Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Автомобильные заводы имени Сталина в 1941—1945 годах : вызовы войны и пути адаптации

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-7-487-508

Аннотация

Исследуется функционирование автомобильных заводов имени Сталина в период Великой Отечественной войны, их эвакуация, реорганизация и адаптация к условиям военного времени. Рассматриваются вопросы управления производством, технологической кооперации и преодоления кризисных ситуаций. Цель исследования заключается в анализе процессов эвакуации и реорганизации автомобильной промышленности СССР, а также в оценке эффективности управления производством в условиях войны. В качестве источников использованы архивные документы из фондов Российского государственного архива экономики, Российского государственного архива социально-политической истории и других архивов, включая распорядительные, отчетные и статистические материалы. Применены методы ретроспективного анализа, контент-анализа и статистической обработки данных. Автор приходит к выводу о том, что эвакуация Московского автомобильного завода имени Сталина и создание новых предприятий на Урале и в Поволжье позволили сохранить производственный потенциал автомобильной промышленности. Установлено, что организация Главного управления автозаводов имени Сталина (Глававтозис) способствовала координации работы разрозненных предприятий. Показано, что накопленный в ходе войны опыт управления автомобильной промышленностью и конструкторские разработки были использованы для послевоенного восстановления страны.

Об авторе

С. А. Пьянков
Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук
Россия

Пьянков Степан Александрович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник центра экономической истории

WoS ResearcherID F-3990-2017

Екатеринбург



Список литературы

1. Белый К. В. Завод исчез, а история его осталась / К. В. Белый, Г. Р. Наумова // Клио. — 2021. — № 2 (170). — С. 177—181. — DOI: 10.51676/2070-9773_2021_01_00.

2. Гордин А. А. Горьковский автомобильный завод. История и современность, 1932— 2012 / А. А. Гордин. — Нижний Новгород : Кварц, 2012. — 320 с. — ISBN 978-5-903581-62-7.

3. Гордин А. А. Как ликвидировались последствия налетов немецко-фашистской авиации на Горьковский автозавод. Июнь—октябрь 1943 г. / А. А. Гордин, Н. В. Колесникова, А. А. Кулаков // Исторический архив. — 2021. — № 6. — С. 4—17.

4. Ермолов А. Ю. Государственное управление военной промышленностью в 1940е годы : танковая промышленность / А. Ю. Ермолов. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2012. — 407 с. — ISBN 978-5-91419-676-6.

5. Завод и люди. 1916—2016 : в 3 т. Зарождение автомобилестроения / авт. сост. В. Г. Мазепа, М. А. Шелепенков ; под ред. М. А. Шелепенкова, А. В. Курковой. — Москва : Московский политехнический университет, 2016. — Т. 1. — 548 с. — ISBN 978-5-2760-2389-2.

6. Запарий В. В. Советская интерпретация идей фордизма как базис трансформации советской танковой промышленности периода Великой Отечественной войны / В. В. Запарий, Н. Н. Мельников // Экономическая история. — 2020. — Т. 16. — № 3 (50). — С. 317—332. — DOI: 10.15507/2409-630X.050.016.202003.317-332.

7. История автомобильного транспорта России. Т. 3 : 1941—1945 / Б. А. Куров и др. — Москва : НИИАТ, 1998. — 368 с. — ISBN 5-900841-01-4.

8. История Московского автозавода имени И. А. Лихачева / А. П. Салов, Т. М. Сидоренко, П. И. Смирнов и др. — Москва : Мысль, 1966. — 647 с.

9. Мельников Н. Н. Советская модель производства бронетехники (1920—1940е гг.) / Н. Н. Мельников // Уральский исторический вестник. — 2025. — № 1 (86). — С. 89—98. — DOI: 10.30759/1728-9718-2025-1(86)-89-98.

10. Мухин М. Ю. Мобилизация промышленности в годы Великой Отечественной войны : механизм экономической Победы / М. Ю. Мухин // Российская история. — 2024. — № 2. — С. 172—191. — DOI: 10.31857/S2949124X24020168.

11. Мухин М. Ю. Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны / М. Ю. Мухин. — Москва : Вече, 2011. — 347 с. — ISBN 978-5-9533-5586-5.

