Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Трансформация системы религиозного образования в постколониальном Марокко

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-7-391-409

Аннотация

В статье изучаются изменения в системе исламского образования в Королевстве Марокко за период независимого развития. Основная цель исследования — изучить уникальный марокканский опыт сочетания двух различных систем образования, исламской и светской. Марокканская практика может стать полезным примером ввиду актуальности вопросов противодействия исламистскому радикализму и экстремизму. Рассмотрены предыстория вопроса, причины внимания властей и общества к данной теме, основные этапы трансформации системы религиозного образования. Проведен анализ перспектив исламского образования в современном марокканском обществе. Источниками для исследования выступили официальные документы Министерства образования Марокко, национальные законы, тронные речи короля Марокко по данной теме. Доказано, что на протяжении второй половины XX и первых десятилетий XXI веков власти Марокко рассматривали систему исламского образования как один из основных инструментов воздействия на политическую сферу страны, ключевой институт формирования национальной культуры и укрепления преданности государству. Утверждается, что реформы системы исламского образования в Марокко позволили ему стать более современным и востребованным, одновременно сохраняя культурные традиции и самобытность страны.

Об авторе

Н. А. Жерлицына
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт Африки Российской академии наук
Россия

Жерлицына Наталья Александровна - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Центр изучения стабильности и рисков; ведущий научный сотрудник

Москва



Список литературы

1. Грибанова В. В. К вопросу о тенденциях развития ислама в Южной Африке / В. В. Грибанова // Электронный научно-образовательный журнал «История». — 2022. — Т. 13. — № 3 (113). — С. 46—49. — DOI: 10.18254/S207987840020261-6.

2. Ерохин А. К. Влияние ислама на становление образования в Африке / А. К. Ерохин // Карельский научный журнал. — 2020. — Т. 9. — № 3 (32). — С. 31—35. — DOI: 10.26140/knz4-2020-0903-0008.

3. Исаев Л. М. Исламское высшее образование в России : локальный опыт и влияние Ближнего Востока / Л. М. Исаев, А. Р. Шишкина, Е. А. Иванов // Азия и Африка сегодня. — 2022. — № 1. — С. 5—14. — DOI: 10.31857/S032150750018302-4.

4. Жерлицына Н. А. Марокко : «духовная безопасность» как императив национальной контртеррористической стратегии / Н. А. Жерлицына // Азия и Африка сегодня. — 2021. — № 4. — C. 59—65. — DOI: 10.31857/S032150750014657-4.

5. Музыкина Е. В. Образы исламского образования : нарративы скрытого потенциала / Е. В. Музыкина // Исламоведение. — 2023. — Т. 14. — № 3 (57). — С. 27—42. — DOI: 10.21779/2077-8155-2023-14-3-27-42.

6. Яковлева А. В. Проектирование и развитие государственно — общественной системы управления исламской образовательной организацией в контексте основных тенденций стратегического развития систем образования / А. В. Яковлева // Ислам в современном мире : внутригосударственный и международно-политический аспекты. — 2020. — Т. 16. — № 4. — С. 183—194. — DOI: 10.22311/2074-1529-2020-16-4-183-194.

7. Agbaria A. State Accommodation of Islamic Education : Review of Policy Frameworks/ А. Agbaria // Al Qasemi Journal of Islamic Studies. — 2018. — № 3 (1). —Pp. 1—25.

8. Boutieri С. Inheritance, Heritage, and the Disinherited : Ambiguities of Religious Pedagogy in the Moroccan Public School / C. Boutieri // Anthropology & Education Quarterly. — 2013. — Vol. 44. — Issue 4. — Pp. 363—380. DOI: https://doi.org/10.1111/aeq.12037.

9. Boyle H. N. Memorization and Learning in Islamic Schools / H. N. Boyle // Comparative Education Review. — 2006. — № 50 (3). — Pp. 478—495.

10. Bruce B. Morocco on the Road to European Islam / B. Bruce // Oasis. — Year XIV. — December 2018. — № 28. — Рp. 45—53.

11. El Ayadi M. Entre Islam et Islamisme : La Religion Dans L’école Publique Marocaine / M. El Ayadi // Revue Internationale d’Éducation de Sèvres. — 2004. — № 36. — Pp. 111—121.

12. El Katiri M. The Institutionalisation of Religious Affairs : Religious Reform in Morocco / M. El Katiri // Journal of North African Studies. — 2013. — № 18 (1). — Pp. 53— 69. — DOI: https://doi.org/10.1080/13629387.2012.712886.

13. Marshallsay Z. Twists and Turns of Islamic Education across the Islamic World / Z. Marshallsay // International Journal of Pedagogies and Learning. — 2012. — № 7 (3). — Pp. 180—90.

14. Panjwani F. From ‘Islamic’ Values to ‘Religio-secular’ Values in Muslim Contexts : Pedagogical Implications of a Conceptual Shift / F. Panjwani // International Handbook of Education, Religion and Values. — Edited by J.Arthur and T. Lovat. — London : Routledge, 2013. — Pp. 158—167.

15. Philosophies of Islamic Education : Historical Perspectives and Emerging Discourses/ edited by N. A. Memon and M. Zaman. — New York & London : Routledge. — 2016. — 270 p. — ISBN 9781315765501.

16. Saada N. The Theology of Islamic Education from Salafi and Liberal Perspectives / N. Saada // Religious Education. — 2018. — № 113 (4). — Pp. 406—418. — DOI: 10.1080/00344087.2018.1450607.

17. Sahin A. Critical Issues in Islamic Education Studies : Rethinking Islamic and Western Liberal Secular Values of Education / A. Sahin // Religions. — 2018. — № 9 (11). — Pp. 1—29. — DOI: 10.3390/rel9110335.

18. Schooling Islam : The Culture and Politics of Modern Muslim Education / Еdited by Robert W. Princeton. — NJ : Princeton University Press, 2007. — 296 p. — ISBN 9781400837458.

19. Segalla S. D. French Colonial Education and Elite Moroccan Muslim Resistance, from the Treaty of Fes to the Berber Dahir / S. D. Segalla // The Journal of North African Studies. — 2006. — № 11 (1). — Pp. 85—106.

20. Ulfat F. Researching Non-Formal Religious Education in Islamic Contexts / F. Ulfat // Researching Non-Formal Religious Education in Europe / Edited by F. Schweitzer, P. Schreiner, and W. Ilg. — Münster : Waxmann, 2019. — Pp. 85—94.

21. Vermeren P. Une Si Difficile Réforme : La Réforme de L’université Qarawiyyin de Fès Sous Le Protectorat Français Au Maroc, 1912—1956 / P. Vermeren // Cahiers de La Méditerranée. — 2007. — № 75. — Pp. 119—132.

22. Wainscott A. M. Defending Islamic education : War on Terror discourse and religious education in twenty-first-century Morocco / A. M. Wainscott // The Journal of North African Studies. — 2015. — Volume 20. — Issue 4. — Pp. 635—653. — DOI: doi.org/10.1080/13629387.2015.1041108.


Рецензия

Для цитирования:


Жерлицына Н.А. Трансформация системы религиозного образования в постколониальном Марокко. Научный диалог. 2024;13(7):391-409. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-7-391-409

For citation:


Zherlitsina N.A. Transformation of Religious Education System in Postcolonial Morocco. Nauchnyi dialog. 2024;13(7):391-409. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-7-391-409

Просмотров: 181


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)