Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Стереотипные представления российских студентов об Австрии и австрийцах : результаты ассоциативного эксперимента

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-7-113-132

Аннотация

Исследование посвящено выявлению когнитивных представлений и эмоциональнооценочных реакций россиян в отношении Австрии и австрийцев. Применен метод свободного ассоциативного эксперимента. Новизна работы обусловлена отсутствием комплексного анализа данного гетеростереотипа в научном дискурсе. В качестве респондентов выступили студенты трех российских университетов (103 человека), получено 146 ассоциаций и 340 реакций, систематизированных по семи стереотипным тематическим областям и трем группам в соответствии с эмоциональной оценкой (позитивные, нейтральные, негативные реакции). Зафиксировано преимущественно положительное восприятие российскими респондентами (преимущественно студентами) Австрии и ее жителей, критическое отношение к фактам истории, определена частотность упоминания стереотипов, установлено соотношение конвенциональных и неконвенциональных ассоциаций. Выявлен преобладание доли неконвенциональных (67 %) ассоциаций, которым свойственна индивидуальность и спорадичность упоминания, что свидетельствует о негомогенном характере анализируемого гетеростереотипа в сознании российской молодежной аудитории. Сопоставление результатов первичного портретирования респондентов и собственно ассоциативного эксперимента выявило совпадение четырех тематических областей («Культура», «История», «Язык», «Современная политическая и социально-экономическая ситуация»). Полученные ассоциации дополнили образ Австрии и австрийцев тремя областями («Кухня», «География», «Люди»). 

Об авторе

М. А. Чигашева
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Чигашева Марина Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры немецкого языка

Москва



Список литературы

1. Гинзбург О. В. Этнические гетеростереотипы в картине мира русских и американских подростков / О. В. Гинзбург, Е. А. Зайцева // Общество : социология, психология, педагогика. — 2023. — № 4 (108). — С. 32—38. — DOI: 10.24158/spp.2023.4.4.

2. Глушак В. М. Тематическая организация стереотипов о немцах и германии среди российских студентов (по результатам психолингвистического эксперимента) / В. М. Глушак, В. А. Бабкина, Д. А. Гусаров // Коммуникация в современном поликультурном мире : национально-культурная специфика построения дискурса. — Москва : Российское представительство издательства Пирсон Эдьюкейшн Лимитед, 2016. — С. 156—-168. — ISBN 978-5-9907631-8-0.

3. Глушак В. М. Стереотипные основания взаимного восприятия русских и немцев / В. М. Глушак. — Москва : Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2018. — 292 с. — ISBN 978-5-9228-1880-3.

4. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст / А. А. Залевская. — Москва : Гнозис, 2005. — 542 с. — ISBN 5-7333-0145-7.

5. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — Москва : КомКнига, 2007. — 216 с. — ISBN 978-5-484-00925-1.

6. Литвинова А. А. Содержание этнического стереотипа «русские» по данным свободного ассоциативного эксперимента / А. А. Литвинова, А. О. Топоева // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. — 2022. — № 4 (42). — С. 57—60.

7. Мартинович Г. А. Опыт комплексного исследования данных ассоциативного эксперимента / Г. А. Мартинович // Вопросы психологии. — 1993. — № 2. — С. 93—99.

8. Махаев М. Р. Семантический статус топонимов : верификация гипотезы конгруэнтности в психолингвистических экспериментах / М. Р. Махаев, И. А. Стернин, А. В. Рудакова // Вестник КНИИ РАН. Серия : Социальные и гуманитарные науки. — 2023. — № 3 (6). — С. 16—32. — DOI: 10.34824/VKNIIRAN.GUMNAUKI.2023.6.3.002.

9. Пищальникова В. А. Психопоэтика / В. А. Пищальникова. — Барнаул : Алтайский государственный университет, 1999. — 173 с. — ISBN 5-7904-0080-9.

10. Пищальникова В. А. Австрийско-немецко-русский ассоциативный словарь базовых ценностей / В. А. Пищальникова, А. И. Хлопова, З. Г. Адамова. — Москва : Наука, 2024а. — 175 с. — ISBN 978-5-02-041142-5.

