Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

От точки видения к обратной метафоризации : анализ преднамеренных визуальных метафор о непрерывном образовании

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-197-218

Аннотация

Предметом изучения стало намеренное использование визуальных метафор на сайте университета. Материал исследования — изображения, размещенные в тематических разделах о непрерывном образовании. Особое внимание уделяется точке видения как маркеру преднамеренности визуальной метафоры и ключевому элементу в конструировании коннотации снимка. Цель исследования — раскрыть интерпретирующую функцию точки видения на снимках о непрерывном образовании. Методика анализа основана на комбинации методов и приемов, разработанных в теориях концептуальной, примарной и преднамеренной метафор и адаптированных для задач данного исследования. Установлено, что точка видения СНИЗУ-ВВЕРХ в визуальных сообщениях о непрерывном образовании является способом представить зрителю качественные характеристики взаимодействия между центральными фигурами изображения. На примерах доказано, что сфера-мишень НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ репрезентируется с использованием сферы-источника МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Обнаружено, что на основе универсальных знаний о ценности социальных связей и эмоциональной поддержке авторы снимков намеренно активируют метафорическую проекцию УНИВЕРСИТЕТ — ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПОНИМАЮТ ВОЗРАСТНОГО СТУДЕНТА. Выявлено, что манипулирование точкой видения порождает феномен обратной метафоризации и приводит к инверсии концептуальных сфер (ВОЗРАСТНЫЕ СТУДЕНТЫ — УНИВЕРСИТЕТ).

Об авторах

Н. В. Монгилёва
Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы
Россия

Монгилёва Наталья Викторовна, кандидат филологических наук, ассоциированный профессор кафедры иностранной филологии

Костанай



Я. С. Талыбова
Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы
Россия

Талыбова Яна Сергеевна, кафедра иностранной филологии

Костанай



Список литературы

1. Барт Р. Риторика образа / Р. Барт // Избранные работы : Семиотика. Поэтика. — Москва : Прогресс, 1989. — 616 с. — ISBN 978-5-458-48927-0.

2. Bae S. Only one way to be a world-class university? Comparative analysis on the texts and visual images on websites of universities in China and South Korea / S. Bae, A. Grimm, D. Kim // Asia Pacific Journal of Education. — 2021. —№ 43. — Pp. 144—159. — DOI:10. 1080/02188791.2021.1904832.

3. Charteris-Black J. Corpus Approaches to Critical Metaphor Analysis / J. CharterisBlack. — London : Palgrave Macmillan UK eBooks, 2004. — P. 278. — ISBN 978-0-230-00061-2.

4. Dancygier B. Image-schematic scaffolding in textual and visual artefacts/ B. Dancygier, L. Vandelanotte // Journal of Pragmatics. — 2017. — Vol. 122. — Pp. 91—106. — DOI: 10.1016/j.pragma.2017.07.013.

5. Dancygier B. Viewpoint phenomena in multimodal communication / B. Dancygier, L. Vandelanotte // Cognitive Linguistics. — 2017. — № 28 (3). — Pp. 371—598. — DOI: 10.1515/cog-2017-0075.

6. Grady J. Foundations of meaning : primary metaphors and primary scenes : Ph.D. in linguistic ... dissertation / J. Grady. — Berkeley, 1997. — 299 p.

7. Grady J. Image schemas and perception : Refining a definition / J. Grady // From Perception to Meaning : Image Schemas in Cognitive Linguistics. — 2005. — Pp. 36—56. — DOI: 10.1515/9783110197532.1.35.

8. Johnson M. Embodied understanding [Electronic resource] / M. Johnson // Frontiers in Psychology. — Eugene, Origona. — 2015. — Vol. 6. — Access mode: http://10.3389/fpsyg.2015.00875 www.frontiersin.org (accessed 14.11.2024).

9. Kinnari H. Subjectivities of the lifelong learner in ‘humanistic generation’ — Critical policy analysis of lifelong learning policies among discourses of UNESCO, the Council of Europe and the OECD / H. Kinnari, H. Silvennoinen // International Journal of Lifelong Education, — 2023. — Vol. 4. — № 42. — Pp. 424—440. — DOI: 10.1080/02601370.2023.2234089.

10. Kress G. Reading Images : The Grammar of Visual Design / G. Kress, T. van Leeuwen. — New York : Routledge, 2006. — 204 p. — ISBN-13: 978-0415319157.

11. Lakoff G. Mapping the brain’s metaphor circuitry : metaphorical thought in everyday reason [Electronic resource] / G. Lakoff // Frontiers in human neuroscience. — 2014. — Vol. 8. — Access mode : https://www.frontiersin.org/journals/humaneuroscience/articles/10.3389/fnhum.2014.00958/full (accessed 29.06.2024).

12. Ng C.J.W. Deliberate Conventional Metaphor in Images : The Case of Corporate Branding Discourse / C. J. W. Ng, V. Koller // Metaphor and Symbol. — 2013. — Vol. 3. — № 28. — Pp. 131—147. — DOI: 10.1080/10926488.2013.797807.

13. Ortiz Maria J. Visual Rhetoric : Primary Metaphors and Symmetric Object Alignment / Maria J. Ortiz // Metaphor and Symbol. — 2010. — Vol. 3. — № 25. — Pp. 162—180. — DOI: 10.1080/10926488.2010.489394.

14. Steen G. J. The paradox of metaphor : Why we need a three-dimensional model of metaphor / G. J. Steen // Metaphor and Symbol. — 2008. — № 23 (4). — Pp. 213—241. — DOI: 10.1080/10926480802426753.

15. Steen G. J. What does ‘really deliberate’ really mean? More thoughts on metaphor and consciousness / G. J. Steen // Metaphor and the Social World. — 2011. — Vol. 1. — № 1. — Pp. 53—56. — DOI: 10.1075/msw.1.1.04ste.

16. Volles N. Lifelong learning in the EU : changing conceptualisations, actors, and policies / N. Volles // Studies in Higher Education. — 2016. — Pp. 1—21. — DOI: 10.1080/03075079.2014.927852.

17. Zhu L. A Cognitive Reflection on the Viewpoint Phenomena in Construction and Discourse / L. Zhu // Communications in Humanities Research. — 2023. — № 3. — Pp. 174— 181. — DOI: 10.54254/2753-7064/3/2022024.


Рецензия

Для цитирования:


Монгилёва Н.В., Талыбова Я.С. От точки видения к обратной метафоризации : анализ преднамеренных визуальных метафор о непрерывном образовании. Научный диалог. 2025;14(6):197-218. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-197-218

For citation:


Mongilyova N.V., Talybova Y.S. From Viewpoint to Reverse Metaphorization: An Analysis of Deliberate Visual Metaphors in Lifelong Learning. Nauchnyi dialog. 2025;14(6):197-218. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-197-218

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)