Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Информационная среда как фактор социальной ситуации развития современного ребенка

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-234-252

Аннотация

Статья посвящена анализу информационной среды современного общества, определяющей своеобразие социальной ситуации развития детей XXI века. Показано, что применяемые в медицине информационные технологии играют позитивную роль в адаптации семьи к появлению детей, способствуют формированию психологической готовности родителей к принятию индивидуальных особенностей ребенка еще до его рождения. Подчеркивается неоднозначное влияние информационной среды и коммуникационных технологий на формирование моделей родительского поведения, углубляющее разрыв связи между поколениями, разрушающее преемственность семейных традиций и опыта воспитания детей, снижающее чувство ответственности за безопасность детей. Выделены риски современной социальной ситуации развития ребенка, обусловленные проникновением информационных технологий в повседневную жизнь человека. Приоритетное значение имеет сокращение времени и обеднение содержания непосредственного общения взрослого и ребенка, а также заполнение информационной средой игрового и социального пространства ребенка. Ставится вопрос о влиянии информационных технологий в образовании и новых методических возможностей на познавательное и личностное развитие современного ребенка. Отмечается, что общение в социальных сетях, занимающее доминирующие позиции в социальном взаимодействии подростков, таит в себе опасность слабого развития рефлексивных способностей, формирования искаженной самооценки, возникновения защитных психологических механизмов.

Об авторе

А. Д. Андреева
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Список литературы

1. Андреева А. Д. Образ семьи и родительства у современных матерей: кросс-культурное исследование / А. Д. Андреева // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2016. - Т. 9, № 2. - С. 17-30.

2. Андреева А. Д. Родительский контроль в современном обществе: приоритеты и формы реализации / А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова // Научный диалог. - 2017. - № 4. - С. 220-232. - DOI: 10.24224/2227-1295-2017-4-220-232.

3. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. - Москва : Эксмо, 2009. - 464 с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 398 с.

5. Бронфенбреннер У. Два мира детства: дети в США и СССР / У. Бронфенбреннер. - Москва : Прогресс, 1976. - 167 с.

6. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. Выготский. - Москва : Эксмо, 2005. - 1136 с.

7. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. - Санкт-Петербург : Союз, 1998. - 144 с.

8. Иванова Н. Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Н. Н. Иванова // Психолого-педагогические исследования. - 2012. - № 1. - Режим доступа : http://psyedu.ru/journal/2012/1/2649.phtml.

9. Исследование: лишь 2 % школьников в России не пользуются интернетом [Электронный ресурс] // Международное информационное агентство «Россия сегодня». - Режим доступа : https://ria.ru/society/20151123/1326827815.html

10. Крамер Е. А. Проблемы развития личности обучающихся в условиях информационного общества / Е. А. Крамер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 2/2. - С. 121-124.

11. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - Москва : Педагогика, 1986. - 144 c.

12. Низамова Е. Г. Возможности ИКТ для развития познавательных интересов учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] /Е. Г. Низамова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть». - Режим доступа : https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/08/19/.

13. Палагина Н. Н. Ребенок в этнической культуре / Н. Н. Палагина. - Бишкек, 2005. - 192 c.

14. Потанина А. Ю. Нейропсихологические и социальные факторы трудностей обучения в начальной школе и их коррекция : диссертация … кандидата психологических наук / А. Ю. Потанина. - Томск, 2012. - 128 с.

15. Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности / А. В. Смонов. - Москва : Институт психологии РАН, 1998. - 98 с.

16. Смирнова Е. О. Игровая деятельность современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей / Е. О. Смирнова, О. В. Гударева // Социология дошкольного воспитания : труды по социологии образования. - Москва, 2006. - Т. 11, Вып. 19. - С. 49-64.

17. Смирнова Е. О. Дошкольник в современном мире : книга для родителей / Е. О. Смирнова, Т. В. Лаврентьева. - Москва : Дрофа, 2006. - 272 с.

18. Собкин В. С. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст // Социология дошкольного воспитания : труды по социологии образования / В. С. Собкин, Е. А. Марич. - Москва, 2002. - Т. 7, Вып. 12. - 245 с.

19. Столин В. В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики / В. В. Столин, Е. Т. Соколова, А. Я. Варга // Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - Москва : Педагогика, 1989. - С. 16-37.

20. Толстых Н. Н. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. - Москва : Юрайт, 2016. - 406 с.

21. Цукерман Г. А. Динамика читательской грамотности 10-15-летних школьников : информационные тексты / Г. А. Цукерман, О. Л. Обухова // Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования : материалы конференции, 24 октября 2012 г., г. Москва. - Санкт-Петербург : Нестор-история, 2012. - С. 332-358.

22. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 672 с.

23. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 1989. - 560 с.


Рецензия

Для цитирования:


Андреева А.Д. Информационная среда как фактор социальной ситуации развития современного ребенка. Научный диалог. 2018;(3):234-252. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-234-252

For citation:


Andreyeva A.D. Information Environment as a Factor of Social Situation in Development of a Modern Child. Nauchnyi dialog. 2018;(3):234-252. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-234-252

Просмотров: 897


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)