Preview

Научный диалог

Расширенный поиск
№ 3 (2018)

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

9-18 8
Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения текстов, функционирующих в области специальной коммуникации, а именно - документных текстов, применяемых в медицине и фармации. Актуальность исследования определяется важностью правильного и эффективного информирования пациента, обеспечения его необходимой информацией на этапе лечения и профилактики заболеваний. Материалом для исследования послужили тексты инструкций по применению лекарственных препаратов на русском языке. Целью статьи является анализ содержательно-смысловой структуры данных текстов, а также выявление и описание реализуемых в них коммуникативно-прагматических функций (дескриптивная, прескриптивная, информативная, регулятивная). Констатируется наличие жесткой унифицированной структуры исследуемых текстов, имеющих строго закрепленное расположение разделов и подразделов. Показано, что с точки зрения содержательно-смысловой структуры данные единицы могут трактоваться как коммуникативно-прагматические блоки, в которых могут быть реализованы от одной до нескольких коммуникативно-прагматических функций. Выявлена связь между коммуникативно-прагматическими функциями текстов инструкций по применению лекарственных препаратов и характером восприятия и понимания данных текстов. Делается вывод о том, что наряду с другими функциями регулятивная функция в наибольшей степени отражает коммуникативно-прагматическую направленность исследуемых текстов на адресата, не имеющего специальных медицинских и фармацевтических знаний.
19-31 4
Аннотация
Рассматриваются формальные и стилистические характеристики основных способов передачи чужой речи - прямой, косвенной и несобственно-прямой речи. Приводится сравнительный анализ отечественной и англоязычной терминологии способов передачи чужой речи. Обобщены и представлены формальные показатели прямой, косвенной и несобственно-прямой речи. При определении стилистического статуса способов передачи чужой речи автор отрицает мнение о стилистическом приоритете несобственно-прямой речи перед двумя другими способами передачи чужой речи. Утверждается, что все способы передачи чужой речи обладают широкими стилистическими возможностями, реализуемыми путем варьирования формально-содержательных признаков плана автора художественного произведения и плана персонажей. Прямая речь создает эффект динамичности, естественности, вовлеченности читателя в событийное пространство. Доказано, что косвенная речь позволяет рассказчику не только с разной степенью детализировать план высказываний персонажей, но и выражать к нему свое отношение. Особое внимание уделяется несобственно-прямой речи, которая вынуждает читателя самому интерпретировать высказывание за счет его прагматической двусмысленности. Автор подтверждает примерами, что несобственно-прямая речь может создавать двусмысленность не только планов повествования (автора и героев), но и формы речи (внешней или внутренней).
32-40 5
Аннотация
Рассматриваются семантические характеристики речевых формул извинения в английском языке. Представлены результаты семного анализа, при помощи которого исследуются словарные статьи глаголов и прилагательных, лежащих в основе речевых формул извинения. Устанавливаются отличительные семантические особенности каждой речевой формулы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления семантических рамок при исследовании лингвосемиотических характеристик рассматриваемых речевых формул извинения. Новизна исследования видится в том, что до настоящего времени подробного анализа семантических характеристик данных речевых формул не проводилось. Устанавливаются различия в семантике речевых формул извинения в английском языке: извинение с прилагательным sorry является нейтральным и основным способом выражения извинения; извинение с глаголом to excuse приносится за негативное действие; извинение с глаголом to forgive приносится за негативное состояние; извинение с глаголом to apologise/ze дополнительно включает такие семы, как ‘официальность’ и ‘эмфатика’; извинение с глаголом regret включает в себя семы ‘сожаление’ и ‘официальность’; извинение с речевой формулой I’m afraid включает в себя сему ‘вежливость’ и используется, чтобы смягчить последующее за этим неблагоприятное сообщение. Выявляются функции, в которых могут использоваться изучаемые формулы.