11. Пищальникова В. А. Речевое действие как смыслообразующий компонент коммуникации : психолингвистические параметры анализа / В. А. Пищальникова, Н. И. Степыкин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 : Языкознание. — 2024б. — Т. 23. — № 3. — С. 6—16. — DOI: 10.15688/jvolsu2.2024.3.1.

12. Пищальникова В. А. Изменение характера предицирования в речевом действии : экспериментальное исследование / В. А. Пищальникова, Н. И. Степыкин // Научный диалог. — 2025. — № 14 (3). — С. 43—61. — DOI: org/10.24224/2227-1295-2025-14-3-43-61.

13. Товкес М. Ю. Стереотипное представление о женщине-политике в языковом сознании пользователей Твиттера / М. Ю. Товкес // Вестник НГУ. Серия : Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2021. — Т. 19. — № 2. — С. 118—132. — DOI: 10.25205/1818-7935-2021-19-2-118-132.

14. Хлопова А. И. Содержание ценности «Haus» в немецкой лингвокультуре / А. И. Хлопова // Мир науки, культуры, образования. — 2024а. — № 2 (105). — С. 467— 469. — DOI: 10.24412/1991-5497-2024-2105-467-469.

15. Хлопова А. И. Методы установления содержания базовых ценностей (на примере базовой ценности Freundschaft (дружба)) / А. И. Хлопова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2024б. — № 4 (125). — С. 142—150. — DOI: 10.37972/chgpu.2024.125.4.017.

16. Хлопова А. И. Порядочность в немецкой и австрийской лингвокультурах (сопоставительный аспект) / А. И. Хлопова // Мир науки, культуры, образования. — 2024в. — № 3 (106). — С. 485—487. — DOI: 10.24412/1991-5497-2024-3106-485-487.

17. Хлопова А. И. Сопоставление ценности Arbeit (труд) в немецкой и австрийской лингвокультурах / А. И. Хлопова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. — 2025. — № 3 (897). — С. 144—150.

18. Чжан Ж. Устойчивость и вариативность содержания этнокультурных стереотипов (на материале ассоциативного эксперимента «Китайцы глазами русских») / Ж. Чжан // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования : языки и специальность. — 2018. — Т. 15. — № 1. — С. 59—66. — DOI: 10.22363/2312-8011-2018-15-1-59-66.

19. Чудинов А. П. ДОБРО, ЗЛО, ПРАВДА, ЛОЖЬ в русской, украинской, британской и американской лингвокультурах : опыт психолингвистического эксперимента / А. П. Чудинов, Н. А. Сергиенко, В. М. Глушак // Сибирский филологический журнал. — 2021. — № 2. — С. 297—311. — DOI: 10.17223/18137083/75/21.

20. Boonen U. K. Nationalstereotype im Kulturvergleich : Deutschland im niederländischen und russischen Fremdsprachenunterricht an Schulen und Universitäten / U. K. Boonen, J. Wesche, P. Awater // Glottodidactica. — 2022. — Vol. 49. — № 2. — Pp. 9—45. — DOI:org/10.14746/gl.2022.49.2.01.

21. Czarnik S. How much truth is in stereotypes? / S. Czarnik // Philosophical Problems in Science (Zagadnienia Filozoficzne W Nauce). — 2020. — № 68. — Pp. 243—279.

22. Ossenberg S. Stereotype? Implizites Wissen und seine interkulturellen Ausprägungen in quantitativen Erhebungen / S. Ossenberg. — Wiesbaden : Springer VS. — 2020. — Pp. 305—318. — DOI: org/10.1007/978-3-658-28743-6_15.

23. Tremmel M. Gender stereotypes in leadership : Analyzing the content and evaluation of stereotypes about typical, male, and female leaders / M. Tremmel, I. Wahl // Frontiers in Psychology. — 2023. — Vol. 14. — Pp. 1034258. — DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1034258.


Рецензия

Для цитирования:


Чигашева М.А. Стереотипные представления российских студентов об Австрии и австрийцах : результаты ассоциативного эксперимента. Научный диалог. 2025;14(7):113-132. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-7-113-132

For citation:


Chigasheva M.A. Stereotypical Representations of Austria and Austrians among Russian University Students: Findings from a Word Association Experiment. Nauchnyi dialog. 2025;14(7):113-132. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-7-113-132

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)