Preview

Nauchnyi dialog

Advanced search

Teacher’s Aggression: Modern Approaches to Studying and Prevention

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-10-311-323

Abstract

The results of analysis of modern scientific approaches to the study and prevention of pedagogical aggression are presented. The relevance of the work is caused by a wide spread of aggressive forms of behaviour in society, including the educational environment. After reviewing the theoretical and empirical psychological and pedagogical works of Russian scientists, the authors found that most researchers see the reasons for pedagogical aggression in professional deformation of teacher’s personality. It is noted that it may occur at different stages of development of a specialist, affect the structure of personality, is detrimental to its activity and behaviour. It is shown that at the same time, other researchers focus on the destructive manifestations of pedagogical discourse, considering the aggression of the teacher an integral part thereof and is evident in the evaluation of actions aimed at changing the subjectivity of a student. The authors propose the idea of complex psychological support of teacher’s action as ways of prevention and correction of pedagogical aggression, the purpose of which should be assistance in overcoming various kinds of difficulties of personal and professional character. It is indicated that the work on forming the culture of behavior and speech etiquette of teachers and students of pedagogical universities, learning the techniques of public communication and effective response in conflict situations have serious importance.

About the Authors

O. M. Dolidovich
Siberian Federal University
Russian Federation


A. A. Mashanov
Siberian Federal University
Russian Federation


N. A. Goncharevich
Siberian Federal University
Russian Federation


A. A. Sharashkina
Siberian Federal University
Russian Federation


References

1. Банщикова Т. Н. Агрессивность педагога : теория и эксперимент / Т. Н. Банщикова. - Невинномысск : Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2008. - 234 с.

2. Банщикова Т. Н. Анализ личностных и регуляторных особенностей респондентов с высоким уровнем агрессии / Т. Н. Банщикова // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». - 2015. - № 2. - С. 37-40.

3. Банщикова Т. Н. Влияние организационных факторов на формирование агрессивности педагога / Т. Н. Банщикова // Мир образования - образование в мире. - 2009. - № 1. - С. 208-214.

4. Банщикова Т. Н. Влияние предмета труда на уровень агрессивности и формы ее проявления у педагогов / Т. Н. Банщикова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 9. - С. 138-141.

5. Банщикова Т. Н. Личностные трансформации учащихся под влиянием значимого другого (на примере агрессивного педагога) / Т. Н. Банщикова // Образование личности. - 2012. - № 1. - С. 19-26.

6. Банщикова Т. Н. Региональная специфика индивидуально-типологических особенностей взаимодействия саморегуляции и агрессии у педагогов / Т. Н. Банщикова, В. И. Моросанова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2016. - № 1 (52). - С. 114-120.

7. Банщикова Т. Н. Типы педагогов в контексте понятия «агрессивная личность» / Т. Н. Банщикова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2010. - № 4. - С. 134-138.

8. Гулис И. В. Особенности проявления агрессии в школьном педагогическом коллективе / И. В. Гулис, Е. А. Семижон // Веснік БДУ. Серыя 3, Гісторыя. Эканоміка. Права. - 2009. - № 3. - С. 50-54.

9. Дикова В. В. Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности учителя : автореферат диссертации … кандидата психологических наук: 19.00.07 / В. В. Дикова. - Екатеринбург, 2005. - 197 с.

10. Дикова В. В. Педагогическая агрессия как профессионально обусловленная деформация учителя / В. В. Дикова, Э. Ф. Зеер // Образование и наука. - 2005. - № 4 (34). - С. 78-88.

11. Желдоченко Л. Д. Феномен агрессии в педагогической деятельности : деструктивный аспект / Л. Д. Желдоченко // Таврический научный обозреватель. - 2015. - № 1. - С. 79-86.

12. Кобякова Г. Н. Речевая агрессия учителя в современной школе / Г. Н. Кобякова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2012. - № 2. - С. 146-151.

13. Красноперова Е. В. Технология преодоления проявлений агрессии учителей в педагогическом дискурсе : автореферат диссертации … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Е. В. Красноперова. - Ижевск, 2006. - 19 с.

14. Медведева Н. И. Психологическое сопровождение педагога с профессиональными и личностными деструкциями / Н. И. Медведева, И. А. Усачева // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 11. - С. 22-23.

15. Моросанова В. И. Роль осознанной саморегуляции в контроле агрессивности у педагогов / В. И. Моросанова, Т. Н. Банщикова // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 4. - С. 112-123.

16. Невенчанный С. В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии / С. В. Невенчанный // Наука и современность. - 2011. - № 10-1. - С. 300-309.

17. Панова Е. М. Особенности агрессивности учителей в связи со стажем работы и полом / Е. М. Панова // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 112. - С. 286-289.

18. Саморегуляция агрессивного поведения : психологическое сопровождение педагогов / Т. Н. Банщикова, К. В. Литвинова, В. А. Соломонов, Е. А. Фомина. - Невинномысск-Ставрополь : Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2016. - 215 с.

19. Тарасова Л. Е. Агрессия педагога как фактор психологического риска в образовательной среде / Л. Е. Тарасова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2011. - № 2. - С. 41-47.

20. Щербинина Ю. В. Агрессивные компоненты педагогического дискурса / Ю. В. Щербинина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия : Филология. Теория языка. Языковое образование. - 2010. - № 2. - С. 69-73.

21. Щербинина Ю. В. Основные направления гармонизации педагогического дискурса / Ю. В. Щербинина // Преподаватель XXI век. - 2009. - № 1-1. - С. 162-169.


Review

For citations:


Dolidovich O.M., Mashanov A.A., Goncharevich N.A., Sharashkina A.A. Teacher’s Aggression: Modern Approaches to Studying and Prevention. Nauchnyi dialog. 2017;(10):311-323. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-10-311-323

Views: 704


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)