Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Творческий уровень освоения мстёрской лаковой миниатюрной живописи в вузе: типичные трудности и методы их преодоления

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-11-451-467

Аннотация

Представлен аналитический обзор типичных трудностей студентов среднего профессионального образования и высшего образования (бакалавриат) в изучении мстёрской лаковой миниатюрной живописи на творческом уровне освоения. Отмечается, что художественная деятельность молодых специалистов, реализующих себя в творческой деятельности и влияющих на современное состояние искусства Мстёры, в целом определяется иконописным направлением. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления путей и способов сохранения и развития уникального искусства мстёрской лаковой миниатюрной живописи, являющегося неотъемлемой частью национальной художественной культуры, в рамках профессионального образования в данной области. Отмечается, что на ступени среднего профессионального образования невозможно сформировать в полном объёме те качества, которые позволят выпускнику самостоятельно решать задачи по созданию целостного художественного образа. Поэтому продолжение образования в рамках бакалавриата рассматривается как хорошая возможность творческого развития будущего специалиста. Однако автор показывает, что именно в это время наблюдается тенденция к снижению интереса студентов к достижению высшей точки творческого развития. Рассматриваются причины появления данной проблемы и способы ее преодоления: устранения или нивелирования.

Об авторе

В. Ю. Борисова
Мстёрский филиал лаковой миниатюрной живописи имени Ф. А. Модорова, Высшая школа народных искусств (институт)
Россия


Список литературы

1. Агапова И. Э. Формирование интереса к традиционному прикладному искусству в профессиональных учебных заведениях / И. Э. Агапова // Традиционное прикладное искусство и образование : материалы XIV Международной научно-практической конференции, декабрь 2008 г. / под общ. ред. И. Э. Кашековой. - Москва : ИПТИ, 2008. - С. 126-129.

2. Белоусов М. Р. Современные проблемы профессионального образования в палехском художественном училище имени М. Горького. / М. Р. Белоусов // Традиционнее прикладное искусство и образование : материалы X научно-практической конференции, декабрь 2004 / под ред. М. Ю. Спириной. - Санкт-Петербург : Высшая школа народных искусств, 2005. - С. 16-24.

3. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности / В. А. Бодров. - Москва : ПЕРСЭ, 2001. - 511 с.

4. Борисова В. Ю. Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры / В. Ю Борисова : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Москва, 2005. - 170 с.

5. Выготский Л. С. Воображение в детском возрасте / Л. С. Выготский Психологический очерк : Книга для учителя. 3-е изд. - Москва : Просвещение, 1991. - 93 с.

6. Глебова М. В. Методы психологической активизации продуктивной умственной деятельности учащихся / М. В. Глебова // Молодой учёный. - 2011. -№ 12 (35). - Режим доступа : http://moluch.ru/archive/35/3979/.

7. Дмитриев Н. Г. Мстёра рукотворная / Н. Г. Дмитриев. - Ленинград : Художник РСФСР, 1986. - 440 с.

8. Дранков В. Л. Психология художественного творчества / В. Л. Дранков. - Ленинград : ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1991. - 76 с.

9. Зарецкий В. К. Смысловая регуляция решения творческих задач / В. К. Зарецкий, А. Б. Холмогорова // Исследование проблем психологии творчества / отв. ред. Я. А. Пономарёв. - Москва : Наука, 1983. - С. 63-100.

10. Зорин С. С. Педагогика искусства. Образ как основа творческой деятельности и мышления / С. С. Зорин // Искусство и образование : журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2003. - № 4 (26). - С. 4-23.

11. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству / А. А. Мелик-Пашаев : автореферат диссертации … доктора психологичесикх наук : 19.00.01. - Москва, 1994. - 225 с.

12. Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания : книга для учителя / Б. М Неменский. - Москва : Просвещение, 1981. - 192 с.

13. Об утверждении федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1389.

14. Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования по специальности 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата). Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 № 10.

15. Общая психология : учебное пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский и др. ; под ред. В. В. Богословского и др. - Москва : Просвещение, 1981. - 383 с.

16. Отчёт о научно-исследовательской работе по теме «Исследование особенностей образовательной, научной и художественно-творческой деятельности как фактора развития инновационного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве (по профилям - видам традиционного прикладного искусства)». УДК 378. № гос. регистрации 01201458246.

17. Петров М. К. Искусство и наука / М. К. Петров // Пираты эгейского моря и личность. - Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1995. - 140 с.

18. Пономарёв Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарёв. - Москва : Наука, 1976. - 303 с.

19. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 432 с.

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштей. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 712 с.

21. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1960. - № 3. - С. 12-23.


Рецензия

Для цитирования:


Борисова В.Ю. Творческий уровень освоения мстёрской лаковой миниатюрной живописи в вузе: типичные трудности и методы их преодоления. Научный диалог. 2017;(11):451-467. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-11-451-467

For citation:


Borisova V.Y. Artistic Level of Mastering the Mstyora Lacquer Miniature Painting in Higher Education: Typical Difficulties and Ways of Their Overcoming. Nauchnyi dialog. 2017;(11):451-467. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-11-451-467

Просмотров: 484


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)