Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

«Нарративные трансформации» в текстах неклассической парадигмы художественности (кино, литература)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-1-71-82

Аннотация

Рассматриваются принципы и приемы нарушения нарративного высказывания текста. Приводятся типологически близкие тенденции в использовании «нарративных трансформаций» в литературе и кино. Комментируется принципиальное различие их воплощения в различных знаковых системах. В работе показано, что к нарративным трансформациям в кинотексте относятся: открытость композиционного построения (нарушение порядка частей, пропуск частей, открытый финал), фрагментарность; сюжетная полисемия (многовариантность); полисубъектность; лакуны (места неопределенности). Уделяется особое внимание анарративности как основной стратегии неклассической художественной парадигмы, определяемой как отсутствие событийного опыта бытия. Подобные поиски связаны с кризисом Я-сознания, для которого разрушение личного событийного опыта означает утрату самоидентичности. Нарративные трансформации рассматриваются на примере следующих фильмов: «Необратимость» (реж. Гаспар Ноэ), «Сошедшие с небес» (реж. В. Кунин), «Карты, деньги, два ствола» (реж. Гай Ричи), «Расёмон» (реж. А. Куросава), «Трансъевропейский экспресс» (реж. А. Роб-Грийе), «Реконструкция» (реж. Кристоффер Бое), «День сурка» (реж. X. Рэмис), «Беги, Лола, беги (реж. Т. Тыквер), «Пустой дом» (реж. Ким Ки Дук), «Ни поездов, ни самолетов» (реж. Й. Стеллинг), «Амели» (реж. Жан-Пьер Жене) и др.

Об авторе

Е. В. Абрамовских
Самарский государственный социально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. - Москва : Художественная литература, 1975. - 502 с.

2. Гаспаров М. Л. Поэтика «серебряного века» / М. Л. Гаспаров // Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917 : Антология. - Москва : Наука, 1993. - 782 с.

3. Грей Г. Кино : визуальная антропология / Г. Грей. - Москва : НЛО, 2014. - 208 с.

4. Ингарден Р. Исследования по эстетике / Р. Ингарден. - Москва : Издательство иностранной литературы, 1962. - 572 с.

5. Рикёр П. Я-сам как другой / П. Рикёр. - Москва : ИФРАН, 2008. - 143 с.

6. Тамарченко Н. Д. Теория литературы. В 2 т. Т. 1 / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. - Москва : Академия, 2004. - 512 с.

7. Тугуши С. А. Иносказание в художественной структуре авторского фильма (на материале киноискусства второй половины ХХ века) : диссертация … доктора искусствоведения / С. А. Тугуши. - Москва, 2016. - 188 с.

8. Тюпа В. И. Парадигмы художественности / В. И. Тюпа // Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий. - Москва : Intrada, 2008. - С. 155-158.

9. Тюпа В. И. Постсимволические эстетики адресованности / В. И. Тюпа // Дискурс. - 2002. - № 10. - С. 6-13.

10. Тюпа В. И. Чеховский герой : между характером и самостью / В. И. Тюпа // Труды и дни. Памяти В. Е. Хализева. - Москва : МАКС Пресс, 2017. - С. 387-394.

11. Тюпа В. И. Что такое нарратив? / В. И. Тюпа // Введение в сравнительную нарратологию : научно-учебное пособие для самостоятельной исследовательской работы. - Москва : Intrada, 2016. - С. 19-25.

12. Фрейденберг О. М. Происхождение наррации / О. М. Фрейденберг // Миф и литература древности. - Москва : Наука, 1978. - С. 206-230.

13. Шмид В. Нарративные трансформации : происшествия - история - наррация - презентация наррации / В. Шмид // Нарратология. - Москва : Языки славянской культуры, 2003. - Глава 4. - 312 с.

14. Шмид В. Отбор и конкретизация в словесной и кинематографической наррациях [Электронный ресурс] / В. Шмид // Narratorium. - 2011. - № 1-2. - Режим доступа : narratorium.rggu.ru/article.html?id=2017636.

15. Щербакова М. Черновик. Фильм - открытая система [Электронный ресурс] / М. Щербакова // Искусство кино. - 2015. - № 9. - Сентябрь. - Режим доступа : http://kinoart.ru/archive/2015/09/chernovik-film-otkrytaya-sistema.

16. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» / У. Эко. - Санкт-Петербург : Симпозиум, 2003. - 92 с.

17. Эко У. Открытое произведение : форма и неопределенность в современной поэтике / У. Эко. - Санкт-Петербург : Академический проект, 2004. - 384 с.


Рецензия

Для цитирования:


Абрамовских Е.В. «Нарративные трансформации» в текстах неклассической парадигмы художественности (кино, литература). Научный диалог. 2018;(1):71-82. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-1-71-82

For citation:


Abramovskikh E.V. “Narrative Transformations” in Texts of Non-Classical Artistic Paradigm (Cinema, Literature). Nauchnyi dialog. 2018;(1):71-82. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-1-71-82

Просмотров: 561


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)