Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Типы связи вербальных и визуальных компонентов в «городском письме» Иркутска

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-76-88

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается вопрос об особенностях языковой среды города. Приводится определение термина городское письмо , которым автор статьи обозначает баннеры, щитовую рекламу и вывески. Охарактеризованы тенденции изучения креолизованных текстов в современной лингвистике. Отмечены основные причины частотного употребления паралингвистических элементов в рекламном тексте в целом и в «городском письме» в частности. Рассматривается связь (связность) вербального компонента и визуальной части в текстах городской среды Иркутска. Актуальность исследования обусловлена необходимостью оценить эффективность воздействия текстов на аудиторию. Новизна работы видится в том, что впервые «городское письмо» как разновидность рекламного текста выступает в качестве полноправного объекта лингвистического исследования. Представлены результаты анализа «городского письма» Иркутска. Предлагается классификация типов семантических отношений вербальных и визуальных компонентов: (1) прямая соотнесённость, (2) периферийная соотнесённость, (3) контаминация (взаимодополнение) вербально-визуального блока и эргонима. Установлено, что авторы креолизованных текстов отдают предпочтение первому типу связи изображения и слогана. Высказано предположение, что небольшое количество примеров с другими типами связи обусловлено недостаточным уровнем речевой культуры авторов «городского письма». Выявлены единичные случаи немотивированного (ошибочного) использования элемента невербальной части.

Об авторе

С. Н. Лохов
Иркутский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : Св. 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц / Т. Ф. Ефремова. - Москва : Русский язык, 2000. - Т. 1 : А - О. - 1210 с.

2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : Св. 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц / Т. Ф. Ефремова. - Москва : Русский язык, 2000. - Т. 2 : П - Я. - 1084 с.

3. Амири Л. П. Средства визуальной актуализации как графосемантическая разновидность языковой игры в креолизованных текстах рекламной коммуникации / Л. П. Амири // Известия Саратовского университета. Серия, Филология. Журналистика. - 2013. - Т. 13, Вып. 2. - С. 30-36.

4. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) / Е. Е. Анисимова. - Москва : Академия, 2003. - 128 с.

5. Бове К. Современная реклама / К. Бове, У. Аренс. - Тольятти : Довгань, 1995. - 661 с.

6. Вайрах Ю. В. Эргоурбонимия города Иркутска: структурно-семантический и лингвокультурологический аспекты исследования : автореферат диссертации … кандидата филологических наук / Ю. В. Вайрах. - Улан-Удэ, 2011. - 24 с.

7. Ворошилова М. Б. Креолизованный рекламный текст: аспекты изучения / М. Б. Ворошилова // Уральский филологический вестник. Серия, язык, система, личность: лингвистика креатива. - 2012. - № 2. - С. 39-43.

8. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения / М. Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. - 2006. - №. 20. - С. 180-189.

9. Григорьева Т. М. Параграфемные явления в современном русском письме / Т. М. Григорьева // Язык, культура, коммуникация. - 2003. - Вып. 1. - С. 68-76.

10. Кара-Мурза Е. С. Лингвосемиотика рекламы как креативная лингводидактика [Электронный ресурс] / Е. С. Кара-Мурза. - Режим доступа : http://av.disus.ru.

11. Корда О. А. Креолизованный текст в современных печатных СМИ: структурно-функциональные характеристики : автореферат диссертации … кандидата филологических наук / О. А. Корда. - Екатеринбург, 2013. - 20 с.

12. Крыжановская В. А. Эргонимы с элементами графической трансформации: структурно-семантический и прагматический аспекты : диссертация … кандидата филологических наук / В. А. Крыжановская. - Краснодар, 2017. - 241 с.

13. Лазовская Н. В. Креолизованные тексты. Элементы параграфемики в тексте рекламы [Электронный ресурс] / Н. В. Лазовская. - Режим доступа : http://www.confcontact.com/2012_06_14/fl6_lazovska.htm.

14. Лихачев С. В. Семиотические гибриды / С. В. Лихачёв // Неклассические письменные практики современности : коллективная монография. - Великий Новгород : НовМИОН, 2012. - С. 58-87.

15. Мощева С. В. Креолизованный рекламный текст / С. В. Мощева // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического факультета. - 2007. - № 2. - С. 148-151.

16. Сергеева А. В. Невербальные средства в креолизованных текстах / В. А. Сергеева // Современные тенденции развития науки и технологий : сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции 31 декабря 2015 г. - Белгород, 2015. - № 9, Ч. 4. - С. 102-105.

17. Сорокин Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. - Москва : Высшая школа, 1990. - С. 180-186.

18. Тельминов Г. Н. Интернет-реклама как вид креолизованного текста / Н. Г. Тельминов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2009. - № 5. - С. 300-304.

19. Щербаков А. В. Паралингвистические явления в текстах рекламных сообщений [Электронный ресурс] / А. В. Щербаков. - Режим доступа : http://kafmr.rggu.ru/index.php?id=555.


Для цитирования:


Лохов С.Н. Типы связи вербальных и визуальных компонентов в «городском письме» Иркутска. Научный диалог. 2018;(3):76-88. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-76-88

For citation:


Lokhov S.N. Types of Links between Verbal and Visual Components in “Urban Message” of Irkutsk. Nauchnyi dialog. 2018;(3):76-88. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-76-88

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)