41-51 5
Аннотация
Исследуются игровые возможности приема интертекстуальности. Сообщается, что интертекстуальные параллели присутствуют в художественных текстах в явной или в скрытой форме, при этом обыгрыванию подвергаются прецедентные имена, сюжеты, система персонажей, мотивы и цитаты. Подчеркивается, что выявление приёма интертекстуальности требует знаний языкового и экстралингвистического характера, этимологии, познаний в области фольклора, знания мировой литературой. Выявлено, что интертекстуальные связи у Ю. Буйды служат средством актуализации окказиональных смыслов и их развёртывания до многоуровневой и многослойной игры. Автор статьи доказывает, что генерируемые смыслы, как правило, контрастируют по признаку «высокое» - «низкое» / «бытовое» или смещены к сфере материально-телесного низа, что является основой создания комического эффекта. Охарактеризована специфика комического творчестве Юрия Буйды: смех, комическое неразрывно граничат с трагическим, благодаря чему воссоздается архаическая картина мира, где эти полярные для рационалистического мышления сущности составляли единое, нерасчлененное целое. Показано, что использование приема интертекстуальности переводит трагический тон рассказа в комический. Доказывается, что прием интертекстуальности в текстах этого писателя представляет особое явление: это не просто стилистическое средство, а игровой способ реконструирования особенностей мифологического мышления.
52-61 4
Аннотация
Статья посвящена проблеме сохранения языка и культуры вепсской народности. Автор исходит из того, что ситуация с языками малочисленных народов Российской Федерации близка к критической. Показана зависимость демографической и языковой ситуации в малой этнической группе от политики государства. Автор указывает на положительный опыт политики коренизации, которую проводило советское государство с начала 1920-х до конца 1930-х годов с целью политического, культурного и экономического развития национальных меньшинств. Сообщается, что в результате проведения этой политики переписи 1926 и 1939 годов показывали самую высокую численность вепсов: 32,8 и 29,7 тыс. человек соответственно. Констатируется, что с ухудшением национальной политики в конце 1937 года началась деградация этноса, которая продолжается и сегодня. Автор показывает, что вепсы разъединены, экономически и политически не защищены на своих исконных территориях, происходит убыль носителей, исчезает языковая среда, язык теряет главную функцию - быть средством общения. Предлагаются меры по предотвращению дальнейшей убыли вепсского населения и сохранению языковой среды. Автор подчеркивает определяющую роль государства в вопросах развития, защиты и укрепления малых этносов и их языков.
62-75 8
Аннотация
Работа посвящена актуальной проблеме языковой концептуализации пространства Сибири XVII-XVIII веков. Семантическое поле пространства, впервые реконструируемое на материале Есиповской летописи, рассмотрено как модель региональной пространственной картины мира. Семантика лексических единиц, обозначающих военные действия (наступление, отступление, оборона, разгром и покорение врага), проанализирована в когнитивном аспекте. В статье определены особенности лексической репрезентации семантической парадигмы «Путь - бой», конструирующей дальнюю периферию семантической сферы «Перемещение в пространстве», которая наряду с семантическими сферами «Русь, Московское царство», «Физическое пространство, простор» структурирует семантическое поле пространства в этом тексте. Выяснено, что актуализация такой существенной характеристики пространства Сибири, как покорение новой территории, выражена семантикой большого количества лексем, связанных отношениями синонимии, антонимии, конверсии, лексико-словообразовательными отношениями. Установлено, что подобные семантические и лексико-словообразовательные отношения формируют семантические парадигмы всего реконструируемого поля пространства и являются языковым отражением интереса к объектам, привлекающим общественное внимание. Доказано, что в тексте Есиповской летописи таким объектом является Сибирь. Метод полевого описания лексики позволил уточнить в ходе анализа парадигматики лексем их лексическое значение и, выявив структуру семантического поля, реконструировать существенные параметры сибирской пространственной картины мира.
