Preview

Nauchnyi dialog

Advanced search

Artistic Level of Mastering the Mstyora Lacquer Miniature Painting in Higher Education: Typical Difficulties and Ways of Their Overcoming

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-11-451-467

Abstract

Analytical review of the typical difficulties of students of secondary vocational education and higher education (bachelor course) in the study of Mstyora lacquer miniature painting at the creative level of development is presented. It is noted that the artistic activity of young professionals, expressing themselves in creative activity and affecting the current state of the art of Mstyora, is determined in general by iconographic direction. The research urgency is caused by necessity of revealing the ways of preservation and development of unique art of Mstyora lacquer miniature painting, which is an integral part of the national artistic culture, in the framework of the professional education in this field. It is noted that in secondary vocational education one cannot in full formulate those qualities which will enable the graduate to independently solve the task of creating a holistic artistic image. Therefore, the continuation of education at bachelor course is considered a good opportunity for creative development of the future specialist. However, the author shows that at this time there is a trend in downwarding students’ interest to achieve the highest point of creative development. The causes of the problem and ways of its overcoming are discussed: removal or leveling.

About the Author

V. Y. Borisova
Mstyora Branch of Lacquer Miniature Painting named after F. A. Modorov, Higher School of Folk Arts (Institute)
Russian Federation


References

1. Агапова И. Э. Формирование интереса к традиционному прикладному искусству в профессиональных учебных заведениях / И. Э. Агапова // Традиционное прикладное искусство и образование : материалы XIV Международной научно-практической конференции, декабрь 2008 г. / под общ. ред. И. Э. Кашековой. - Москва : ИПТИ, 2008. - С. 126-129.

2. Белоусов М. Р. Современные проблемы профессионального образования в палехском художественном училище имени М. Горького. / М. Р. Белоусов // Традиционнее прикладное искусство и образование : материалы X научно-практической конференции, декабрь 2004 / под ред. М. Ю. Спириной. - Санкт-Петербург : Высшая школа народных искусств, 2005. - С. 16-24.

3. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности / В. А. Бодров. - Москва : ПЕРСЭ, 2001. - 511 с.

4. Борисова В. Ю. Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры / В. Ю Борисова : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Москва, 2005. - 170 с.

5. Выготский Л. С. Воображение в детском возрасте / Л. С. Выготский Психологический очерк : Книга для учителя. 3-е изд. - Москва : Просвещение, 1991. - 93 с.

6. Глебова М. В. Методы психологической активизации продуктивной умственной деятельности учащихся / М. В. Глебова // Молодой учёный. - 2011. -№ 12 (35). - Режим доступа : http://moluch.ru/archive/35/3979/.

7. Дмитриев Н. Г. Мстёра рукотворная / Н. Г. Дмитриев. - Ленинград : Художник РСФСР, 1986. - 440 с.

8. Дранков В. Л. Психология художественного творчества / В. Л. Дранков. - Ленинград : ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1991. - 76 с.

9. Зарецкий В. К. Смысловая регуляция решения творческих задач / В. К. Зарецкий, А. Б. Холмогорова // Исследование проблем психологии творчества / отв. ред. Я. А. Пономарёв. - Москва : Наука, 1983. - С. 63-100.

10. Зорин С. С. Педагогика искусства. Образ как основа творческой деятельности и мышления / С. С. Зорин // Искусство и образование : журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2003. - № 4 (26). - С. 4-23.

11. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству / А. А. Мелик-Пашаев : автореферат диссертации … доктора психологичесикх наук : 19.00.01. - Москва, 1994. - 225 с.

12. Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания : книга для учителя / Б. М Неменский. - Москва : Просвещение, 1981. - 192 с.

13. Об утверждении федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1389.

14. Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования по специальности 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата). Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 № 10.

15. Общая психология : учебное пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский и др. ; под ред. В. В. Богословского и др. - Москва : Просвещение, 1981. - 383 с.

16. Отчёт о научно-исследовательской работе по теме «Исследование особенностей образовательной, научной и художественно-творческой деятельности как фактора развития инновационного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве (по профилям - видам традиционного прикладного искусства)». УДК 378. № гос. регистрации 01201458246.

17. Петров М. К. Искусство и наука / М. К. Петров // Пираты эгейского моря и личность. - Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1995. - 140 с.

18. Пономарёв Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарёв. - Москва : Наука, 1976. - 303 с.

19. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 432 с.

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштей. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 712 с.

21. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1960. - № 3. - С. 12-23.


Review

For citations:


Borisova V.Y. Artistic Level of Mastering the Mstyora Lacquer Miniature Painting in Higher Education: Typical Difficulties and Ways of Their Overcoming. Nauchnyi dialog. 2017;(11):451-467. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-11-451-467

Views: 485


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)