Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Модель психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-11-468-479

Аннотация

Рассматривается вопрос о содержании процесса психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности. Освещаются исследования, связанные с изучением проблем кризиса и кризисных состояний личности, в том числе кризисов профессионального развития, в работах отечественных и зарубежных ученых. Представлено определение феномена профессионального кризиса личности, под которым понимается длительное неравновесное состояние субъекта труда, вызванное рассогласованием ценностно-смысловой сферы личности и актуализирующее процесс переживания, в ходе которого происходит трансформация личностных подструктур. Приводится определение феномена переживания профессионального кризиса личности - это деятельность по устранению дезинтеграции ценностно-смысловой сферы субъекта труда, которая регулируется посредством особых психологических механизмов (ценностно-смыслового, рефлексивного, антиципационного механизмов) и во внешнем плане проявляется в трансформации общей стратегии жизнедеятельности субъекта. На основе проведенного исследования конкретизировано определение психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности - это система мероприятий по актуализации профессионально-психологического потенциала субъекта деятельности для конструктивного разрешения профессионального кризиса личности. В качестве методологических подходов и принципов проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения предлагаются: системный, синергетический, контекстный, историко-эволюционный, феноменологический подходы.

Об авторе

Н. О. Садовникова
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Россия


Список литературы

1. Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности : автореферат диссертации … кандидата психологических наук : 19.00.01 / Р. А. Ахмеров. - Москва, 1994. -- 19 с.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. - Москва : МГУ, 1984. - 200 с.

3. Выготский Л. С. Биогенетический подход в психологии и педагогике / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии. Ч. 1 / под ред. О. А. Карабановой, А. И. Подольского, Г. В. Бурменской. - Москва : МГУ, 1999. - 315 с.

4. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы : справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - Москва : Эксмо, 2004. - 554 с.

5. Марцинковская Т. Д. Тяжелые переживания как одна из форм психологического кризиса / Т. Д. Марцинковская // Антология тяжелых переживаний : социально-психологическая помощь / под ред. О. В. Красновой. - Москва : МПГУ ; Обнинск : Принтер, 2002. - Режим доступа : www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1627.

6. Прохоров А. О. Теоретические и методологические аспекты проблемы неравновесных психических состояний / А. О. Прохоров // Психология состояний / под ред. А. О. Прохорова. - Москва : ПЕР СЭ; Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 608 с.

7. Садовникова Н. О. Профессиональный кризис личности педагога : содержание и основные признаки / Н. О. Садовникова // Научный диалог. - 2016. - № 11 (59). - С. 400-411.

8. Садовникова Н. О. Ценностно-смысловой механизм переживания педагогами профессионального кризиса / Н. О. Садовникова // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 207-211.

9. Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека : автореферат диссертации … доктора психологических наук : 19.00.01 / Е. Л. Солдатова. - Екатеринбург, 2007. - 43 с.

10. Юрьева Л. Н. Кризисные состояния / Л. Н. Юрьева. - Днепропетровск : Арт-Пресс, 1998. - 156 с.

11. Caplan G. Principles of preventive psychiatry / G. Caplan. - NewYork, London : Basis Books, 1964. - 304 p.

12. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief / E. Lindemann //American Journal of Psychiatry. - 1944. - № 101. - Рр. 141-148. -Access mode : http://www.nyu.edu/classes/gmoran/LINDEMANN.pdf.

13. Olson A. The theory of Self-actualization : mental illness, creative and art / A. Olson // Psychology Today. - 2013. - Access mode : https://www. psychologytoday.com/blog/theory-and-psychopatology/201308/the-theory-self-actualization.

14. Sadovnikova N. O. Phenomenological Analysis of Professional Identity Crisis Experience by Teachers / N. O. Sadovnikova, T. B. Sergeeva, M. O. Suraeva & O. Y. Kuzmina // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - № 11 (14). -Рр. 6898-6912.


Рецензия

Для цитирования:


Садовникова Н.О. Модель психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности. Научный диалог. 2017;(11):468-479. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-11-468-479

For citation:


Sadovnikova N.O. Model of Psychological and Pedagogical Support of Teachers’ Experience of Professional Identity Crisis. Nauchnyi dialog. 2017;(11):468-479. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-11-468-479

Просмотров: 613


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)