76-88 6
Аннотация
Рассматривается вопрос об особенностях языковой среды города. Приводится определение термина городское письмо , которым автор статьи обозначает баннеры, щитовую рекламу и вывески. Охарактеризованы тенденции изучения креолизованных текстов в современной лингвистике. Отмечены основные причины частотного употребления паралингвистических элементов в рекламном тексте в целом и в «городском письме» в частности. Рассматривается связь (связность) вербального компонента и визуальной части в текстах городской среды Иркутска. Актуальность исследования обусловлена необходимостью оценить эффективность воздействия текстов на аудиторию. Новизна работы видится в том, что впервые «городское письмо» как разновидность рекламного текста выступает в качестве полноправного объекта лингвистического исследования. Представлены результаты анализа «городского письма» Иркутска. Предлагается классификация типов семантических отношений вербальных и визуальных компонентов: (1) прямая соотнесённость, (2) периферийная соотнесённость, (3) контаминация (взаимодополнение) вербально-визуального блока и эргонима. Установлено, что авторы креолизованных текстов отдают предпочтение первому типу связи изображения и слогана. Высказано предположение, что небольшое количество примеров с другими типами связи обусловлено недостаточным уровнем речевой культуры авторов «городского письма». Выявлены единичные случаи немотивированного (ошибочного) использования элемента невербальной части.
89-100 6
Аннотация
Характеризуются речевые акты разных типов, характерные для текстов интернет-форумов. Новизна работы видится в материале исследования: интернет-дискурс появился и стал предметом исследования сравнительно недавно, и многие его жанры еще не исследованы в полной мере, тем более что данный вид дискурса находится в постоянном развитии и претерпевает изменения. Актуальность работы обусловлена тем, что она выполнена в русле направления прагмалингвистики. Делается вывод об обусловленности высокой частотности директивных речевых актов жанром интернет-форума. Авторы показывают, что в этих текстах достаточно часто встречаются экспрессивы. Выявлено, что репрезентативы, а также интеррогативы составляют небольшой процент от общего числа речевых актов в исследуемом материале и встречаются, как правило, в начальных «постах». Комиссивы и декларации не присутствуют в выборке данного исследования, из чего делается вывод, что они присутствуют в интернет-форумах в единичных случаях. Более подробно исследуются директивные речевые акты как самые распространенные в изучаемом материале, анализируется степень их категоричности, а также языковые средства, смягчающие тон директивных речевых актов. Различаются эксплицитные и имплицитные директивы.

10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА

102-114 6
Аннотация
Статья посвящена анализу феномена «путевой прозы» И. А. Гончарова в контексте традиции русского травелога XIX века. Традиционно в процессе анализа текстового материала (путевых записок) выделяются принципы и формы соединения двух основных нарративных стратегий: автора-документалиста, этнографа, историка и автора-писателя, литератора, художника. Предметом данного исследования стали индивидуальные нарративные стратегии чиновника-путешественника. «Фрегат Паллада» И. А. Гончарова определяется как «знаковый» и в эволюции жанра травелога. Выявляются и сопоставляются различающиеся нарративные стратегии автора-путешественника, воспринимающего мир с точки зрения двух сознаний - «скромного чиновника» и «нового аргонавта». Феномен повествования в путевых очерках И. А. Гончарова охарактеризован, с одной стороны, как синкретичный, сочетающий элементы ученого и литературного путешествий, с другой стороны, как индивидуально-авторский, демонстрирующий разрушение всевозможных шаблонов и стереотипов жанровой формы травелога, сложившейся к 50-м годам XIX века. Автор приходит к выводу о том, что в путевой прозе И. А. Гончарова происходит усиление субъективно-личностного начала, что выражается в повествовании в постоянной смене нарративных стратегий и демонстрирует постоянный поиск точки зрения на мир.

