуация
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-157-175
Аннотация
Предлагается анализ феномена метаязыкового внимания применительно к пунктуационному маркированию сложносочиненных предложений с общим второстепенным членом (детерминантом), выражающих соединительные отношения. В качестве материала для исследования использован микрокорпус, составленный путем выборочного извлечения предложений преимущественно из текстов русской художественной прозы XX-XXI веков. Актуальность исследования заключается в том, что в современной теории пунктуации, все чаще обращающейся к исследованиям метаязыковых операций, еще не обсуждался вопрос о метаязыковом внимании и его участии в оперировании знаками препинания. Разъяснено, что метаязыковое внимание представляет собой сосредоточение на определенном объекте и включение его в акт метаязыковой рефлексии. Метаязыковое внимание отличается направленностью на деятельность с объектом, произвольностью, распределенным характером, опорой на апперцепцию. В процессе пунктуационного маркирования метаязыковое внимание выполняет прогностическую и контролирующую функции. Продемонстрировано, что при пунктуационном маркировании сложносочиненных предложений с общим второстепенным членом (детерминантом) метаязыковое внимание фокусируется на их отдельных составляющих (общем компоненте и средстве связи), с одной стороны, и на их структурно-семантической целостности, с другой.
Об авторе
К. Я. СигалРоссия
Сигал Кирилл Яковлевич, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, отдел экспериментальных исследований речи
Москва
Список литературы
1. Абакумов С. И. Методика пунктуации. 2-е изд. / С. И. Абакумов. — Москва : Издательство АПН РСФСР, 1950. — 116 с.
2. Архангельская Ю. В. Что такое «общий элемент» в сложносочиненных предложениях и как быть с запятой? / Ю. В. Архангельская, Е. С. Павлова // Русская речь. — 2005. — № 4. — С. 60—63.
3. Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. 2-е изд. / Г. И. Блинов. — Москва : Просвещение, 1990. — 208 с. — ISBN 5-09-001105-2.
4. Выготский Л. С. Психология и педагогика внимания / Л. С. Выготский // Психология внимания : Хрестоматия. — Москва : ЧеРо, 2001. — С. 53—76. — ISBN 5-88711- 149-6.
5. Гальперин П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин // Психология внимания : Хрестоматия. — Москва : ЧеРо, 2001. — С. 534—542. — ISBN 5-88711-149-6.
6. Георгиева М. Метаезик и пунктуация / М. Георгиева. — София : Университетское издателство «Св. Климент Охридски», 2021. — 128 с. — ISBN 978-954-07-5093-4.
7. Григорян Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе : (Методическое исследование) / Л. Т. Григорян. — Москва : Педагогика, 1982. — 120 с.
8. Дормашев Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. — Москва : Тривола, 1995. — 347 с. — ISBN 5-88415-018-0.
9. Зиндер Л. Р. Очерк общей теории письма / Л. Р. Зиндер. — Ленинград : Наука, 1987. — 112 с.
10. Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка : Когнитивные исследования / Е. С. Кубрякова. — Москва : Знак, 2012. — 208 с. — ISBN 978-5-9551-0461-4.
11. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. — 416 с. — ISBN 5-222-00265-9.
12. Николаева Т. М. От звука к тексту / Т. М. Николаева. — Москва : Языки русской культуры, 2000. — 679 с. — ISBN 5-7859-0117-X.
13. Подболотова С. Н. Сложносочиненные предложения с непредикативными общими компонентами в современном русском языке : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.01 / С. Н. Подболотова. — Ростов-на-Дону, 1992. — 20 с.
14. Правила русской орфографии и пунктуации. — Москва : Учпедгиз, 1956. — 176 с.
15. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. — Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. — 432 с. — ISBN 978-5-462-00930-3.
16. Рубинштейн С. Л. Внимание / С. Л. Рубинштейн // Психология внимания : Хрестоматия. — Москва : ЧеРо, 2001. — С. 39—52. — ISBN 5-88711-149-6.
17. Сигал К. Я. Сочинительные конструкции в тексте : Опыт теоретико-экспериментального исследования (на материале простого предложения) / К. Я. Сигал. — Москва : Гуманитарий, 2004. — 404 с. — ISBN 5-98499-010-5.
18. Талми Л. Феномены внимания / Л. Талми // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2006. — № 2. — С. 23—44.
19. Холодов Н. Н. Сложносочиненные предложения в современном русском языке / Н. Н. Холодов. — Смоленск : Издательство СГПИ им. К. Маркса, 1975. — Часть I. — 165 с.
20. Шварцкопф Б. С. О пунктуационном нулевом знаке / Б. С. Шварцкопф // Семиотика, лингвистика, поэтика : к столетию со дня рождения А. А. Реформатского. — Москва : Языки славянской культуры, 2004. — С. 366—370. — ISBN 5-9551-0049-0.
21. Шведова Н. Ю. Русский язык : Избранные работы / Н. Ю. Шведова. — Москва : Языки славянской культуры, 2005. — 640 с. — ISBN 5-88744-0570.
22. Шумарина М. Р. Язык в зеркале художественного текста. (Метаязыковая рефлексия в произведениях русской прозы) / М. Р. Шумарина. — Москва : ФЛИНТА ; Наука, 2011. — 328 с. — ISBN 978-5-9765-1119-4.
23. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика / Р. О. Якобсон // Структурализм : «за» и «против». Сборник статей. — Москва : Прогресс, 1975. — С. 193—230.
24. Mertz E. Metalinguistic awareness / E. Mertz, J. Yovel // Cognition and pragmatics / D. Sandra, J.-O. Östman, J. Verschueren (eds.). — Amsterdam ; Philadelphia : John Benjamins Publishing Company, 2009. — Pp. 250—271. — ISBN 978-90-272-0780-7.
25. Mishra R. K. Interaction between attention and language systems in human. A cognitive science perspective / R. K. Mishra. — New Delhi : Springer, 2015. — 260 p. — ISBN 978-81-322-2591-1.
26. Tenbrink Th. Cognitive discourse analysis : An introduction / Th. Tenbrink. — Cambridge ; New York : Cambridge University Press, 2020. — 271 p. — ISBN 978-1-108- 43684-7.
Рецензия
Для цитирования:
Сигал К.Я. Метаязыковое внимание и пунктуация. Научный диалог. 2024;13(2):157-175. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-157-175
For citation:
Seagal K.Ya. Metalinguistic Attention and Punctuation. Nauchnyi dialog. 2024;13(2):157-175. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-157-175