12. Мухин М. Ю. Экономическое обеспечение перелома в Великой Отечественной войне / М. Ю. Мухин // Исторические записки. — 2022. — № 21 (139). — С. 124—169.

13. Потемкина М. Н. Организационный опыт эвакуации промышленных предприятий в 1941—1942 гг. : проблемы и результаты / М. Н. Потемкина // Уральский исторический вестник. — 2025. — № 1 (86). — С. 62—70. — DOI: 10.30759/1728-9718-2025-1(86)-62-70.

14. Потемкина М. Н. Современная отечественная историография и перспективы изучения промышленной эвакуации периода Великой отечественной войны / М. Н. Потемкина, А. Ю. Климанов // Новейшая история России. — 2020. — Т. 10. — № 3. — С. 757—772. — DOI: 10.21638/11701/spbu24.2020.312.

15. Прокофьева Е. В. Отечественная автомобильная промышленность : этапы развития, структура и организация управления, научно-исследовательская база (1896— 1991 гг.) / Е. В. Прокофьева. — Тольятти ; Самара : ООО «Издательство Ас Гард», 2010. — 290 с. — ISBN 978-5-4259-0024-1.

16. Прокофьева Е. Ю. Историографический обзор отечественной автомобильной промышленности / Е. Ю. Прокофьева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2009. — Т. 11. — № 2. — С. 257—261.

17. Пьянков С. А. Эвакуация Московского автомобильного завода имени Сталина в годы Великой Отечественной войны : от проектов к реализации / С. А. Пьянков, А. В. Сушков // Научный диалог. — 2024. — Т. 13. — № 6. — С. 435—455. — DOI: 10.24224/2227-1295-2024-13-6-435-455.

18. Пьянков С. А. Этапы трудного пути : Ульяновский автомобильный завод в годы Великой Отечественной войны / С. А. Пьянков // Вопросы истории. — 2023. — № 7 (2). — С. 22—37. — DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202307Statyi47.

19. Сорокин А. К. В штабах Победы : очерки истории государственного управления в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. / А. К. Сорокин. — Москва : Политическая энциклопедия, 2022. — 239 с. — ISBN 978-5-8243-2499-0.

20. Тархова О. И. Стационарные двигатели внутреннего сгорания серии «Л» на суше и на воде / О. И. Тархова // Двигатель. — 2021. — № 5—6. — С. 27—29.

21. Хлевнюк О. В. Советские наркоматы и децентрализация управления экономикой в годы Великой Отечественной войны / О. В. Хлевнюк // Российская история. — 2018. — № 4. — С. 58—72. — DOI: 10.31857/S086956870000132-6.

22. Хлевнюк О. В. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Исследования о характере и эволюции мобилизационной системы / О. В. Хлевнюк // Российская история. — 2022. — № 3. — С. 122—134. — DOI: 10.31857/S0869568722030098.

23. Greenstein D. E. Assembling “Fordism” : The Production of Automobiles, Americans, and Bolsheviks in Detroit and Early Soviet Russia / D. E. Greenstein // Comparative Studies in Society and History. — 2014. — Vol. 56. — № 2. — Pp. 259—289. — DOI: 10.1017/S0010417514000048.

24. Link S. J. Forging Global Fordism : Nazi Germany, Soviet Russia, and the Contest over the Industrial Order / S. J. Link. — Princeton : Princeton University Press, 2020. — 328 р. — ISBN ‎ 978-0691177540.

25. Siegelbaum L. Cars for comrades : The life of the Soviet automobile / L. Siegelbaum. — Ithaca : Cornell University Press, 2008. — XIV, 309 p. — ISBN 978-0-8014-4638-2.


Рецензия

Для цитирования:


Пьянков С.А. Автомобильные заводы имени Сталина в 1941—1945 годах : вызовы войны и пути адаптации. Научный диалог. 2025;14(7):487-508. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-7-487-508

For citation:


Pyankov S.A. Stalin Automobile Factories during 1941-1945: Challenges of War and Paths to Adaptation. Nauchnyi dialog. 2025;14(7):487-508. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-7-487-508

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)