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

116-135 3
Аннотация
В статье дана краткая характеристика положения промысловой кооперации Сибири к началу 1921 года. Анализируются ее организационное строительство и региональные особенности в условиях перевода на рельсы новой экономической политики. Рассматривается деятельность Сибирского областного кустарно-промыслового союза. Ставится вопрос о борьбе за влияние на промкооперацию. Исследуются причины кризиса и развала системы Сибартельсоюза. Автор приходит к выводу об инерции военно-хозяйственных методов руководства кооперированным производством кустарей и ремесленников на протяжении всего рассматриваемого периода. Отмечается, что система непосредственного государственного управления в этой сфере сохранялась вплоть до 1923 года. Показана неспособность Сибартельсоюза возглавить кооперацию, из-за чего продолжался кризис кустарно-промысловой системы. Основными источниками работы послужили материалы из фондов Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива экономики и Государственного архива Новосибирской области, часть которых впервые вводится в научный оборот.
137-148 5
Аннотация
Предметом статьи являются отношения Азербайджанской Демократической Республики (АДР) и Франции в период работы Парижской мирной конференции 1919-1920 годов. Автор раскрывает ключевые события внешней политики АДР (1918-1920), первого в мусульманском мире государства с республиканской формой правления, и Франции, играющей ведущую роль в мироустройстве после Первой мировой войны. Методологическую основу исследования составляет историко-генетический метод, позволяющий проследить причинно-следственные связи и закономерности развития внешней политики АДР и Франции вконтексте вопроса признания независимости АДР на Парижской мирной конференции. Научная новизна исследования заключается в привлечении новых источников, ранее не введенных в научный оборот. Особое место здесь занимают документы главы делегации АДР на Парижской мирной конференции Али Мардан бека Топчибашева, опубликованные в 2016 году в сборнике документов «Парижский архив». Также привлечены выпуски французского внешнеполитического бюллетеня «Correspondance d’Orient» за 1918, 1919, 1920 годы. В российской науке тема практически не раскрыта. В исследовании делается вывод о том, что АДР могла удержать свою независимость лишь благодаря поддержке западных стран, в том числе Франции. Однако категоричная позиция французского правительства по отношению к АДР способствовала быстрому падению новообразовавшейся республики на Востоке.
149-161 5
Аннотация
Рассматривается частный случай махинаций с заготовками продовольствия для армии в годы Первой мировой войны. Сообщается, что осенью 1916 года уполномоченный Министерства земледелия в Западной Сибири А. А. Митаревский командировал своего представителя Новикова на север Енисейской губернии с целью покупки партии туруханской рыбы. Агент заключил сделку с местными оптовиками П. А. и Ф. А. Тонконоговыми и Г. Е. Кучеренко по стоимости, значительно превышавшей среднерыночную. Будучи крупными рыбопромышленниками в Енисейском уезде, Тонконоговы и Кучеренко купили у рыбаков-промысловиков весь улов и продали Новикову по максимальной цене. Ситуация вызвала возмущение местных торговцев, кооперативных организаций и населения. Для обеспечения конкурентных условий на рыбном рынке более мелким предпринимателям, для снабжения горожан рыбой по доступным ценам в дело вмешался енисейский губернатор Я. Г. Гололобов. В результате условия сделки были аннулированы. Автором сделан вывод о том, что попытки реализовать подобные коррупционные схемы наносили материальный ущерб казне, демонстрировали аморальное и криминальное поведение многих торговцев и должностных лиц, вели к росту недовольства населения и общего негативного отношения к институтам власти и бизнеса.
162-173 5
Аннотация
Рассматривается взаимосвязь между развитием государства, административной статистики, научных знаний и организацией переписей населения в европейских странах и России. Прослеживается становление и выделяются основные направления деятельности губернских и областных статистических комитетов. Особое внимание уделяется роли сибирских статистических комитетов в организации городских однодневных и первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года. Приводятся данные об участии в переписях Тобольского и Забайкальского комитетов. Затрагиваются проблемы финансирования, формирования методологической базы и кадрового обеспечения в процессе проведения переписных компаний. Называются учреждения, ответственные за подготовку всероссийской переписи населения 1897 года. Выяснены особенности организации первой всеобщей переписи в Сибири. Отдельно анализируются общие черты в развитии статистических комитетов и научных обществ. Исследуется вклад сибирских отделов Императорского русского географического общества, Общества любителей исследования Алтая в подготовку и проведение переписей населения в Иркутске, Омске и Барнауле. Автор подчеркивает значение переписей населения в деятельности губернских и областных статистических комитетов, научных обществ Сибири во второй половине XIX века.
