Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Смысловая саморегуляция в контексте переживания педагогами профессионального кризиса личности

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-1-265-277

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается вопрос функционирования механизмов смысловой саморегуляции в ситуации профессионального кризиса личности педагога. В ходе теоретического анализа особое внимание уделяется проблематике регуляции поведения в кризисных ситуациях. Выполнен обзор исследований, посвященных роли ценностно-смысловых образований личности в сложных жизненных и профессиональных ситуациях. Эмпирическое исследование подтвердило гипотезу, что в ситуации переживания профессионального кризиса личности происходит запуск механизмов смысловой саморегуляции. Показано, что компоненты регуляции переживания педагогами профессионального кризиса личности взаимосвязаны с параметрами смысловой сферы, в частности, со смысложизненными ориентациями, образуя сложный, целостный механизм. Центральным звеном смысловой саморегуляции было определено моделирование, тесно связанное со смысложизненными ориентациями и стабильностью самооценки педагога. Выдвинуто предположение, что моделирование является универсальным механизмом, позволяющим справляться с кризисной ситуаций вне зависимости от особенностей профессиональной направленности педагога. Механизмы смысловой саморегуляции продемонстрировали сложный, неоднозначный характер взаимосвязи с особенностями переживания профессионального кризиса, что позволило предположить наличие разных типов смысловой саморегуляции и разных стратегий переживания педагогами кризиса. Это в свою очередь свидетельствует о новизне и эвристической ценности результатов исследования. Практическая значимость результатов определяется тем, что они составляют информационную основу для разработки индивидуализированных программ психологического сопровождения педагогов в ситуации профессионального кризиса личности.

Об авторах

Н. О. Садовникова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Т. Б. Сергеева
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - Москва : МГУ, 1990. - 367 с.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. - Москва : МГУ, 1984. - 200 с.

3. Выготский Л. С. Биогенетический подход в психологии и педагогике / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии. Ч. 1 / под ред О. А. Карабановой, А. И. Подольского, Г. В. Бурменской. - Москва : МГУ, 1999. - 315 с.

4. Кадякина Н. М. Психологические особенности смысловой саморегуляции банковских служащих среднего звена в период экономического кризиса : автореферат диссертации … кандидата психологических наук : 19.00.13 / Н. М. Кадякина. - Ростов-на-Дону, 2009. - 22 с.

5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - Москва : МГУ, 1981. - 584 с.

6. Леонтьев Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2007. - 512 с.

7. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции : феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В. И. Моросанова. - Москва : Наука, 2001. - 192 с.

8. Моросанова В. И. Стилевая саморегуляции поведения человека / В. И. Моросанова, Е. М. Коноз // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 118-127.

9. Психологические механизмы целеобразования / отв. ред. О.К. Тихомиров. - Москва : Институт психологии РАН, 1977. - 258 с.

10. Садовникова Н. О. Профессиональный кризис личности педагога: содержание и основные признаки / Н. О. Садовникова // Научный диалог. - 2016. - № 11 (59). - С. 400-411.

11. Садовникова Н. О. Ценностно-смысловой механизм переживания педагогами профессионального кризиса / Н. О. Садовникова // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 207-211.

12. Степанова С. С. Личностные факторы успешности трудоустройства безработных : автореферат диссертации … кандидата психологических наук : 19.00.01. / С. С. Степанова. - Хабаровск, 2008. - 22 с.

13. Sadovnikova N. O. Phenomenological Analysis of Professional Identity Crisis Experience by Teachers / N. O. Sadovnikova, T. B. Sergeeva, M. O. Suraeva, O. Y. Kuzmina // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - № 11 (14). - С. 6898-6912.


Для цитирования:


Садовникова Н.О., Сергеева Т.Б. Смысловая саморегуляция в контексте переживания педагогами профессионального кризиса личности. Научный диалог. 2018;(1):265-277. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-1-265-277

For citation:


Sadovnikova N.O., Sergeeva T.B. Semantic Self-Regulation in Context of Teachers’ Experiences of Professional Identity Crisis. Nauchnyi dialog. 2018;(1):265-277. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-1-265-277

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)