174-185 2
Аннотация
Статья посвящена сравнительно еще мало разработанной в отечественной историографии теме, в том числе и в региональном аспекте. Целью написания статьи было исследование денежных доходов и расходов полных (нуклеарных) семей колхозников Свердловской области в 1960 году. Исследование проведено на материалах Государственного архива Свердловской области (ГАСО) и текущего архива Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области (ТОФСГССО) с привлечением интернет-источников, а также научной и публицистической литературы. Актуальность темы обусловлена ее значимостью для общественных наук, прежде всего - для истории, социологии и экономики. Научная новизна работы видится в том, что в оборот вводятся новые материалы, обнаруженные автором в фондах указанных архивов. Отмечается, что именно нуклеарные семьи, как наиболее типические и распространенные, в массе своей выбирались органами статистики для вышеупомянутых регулярных ежегодных обследований семейных бюджетов. Утверждается, что, хотя данные семьи и являлись базой («ядром») для статистических обследований, они сами по себе редко становились объектом исследований социологов и историков. Констатируется, что наблюдалась довольно серьезная дифференциация денежных доходов и расходов обследованных полных семей колхозников. Заявляется, что характерной чертой именно нуклеарных семей был их сравнительно молодой возраст по сравнению с другими типами семей колхозников. Доказывается значительная роль личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в экономике обследованных семей. Декларируется, что большую часть расходов неполных семей колхозников составляли затраты по приобретению продуктов питания и промышленных товаров. Делается вывод, что даже с учетом существенных доходов от ЛПХ суммарные доходы нуклеарных семей были несколько ниже доходов семей городских рабочих.
186-197 2
Аннотация
Рассматриваются вопросы, связанные с процессом «советизации» традиционной культуры чувашей. Новизна исследования видится в том, что общие для всех народов Советского Союза процессы «советизации» рассмотрены на конкретном материале истории чувашей, собранном в процессе этнографических экспедиций. Привлечены к рассмотрению примеры изменения традиции чувашей под влиянием культурного воздействия со стороны советской власти. В работе показаны пути проникновения советского типа культуры в обрядовую жизнь народа. Авторы обращаются к ойконимам населенных пунктов, антропонимам, устному народному творчеству и объектам материализованной культуры. На этом материале выявлены нововведения в быту этнической группы и направления трансформации воззрений народа. Уделяется внимание советской символике, ставшей частью чувашской культуры. Приводятся определения понятий «советизация», «материализованная культура». Особое внимание уделяется изменению сознания и традиционных воззрений, что наиболее отчетливо прослеживается в обрядовой и праздничной практике чувашей. В работе показано, что многие объекты «советизации» сохраняют свою актуальность, являясь частью повседневности или выступая в качестве музейных экспонатов. Доказано, что инкорпорирование новых норм и образа жизни в традицию чувашей привело к формированию иного типа культуры - советского, элементы которого сохраняются и в современном мире.
198-208 9
Аннотация
Рассматриваются вопросы социальной структуры местного тюркского населения Тюменского уезда. При этом уделяется внимание тому, что разделение местного населения на служилых, ясачных и захребетных татар произошло уже в рамках Московского государства. Представлен анализ опубликованных и вновь выявленных источников. Новизна исследования видится в том, что автор постарался абстрагироваться от существующих концепций формирования сословных групп тюркского населения Тюменского уезда, сосредоточившись на архивных материалах. В сегодняшних условиях, при наличии большого количества литературы, иногда полезно вернуться к анализу первоисточников. В ходе исследования доказано, что группы ясачных, служилых и захребетных татар выделились из состава местных родоплеменных объединений. Группу служилых татар составляли, преимущественно, представители элиты этих объединений. Захребетными татарами называлась привилегированная группа, состоящая из близких родственников служилых татар; из ее состава происходила замена служилых выбывших по возрасту, болезни или смерти. Ясачные татары составляли прослойку податного населения. При этом все три группы не утрачивали связи друг с другом. Это подтверждается также тем, что все эти группы совместно пользовались вотчинным правом на охотничьи, рыболовные и прочие угодья.
209-220 3
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы реставрации памятников регионального значения на примере архитектурного комплекса Починковского государственного конного завода. Представлены сведения об этапах формирования ансамбля конезавода. Особое внимание авторы уделяют анализу планировочных и стилистических особенностей производственной и жилой частей комплекса, характеристике инфраструктуры, развитой на его территории. Приведены примеры структурной трансформации отдельных строений, в результате которой изменилось их первоначальное функциональное назначение. Доказано, что архитектурный ансамбль Починковского конного завода играл градоформирующую роль в структуре одноименного населенного пункта. Авторы подчеркивают высокий уровень развития российской архитектурной мысли в XIX веке, при котором даже провинциальные производственные комплексы превращались в монументальные памятники, отличавшиеся функциональной четкостью и правильностью форм в сочетании с художественной выразительностью и нестандартностью архитектурных решений. Новизна исследования обусловлена применением комплексного подхода к воссозданию первоначального облика историко-архитектурного памятника. В статье продолжена разработка научных представлений о роли конезавода в процессе формирования планировочных и стилистических особенностей в структуре населенного пункта Починки.
221-232 9
Аннотация
Анализируются направления деятельности органов власти и государства по социальному обеспечению инвалидов войны в годы Великой Отечественной войны. Авторы отмечают, что многократное увеличение числа инвалидов с началом Великой Отечественной войны привело к изменению в системе социального обеспечения и реабилитации инвалидов. Сообщается, что за эти годы произошло расширение государственной помощи, которая включала в себя, помимо назначения пенсии и пособий, обеспечение продовольственными и промышленными товарами, льготное предоставление жилья, земельных участков, топлива. Подчеркивается, что государство принимает дополнительные меры, направленные на обучение и дальнейшее трудоустройство инвалидов войны. Приводятся сведения о том, что в условиях нормированного распределения военного времени инвалиды войны получают продовольственную помощь. Рассматривается финансовое обеспечение инвалидов войны, снабжение продовольствием и предметами первой необходимости. Поднимается вопрос о структуре органов государственного обеспечения по оказанию помощи инвалидам Великой Отечественной войны. Авторы доказывают, что в целом социальное обеспечение инвалидов в годы войны приобрело системный характер, однако размеры выплат оставались низкими и не компенсировали утраченного заработка, что приводило к необходимости введения натуральных форм поддержки и дополнительных льгот.

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

234-252 6
Аннотация
Статья посвящена анализу информационной среды современного общества, определяющей своеобразие социальной ситуации развития детей XXI века. Показано, что применяемые в медицине информационные технологии играют позитивную роль в адаптации семьи к появлению детей, способствуют формированию психологической готовности родителей к принятию индивидуальных особенностей ребенка еще до его рождения. Подчеркивается неоднозначное влияние информационной среды и коммуникационных технологий на формирование моделей родительского поведения, углубляющее разрыв связи между поколениями, разрушающее преемственность семейных традиций и опыта воспитания детей, снижающее чувство ответственности за безопасность детей. Выделены риски современной социальной ситуации развития ребенка, обусловленные проникновением информационных технологий в повседневную жизнь человека. Приоритетное значение имеет сокращение времени и обеднение содержания непосредственного общения взрослого и ребенка, а также заполнение информационной средой игрового и социального пространства ребенка. Ставится вопрос о влиянии информационных технологий в образовании и новых методических возможностей на познавательное и личностное развитие современного ребенка. Отмечается, что общение в социальных сетях, занимающее доминирующие позиции в социальном взаимодействии подростков, таит в себе опасность слабого развития рефлексивных способностей, формирования искаженной самооценки, возникновения защитных психологических механизмов.
253-266 9
Аннотация
Рассматривается вопрос, связанный с дидактической системой осуществления контроля над формированием иноязычной языковой компетенции студентов на базе мобильных приложений в неязыковом вузе. Целью статьи является описание теоретико-методической модели контроля, используемой при обучении иностранному (английскому) языку студентов уровня «бакалавриат» с целью развития и совершенствования письменно-речевых умений. Актуальность исследования обусловлена внедрением информационных технологий в процесс обучения в вузе, интересом к использованию мобильных приложений в процессе преподавания иностранного языка, недостаточностью разработанных методик контроля знаний студентов посредством новых технологий. В работе представлена авторская разработка модели оценивания письменно-речевых умений студентов при помощи мобильных приложений. Описано три этапа реализации модели согласно разработанным схемам. Раскрывается сущность основных элементов данной модели. Описываются условия, необходимые для успешной интеграции модели в процесс обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе. Приводятся результаты апробации данной модели в учебном процессе. Делается вывод о том, что предлагаемая автором теоретико-методическая модель может способствовать оптимизации системы формирующего контроля, позволяющего эффективно корректировать процесс обучения.
267-278 6
Аннотация
Представлены результаты первого этапа исследования «Управление взаимодействием образовательных организаций и общественных объединений взрослых в пространстве СНГ». Его актуальность обусловлена, с одной стороны, тенденцией активного развития самоорганизации, направленной на удовлетворение растущих запросов современных взрослых на разнообразное по содержанию и формам образование, с другой - осознанной в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (СНГ) общественной необходимостью построения системы непрерывного образования в целом и модернизации сферы образования взрослых, в частности. Взаимодействие рассматривается не как самоцель, а как средство гармонизации отношений личности, общества и государства средствами образования. Автор предлагает методологические основания, обеспечивающие и поддержание системообразующих ценностей культуры, и широкое освоение актуальных для современной жизнедеятельности знаний и умений. Описываются негативные факторы, создающие препоны для построения каждым взрослым индивидуального образовательного пути. Обосновывается вариант преодоления межсекторальной изоляции в сфере образования взрослых на основании учета существующего политико-правового контекста. Научная новизна предлагаемого варианта состоит в сочетании достижений современной экономики образования (в области межсекторального взаимодействия, частно-государственного партнерства) и авторской разработки конструкта «пространство образования взрослых», описывающего современное состояние данной сферы.
279-288 6
Аннотация
Статья посвящена переводам русской классики на латинский язык, выполненным А. Н. Куряшкиным и Ю. А. Стасюком, и возможностям их использования на занятиях по латинскому языку в высших учебных заведениях России. Автор отмечает, что латынь не теряет своего значения и сегодня, оставаясь одним из важнейших учебных предметов для филологов, историков и философов, которым необходима работа с первоисточниками, а также для медиков и ветеринаров, чья профессиональная деятельность невозможна без навыков чтения, перевода и письма клинических и анатомических терминов и рецептов. Переводы классических поэтических произведений М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, К. И. Чуковского, А. Л. Барто и других авторов, безусловно, знакомых студентам со школьной скамьи, а также известных русских песен могут быть использованы педагогом не только как тексты для тренировки устного чтения и перевода, но и как элемент дополнительных и творческих заданий. Кроме того, представляется возможным включение их в число контрольных вопросов к зачету (экзамену), что должно вызывать у обучающихся интерес, мотивацию и сформировать навыки самостоятельного анализа текста.
289-303 2
Аннотация
Рассматривается проблема гармонизации разных взглядов на профориентационную работу, обусловленных разнообразием представлений о жизненном и карьерном успехе, а также - о путях к успеху. Авторы условно назвали явление множественности трактовок содержания данного понятия «профориентационным плюрализмом». Рассматриваются позиции самоопределяющейся личности, психологов-профконсультантов, методологов, ученых-профориентологов, работодателей. Охарактеризованы различия в понимании сущности профориентации всеми названными субъектами взаимодействия. Подчеркивается несовпадение их ожиданий по отношению к профконсультантам. Утверждается, что управленцы предприятий и организаций ведут разную кадровую политику в зависимости от осознания ими значимости человеческого потенциала. Профориентация интерпретируется в контексте культурно-исторического развития общества. Авторы выявляют точки несовпадения разных позиций в понимании профориентации и предлагают обобщенные варианты (пути) гармонизации мнений. Первую группу составляют варианты «внешней» гармонизации, то есть способы согласования мнений между субъектами, так или иначе участвующими в профориентационной работе. Вторую группу образуют варианты «внутренней» гармонизации - между людьми, представляющими одну социальную или профессиональную группу, заинтересованную в решении вопросов профориентации.
304-318 2
Аннотация
Рассматривается проблема выстраивания профессиональной карьеры преподавателя вуза в современной России. Актуальность исследования обусловлена тем, что данная проблематика активно разрабатывается сторонниками личностно-деятельностной теории, которая в настоящее время является основой проектирования учебно-воспитательного процесса в содержательном и методологическом аспектах. Базовое понятие «образование для карьеры» истолковывается авторами как внеситуативный по отношению к полученной специальности объем знаний, прикладных умений, сценариев когнитивной деятельности, нацеленных на достижение высоких результатов в профессии (признания социумом, хорошо оплачиваемых и социально значимых должностей) и получение положительных эмоций от собственного труда. При изучении системы поддержки карьерного роста авторы опираются на концепцию российского профессионального образования, предложенную А. М. Новиковым. Учитываются четыре главных принципа: придание образованию гуманистического характера, его демократизация, а также акцент на непрерывности и опережении. Новизна исследования и его теоретико-практическая значимость заключаются в выделении трех условий карьерного роста преподавателя вуза: интеграции педагогического труда в систему жизненных смыслов и ценностную иерархию личности в качестве их важнейшего компонента; постоянного творческого поиска, обусловленного критическим отношением к своему профессиональному уровню; готовности педагога к осуществлению деятельности инновационного характера.
319-336 8
Аннотация
Рассматривается проблема межпредметности в отечественном школьном образовании - его исторический аспект и актуальность в настоящем. Отмечается усиление тенденций к интеграции учебных предметов в современном образовании в связи с необходимостью решения задач государственной образовательной политики. Это касается, во-первых, требования достижения обучающимися метапредметных результатов образовательной программы; во-вторых, изменения стратегии обучения «готовыми знаниями» на компетентностную модель обучения; в-третьих, снижения уровня «предметоцентризма» в школьных образовательных программах. Рассматриваются понятия «межпредметность», «надпредметность», «метапредметность». Как педагогическая проблема авторами данной статьи рассматривается вопрос о низком уровне владения обучающимися универсальными учебными действиями (обобщать, сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы и т. п.), что показывают международные исследования. С другой стороны, фиксируется низкая готовность большей части учителей работать в межпредметном поле образовательного процесса по причине недостатка эффективного дидактического инструментария и соответствующих времени программных материалов. В качестве вариантов решения указанных проблем авторы статьи предлагают несколько стратегий реализации межпредметного подхода. Новизна идеи заключается в том, что стратегии разработаны в контексте компетентностного подхода.

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ. ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

338-343 3
Аннотация
Представлены итоги «круглого стола», состоявшегося 9 декабря 2017 года в г. Мыски Кемеровской области в рамках VI Международного конкурса «Сибириада». Круглый стол был посвящен актуальным проблемам защиты традиционной культуры, жанров музыкального творчества (песенного, инструментального), а также изготовления на основе современных технологий национальных музыкальных инструментов коренных народов Саяно-Алтайского нагорья и Южной Сибири. Обсуждалась также проблема грантовой поддержки исследований и проектов, направленных на сохранение традиционных культур в национально-культурных центрах, на изучение малоисследованных вопросов истории коренных народов Сибири.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)